Государственное устройство. Окончательное закрепощение крестьян

Окончательное закрепощение крестьян.

Во второй пол. XVI – первой пол. XVII в. происходит процесс дальнейшего закрепощения крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата, создание таких специальных органов, как Разбойный приказ и губные избы по борьбе с беглыми крестьянами. Судебник 1550 г. увеличил взимавшуюся с крестьян плату за уход от помещика в Юрьев день.

В 1581 г. был принят указ о заповедных летах, который на практике отменил положения Юрьева дня. В 1597 г. был издан указ о сыске беглых крестьян в течение 5 лет. Эти годы получали название «урочные лета». Оформление крепостной зависимости вызвало бурное сопротивление крестьян и обострение классовой борьбы, что привело к возникновению первой крестьянской войны в России под руководством Болотникова. Ответом на крестьянскую войну было усиление крепостничества. В 1607г. « урочные лета» были увеличены до 15 лет.

Соборное Уложение 1649 г. зафиксировало полное и окончательное закрепощение крестьянства. Были отменены «урочные лета». Беглых крестьян возвращали независимо от срока их побега от прежнего владельца вместе с семьей и всем имуществом. Более того, закон устанавливал наказание для всех, кто принял и скрыл у себя беглых крестьян.

Прикрепление крестьянина к земле и определенному феодалу оформлялось как наследственное и потомственное состояние феодала. Создание четко отрегулированной системы крепостнической зависимости позволяло государственной власти централизованно вести борьбу с крестьянскими выступлениями, следить за налогами, возлагая на помещиков полицейские функции и ответственность за уплату крестьянами государственных податей.

В середине XVI в. при Иване IV были проведены важные реформы, направленные на укрепление централизованного государства. Среди них важнейшей была попытка уменьшить влияние Боярской Думы в государстве. Для этого в 1549 г. была учреждена «Избранная рада» или «Ближняя дума» из особо доверенных лиц назначенных царем. Это был совещательный орган, решавший вместе с царем все наиболее важные вопросы управления и оттеснивший Боярскую Думу.

Централизации государства во многом способствовала опричнина. Большая опричная территория управлялась особым аппаратом - царским двором с опричными боярами, придворными и т.д. Власть царя опиралась на специальный опричный корпус, выполнявший функции личной охраны царя, политического сыска и карательного аппарата, направленного против всех, кто недоволен царской властью.

Социальной опорой опричнины являлось мелкое служилое дворянство, стремившееся занять земли и боярских крестьян, усилить свое политическое влияние.

«Избранная рада» стремилась ограничить своеволие царя, ввести его деятельность в рамки, определенные законом. В результате все ее сторонники оказались в опале. В 1565 г., в разгар Ливонской войны, когда удача изменила русским, Иван Грозный перешел к решительным действиям. Он обвинил всех служилых людей, в том, что они истощают его казну, плохо служат, изменяют, а церковники их покрывают. Всю территорию страны он разделил на две части: земщину и опричнину (особо выделенное владение, лично принадлежавшее государю).

В опричнину царь выделил часть уездов страны и «1000 голов» бояр и дворян (за 7 лет опричной политики их число выросло в 4 раза). Из опричных уездов были выведены все те землевладельцы, которые не попали в опричнину. Взамен они должны были получить земли в других, неопричных уездах, хотя фактически это было редкостью. На место старых хозяев в опричнине царь помещал «опричных служилых людей», образовавших целый корпус опричников. Опричники приносили присягу прервать всякое общение с земщиной. В знак своего звания они носили у седла голову собаки — символ готовности «грызть» государевых изменников, и кисть, напоминавшую метлу, которой они обязывались выметать из государства измену.

Оставшаяся часть территории страны впредь именовалась земщиной. Утвердив опричнину, Иван Грозный ввел в опричных землях особое управление по образцу общегосударственного: своя дума, свои приказы, своя казна. Земщина управлялась по-прежнему старыми гос.учреждениями и Боярской думой. Земское управление ведало общегосударственными делами под строгим контролем царя, без утверждения которого Боярская дума ничего не предпринимала.

Начался массовый террор. Как говорил Курбский, Иван Грозный истреблял свои жертвы «всенародно». Летели головы бояр, дворян, гос.служащих, крестьян, посадских людей. Смело осудивший террор митрополит Филипп был по приказу царя низложен и сослан в монастырь под Тверь, где через год был убит Малютой Скуратовым. Своего двоюродного брата, старицкого князя Владимира Андреевича, его жену и младшую дочь царь заставил принять яд.

В измене обвинялись не только отдельные лица, но и целые города. Кульминацией опричного террора стал разгром Новгорода в 1570 г. Получив сведение об «измене» новгородцев, царь выступил в поход. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Твери и Торжке. Экзекуция над жителями Новгорода продолжалась больше месяца. Подозреваемых тысячами топили в Волхове. Город, включая новгородские церкви, был разграблен. Опустошались села и деревни, многих жителей убивали, крестьян насильно вывозили в опричные поместья и вотчины. После Новгорода был Псков, но здесь дело ограничилось конфискацией имущества и отдельными карами. Что касается Новгорода, то, по разным оценкам здесь погибло от 4 до 15 тыс. человек.

В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей совершил очередной набег на Русь. Большая часть опричников, державших оборону, на службу не вышли: воевать с мирным населением им было привычнее. Хан обошел русские войска, подошел к Москве и поджег ее. Вскоре вместо столицы осталось пепелище. Следующим летом он решил повторить поход. Царь срочно призвал опытного воеводу Воротынского и объединил под его началом опричных и земских людей. Объединенное войско наголову разбило Девлет-Гирея. Менее чем через год Воротынский был казнен по доносу своего холопа, утверждавшего, что князь хотел околдовать царя.

После набегов крымского хана царю стало ясно, что существование опричнины угрожает обороноспособности страны. Осенью 1572 г. она была отменена. Опричнина существенно подорвала экономические и политические позиции княжеско-боярской аристократии, укрепив тем самым царскую власть, и способствовала ликвидации удельно-княжеского сепаратизма. Но ее проведение сопровождалось колоссальным разорением многих земель и городов, страшным произволом опричников. Это очень отрицательно сказалось на дальнейшем экономическом развитии страны.

В середине XVI в. были осуществлены такие преобразования в центральном и местном управлении России, как отмена кормлений, земская и губная реформы, а также реформы в вооруженных силах. С середины XVI в. стали созываться сословно-представительные учреждения – Земские соборы. Теперь государственный строй России имел следующие особенности:

• Во главе государства, начиная с 1547г. стоял царь. Царский престол обычно передавался по наследству. Сложился порядок избрания царя на Земском Соборе, что должно было способствовать упрочнению авторитета монаршей власти;

• Царь обладал большими правами в области законодательства, управления, суда. Но правил вместе с Боярской думой и Земскими соборами;

• В состав думы вошли дворяне, представители верхушки городского населения, торговая знать, гости. Но при этом дума продолжала оставаться органом родовитой боярской аристократии.

Большую роль в управлении государством в данный период играли Земские соборы. Они стали собираться с середины XVI в. и действовали до сер. XVII в. Во второй пол. XVII в. окрепшая царская власть уже обходилась без созыва этого сословно-представительского учреждения.

В Земские соборы входили: Боярская дума, высшее духовенство (т.н. «Освещенный собор») и выборные представители дворянства и городов. Большую часть членов составляли дворяне. Особое преимущество на выборах имело столичное дворянство, посылавшее по 2 человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов посылали по одному. Так, из 192 выборных членов Земского собора в 1642 г. 44 человека являлись представителями московских дворян.

Земские соборы собирались в первой пол. XVII в. довольно часто. Созыв Соборов объявлялся специальной царской грамотой. Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были принимать всем составом Собора. Продолжительность работы соборов была различна: от нескольких часов, до нескольких лет. Так, работа Земского собора, избравшего на царство Михаила Романова, продолжалась в течение 1613-1615г. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, который носил название приговора. Они не были формально обязательными для царя, но фактически он не мог с ними не считаться, т.к., дворяне и богатые посадские люди обеспечивали ему поддержку. Т.о., Земские соборы с одной стороны, ограничивали власть царя, с другой - всемерно ее укрепляли.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ в XVII в.

Система приказов являлась органами центрального отраслевого управления, получила в конце XVI в. дальнейшее развитие, охватывая все органы гос.управления.

Большое значение имел Поместный приказ, решавший вопросы поместного и вотчинного землевладения, с раздачей земель дворянам, регистрация вотчин и т.д. Он же рассматривал судебные споры по земельным делам.

В связи с созданием стрелецкого войска был образован Стрелецкий приказ. С появлением специализированных военных частей возникали Пушкарский, Рейтарский приказ. Полицейские функции и суд по разбойным и татебным делам осуществлял Разбойный приказ. Московская полицейская служба и суд важнейшим уголовным делам находились в руках Земского приказа. Он ведал переписями дворов, собирал подати с посадского населения Москвы.

Существовали приказы, занимавшиеся управлением отдельных местностей Российского государства – Владимирский, Галицкий, Казанский, Сибирский. Они занимались также сбором налогов и судом.

Важную роль играли финансовые приказы. Приказ большого прихода ведал таможенными пошлинами, откупами, торговыми сборами. Приказ большой казны собирал прямые налоги с городского населения, занятого торговлей и ремеслом. Питейные доходы с государства собирал приказ «Новая четверть». Имелись приказы с узкой специализацией – Приказ книгопечатного дела, Аптекарский приказ и др.

В приказах часто присутствовало дублирование, бюрократизм, взяточничество. В 1656г. учрежден даже С четный приказ, время от времени проверявший расходные и приходные книги приказов, но эта мера большого результата не дала.

Существовала большая группа дворцовых приказов. Так, приказ большого дворца ведал дворцовыми землями и снабжением царского двора всем необходимым. Казенный приказ занимался личной казной царя и охраной царских драгоценностей.

Характерной особенностью приказов было сосредоточение в их ведении не только управленческих, но и судебных функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: