Образовательные технологии

Тема 13. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В XX ВЕКЕ.

Тема 12. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, АМЕРИКИ, АЗИИ И АФРИКИ.

Тема 11. ОБРАЗОВАНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ И КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА.

Тема 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (АНГЛИЯ, США, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ И ДР.).

Тема 8. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.

Тема 6. РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА И КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

Источники права. Основные черты гражданского и уголовного права в странах Западной Европы в XIV-XVI веках. Суд и процесс в странах Западной Европы. Роль католической церкви в феодальном обществе. Возникновение и утверждение католицизма в Западной Европе. Каноническое право.

Тема 7. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОКА: ИСЛАМСКИЙ МИР И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ, ИНДИЯ, ЯПОНИЯ, КИТАЙ; МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.

Основные этапы развития феодального государства в Индии, Китае, Японии, Арабском Халифате.

История развития. Основные источники мусульманского права. Основные положения мусульманского права и его влияние на позитивное право в мусульманских странах.

Предпосылки и основные этапы буржуазной революции в Англии. Реставрация монархии в Англии Основные черты конституционной монархии и ее правовые акты. Развитие англо-саксонской системы права.

Английские колонии и их борьба за независимость. «Декларация независимости». Образование США. «Статьи конфедерации». Конституционное разделение властей. Основные черты американского федерализма. Основные этапы революции во Франции конца XVIII в. Франция под властью Наполеона I. Поиск оптимальных путей государственного развития в XIX в. Основные черты французского права после буржуазной революции конца XVIII в. Государственный строй Германии до объединения. Северо-Германский Союз. Усиление Пруссии и объединение Германии. Конституция 1871 г. Развитие права Германии после образования единого государства.

Тема 10. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (США, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ И ДР).

Веймарская Конституция 1919 г. Установление фашистской диктатуры в Германии и Италии. Конституция ФРГ 1949 г. Объединение двух германских государств. Основные черты государственного развития Великобритании в ХХ в. Британское Содружество. Конституционное развитие США в ХХ в. “Новый курс” Рузвельта и его последствия. Методы государственного регулирования экономики после отмены “Нового курса”. Третья республика во Франции. Усиление правительства. Установление Четвертой республики. Конституция 1946 г. Переход к Пятой республике. Конституция 1958 г.

Англо-саксонская система права. Общее право и право справедливости. Особенности судебного процесса. Романо-германская система права. Судебный процесс.

Государство и право Новейшего времени (США, Великобритания, Франция, Германия и др.).

Изменения в государственном строе стран Центральной и Юго-Восточной Европы после второй мировой войны. Политические изменения в странах Восточной и Центральной Европы в 90-е гг. XX в. Основные черты общественного и государственного строя Японии и Китая. Первая китайская конституция. Конституция Японии 1947 г. Национально-демократические революции и возникновение независимых государств в Азии и Африке после Второй мировой войны.

Основные тенденции развития гражданского права. Трудовое и социальное законодательство. Изменения в уголовном и процессуальном праве

Реализация компетентностного подхода в преподавании дисциплины «История отечественного государства и права» обеспечивается широким использованием в учебном процессе следующих форм и методов проведения занятий.

Адаптивное обучение – способ организации учебного процесса с учетом индивидуального уровня подготовки обучаемого до начала обучения и/или в процессе обучения.

Активное обучение – способ организации учебного процесса, при котором невозможно пассивное участие: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, о выполнении которого он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой задачи. Активное обучение основано на методах, стимулирующих познавательную деятельность студентов: драматизация, инверсия, метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, метод эвристических вопросов, метод мозгового штурма и др.

Выездные школы – это интенсивные формы коллективного обучения в режиме «погружения» в профессиональную среду. Студенты получают возможность упорядочить знания, развить практические навыки будущей профессиональной деятельности, обменяться опытом и установить деловые связи (при организации и проведении выездных занятий используется профессиональное сотрудничество научно-педагогического коллектива профильной кафедры с оперативно-следственными, судебными, надзорными и правозащитными органами и подразделениями правоохранительных органов).

Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений должностными лицами или специалистами в различных ситуациях служебной деятельности (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения в юриспруденции с целью познания правил поведения, их нормативно-правового регулирования, освоения процессов принятия ответственных решений.

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает как устный дискурс, так и написание студентами эссе, тезисов или реферата по сложным, проблемным вопросам изучаемой дисциплины.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы или вопроса.

Круглый стол – один из эффективных способов для обсуждения наиболее сложных и актуальных на текущий момент вопросов в изучаемой профессиональной сфере. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе свободного диалога, осуществить обмен опытом и раскрыть творческие инициативы (в соответствии с планом организации и проведения внутривузовских и межвузовских научно-практических мероприятий).

Мастер-класс – семинар, который проводит доцент, профессор, эксперт или практик (действующий специалист), узкоспециализирующийся в отдельных областях правоохранительной деятельности и осуществления правосудия, их правого регулирования, для тех, кто хочет улучшить свои практические навыки в этом предмете (в соответствии с планом организации и проведения внутривузовских и межвузовских научно-практических мероприятий).

Метод «кейс-стади» – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновывать его.

Метод проектов – комплексный метод обучения, результатом которого является создание какой–либо ситуации или явления (действия, бездействия). В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения (материалы для самостоятельной работы студентов).

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для самостоятельного выбора студента (используется для осуществления текущего контроля и самостоятельной работы).

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие специальной компетентности и межличностного профессионального поведения обучаемого контингента (практические занятия по темам).

Инновационно-педагогические технологии комплексно используются в преподавании настоящей учебной дисциплины. Наряду с лекциями, как традиционным методом обучения, исходя из запланированного времени и с учетом имеющегося материально-технического обеспечения, в учебный процесс предполагается поэтапно внедрять перечисленные выше формы и методы обучения. Их использование в учебном процессе дифференцируется и обосновывается содержанием учебной дисциплины применительно к каждой конкретной теме, а также с учетом планирования порядка проведения занятия.

В начале курса применяется метод адаптивного обучения. Цель практического занятия может быть определена путем постановки индивидуальных заданий для каждого студента по базовым темам, а затем достигнута в ходе активного обучения. Каждый студент, получив определенное ролевое задание (вопрос из плана практического занятия), активно участвует в учебном процессе. На данном этапе обучения важное значение для последующей самостоятельной работы студентов над темами курса имеет овладение ими информационно-коммуникационными технологиями, применяемыми при систематизации правовой информации (СПС «КонсультантПлюс», «Гарант»), что становится реальным с обеспечением свободного доступа студентов к возможностям электронного читального зала или специально оборудованных мультимедийных аудиторий.

Учебный материал в значительной степени усложняется в центральных темах курса и практических занятиях. Заявленные в них целевые установки могут быть достигнуты интенсификацией процесса обучения в целом. Данная задача решается при проведении конкретных занятий путем сочетания разнообразных педагогических технологий, в большей степени способствующих передаче преподавателем знаний студентам по указанным темам.

Как показывает педагогическая практика, теоретические вопросы лучше усваиваются, когда учебная работа проводится в форме дискуссии. Добиваясь от каждого студента качественного выполнения в часы самостоятельной работы индивидуального задания, преподавателем планируется их подготовка к проведению дискуссии в учебное время. Примерная тематика эссе, тезисов, рефератов для дискуссии предлагается преподавателем с учетом пожелания студента. При выборе и формулировании конкретной темы выступления обязательно учитывается обоснованное мнение студента-докладчика и содокладчика по данному вопросу. Как правило, позиции, изложенные в ходе дискуссии по одной проблеме, полностью не совпадают. На протяжении ряда таких занятий, добиваясь от студентов концентрации внимания, необходимо вырабатывать умение слышать и отмечать особенности правовой аргументации собеседника, выделять главное в обсуждаемой теме, правильно задавать вопросы, а в итоге – организовать публичный спор (диспут).Его предполагается использовать как одну из самых активных форм работы со студентами в атмосфере свободного, непринужденного обсуждения по острым правовым проблемам реформирования судебной власти и судебной системы.

Наиболее сложные и актуальные вопросы практики правоприменительной и правоохранительной деятельности в государственно-правовой сфере эффективнее усваиваются в режиме «погружения» в профессиональную среду. Моделирование ее условий в учебном процессе предполагается осуществлять в рамках круглого стола. Важная организационная задача в этом направлении – наладить регулярный обмен опытом практической работы с действующими специалистами в этой области, работающими в правоохранительных органах. Подражание, изображение, совместное с преподавателем обсуждение типовых ситуаций и решение аналоговых задач правосудия, создание различного рода юридических документов как активные средства обучения особенно полезны при проведении практических занятий. В этом направлении предполагается внедрять в педагогическую практику мастер-классы: семинары с участием известных действующих специалистов (следователей, оперативных работников, судей, адвокатов, экспертов, научных сотрудников) в указанной области. Выездные школы помогут студентам «погрузиться» в юридическую среду, для чего намечается проработка возможности их присутствия при реальном исследовании материалов уголовных дел в следственно-судебных органах, освещении результатов их разрешения в средствах массовой информации.

При изучении дисциплины обучаемый должен освоить все темы, предусмотренные учебной программой, подготовить в ходе самостоятельной работы ответы на вопросы практического занятия, написать реферат, курсовую работу, предусмотренную программой дисциплины.

В процессе изучения дисциплины предусмотрены две формы контроля: текущий контроль в виде вопросов – заданий после каждой изучаемой темы и промежуточный контроль в виде зачета по Общей части дисциплины и экзамена по Особенной части дисциплины. Перечень вопросов для подготовки к зачету и экзамену включен в пакет методических материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: