Научное обеспечение градорегулирования

ИНФОРМАЦИОННОЕ, НАУЧНОЕ И ПРОЕКТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ. ГОРОДСКОЙ КАДАСТР.

Градостроительное право, нормы, стандарты

Градостроительное право (градост­роительное законодательство) — сис­тема законов и других правовых актов (декретов, указов, постановлений дирек­тивных органов), а также международных договоров, соглашений, конвенций, не­посредственно или опосредованно отно­сящихся к градостроительной деятельно­сти, регламентирующих права, обязанно­сти и ответственность всех ее участников.

Законы устанавливаются высшим орга­ном государственной власти и обладают высшей юридической силой. В правовом государстве именно законы являются ос­новным инструментом регулирования процессов градостроительного развития.

Градостроительные нормативные документы — нормы, стандарты, прави­ла, пособия к нормам, руководящие до­кументы по нормированию и стандарти­зации, регламентирующие градострои­тельную деятельность. Они включают четко разграниченные обязательные тре­бования, которые подлежат безусловно­му выполнению всеми субъектами градо­строительной деятельности, и рекомендуемые требования, которые могут изменяться применительно к конкретным условиям (без нарушения обязательных требований). Контроль за соблюдением требований норм и стандартов на всех стадиях инвестиционного процесса осу­ществляется органами надзора в соответ­ствии с действующим законодательством.

Наряду с государственными норматив­ными документам, действующими на тер­ритории всей страны, устанавливаются региональные и местные норматив­ные документы, разрабатываемые с уче­том региональных и местных условий и особенностей и утверждаемые регио­нальными и местными органами власти.

Пособия к нормам устанавливают ре­комендуемые требования в развитие и обеспечение обязательных требований, закрепленных в нормах, или же по от­дельным вопросам, не регламентирован­ным обязательными нормами. Требова­ния пособий становятся обязательными в случаях ссылки на них в договорах на разработку проектной документации, а также в случаях, затрагивающих требо­вания безопасности.

Градостроительные стандарты — установленные государством требова­ния, определяющие качественные и ко­личественные параметры градострои­тельных объектов. Градостроительные стандарты определяют гарантируемые государством условия проживания лю­дей, обеспечения их объектами обслужи­вания, транспортной и инженерно-тех­нической инфраструктуры.

17.1. Информационное обеспечение гра­дорегулирования.

Информационное обеспечение гра­дорегулирования — система документов и показателей (индикаторов), на основе которых осуществляется градострои­тельный мониторинг — отслеживание процессов развития поселений и терри­торий. Информационное обеспечение включает кадастровые и информацион­ные системы, содержащие данные о гра­достроительных объектах и территори­альных ресурсах.

В градостроительстве и территориаль­ной планировке используются градостро­ительный, земельный, экологический и другие кадастры.

Градостроительный кадастр — геоинформационная система, предназначен­ная для учета, хранения и предоставле­ния градостроительной информации, ре­гистрации градостроительных правил (регламентов) использования территорий и данных об их градостроительной цен­ности. В градостроительный кадастр входят топографо-геодезические и кар­тографические материалы, сведения о ресурсообеспеченности, уровне инже­нерно-технической оснащенности, эколо­гическом, инженерно-геологическом, гид­рологическом состоянии территории, све­дения об объектах производственной, инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, благоустройстве и озеле­нении территории, сведения о зонирова­нии территории, правовых градострои­тельных регламентах территориальных зон. Градостроительный кадастр ведется в соответствии с государственными нор­мативными актами.

Градостроительный кадастр предназна­чается для оперативного и долгосрочного обеспечения органов управления, заинте­ресованных граждан и юридических лиц объективной и актуальной информацией о состоянии объектов градостроительной деятельности. Его информационный банк должен содержать прогнозы и перспектив­ные показатели по утвержденной градос­троительной документации.

Градостроительный кадастр создается как комплексная система и охватывает национальный, региональный и местный уровни управления. Для каждого объек­та градостроительной деятельности со­здается паспорт градостроительного объекта, содержащий данные, всесто­ронне характеризующие объект с учетом его роли в системе градостроительной документации. В качестве плановой ин­формационной основы используются планы и карты в масштабах, обеспечива­ющих возможность нанесения информа­ции с точностью, достаточной для приня­тия решений.

Градостроительный кадастр создается для пользователей и доступ к его инфор­мации должен быть максимально упро­щен для заинтересованных лиц. Исклю­чение составляет информация закрытого и конфиденциального характера, которая может выдаваться только с разрешения лиц и организаций, чьи интересы эта ин­формация затрагивает.

Включает проведение научных исследований, выявляющих тенденции и закономерности процессов градострои­тельного и территориального развития, обосновывающих принципы и методы управления этими процессами.

Научные исследования в области гра­достроительства и территориальной пла­нировки могут быть как фундаментальны­ми, так и прикладными, причем последние проводятся значительно чаще. Фундамен­тальные исследования ориентированы на познание законов и формирование тео­рий. Прикладные исследования ориен­тированы на использование результатов фундаментальных исследований для реше­ния практических проблем. Прикладные исследования являются одним из важней­ших источников инноваций.

Результаты научных исследований по­зволяют вести прогнозирование, про­граммирование, планирование процессов градостроительного развития. Прогнози­рование и программирование направле­ны на выработку стратегии градострои­тельного развития. Планирование ис­пользуется для решения тактических задач. Прогнозы разрабатываются обыч­но на длительный период — 15-20 лет, программы — на срок 5-10 лет, планы — на1-5 лет.

Прогнозирование, то есть научно обо­снованное предвидение предполагаемых направлений и параметров развития сис­темы на основе анализа ее движущих сил, закономерностей, структуры, внешних воз­действий и других факторов, определяю­щих вероятное поведение системы в тече­ние определенного периода, а также воз­можных последствий такого развития.

Программирование — установление системы целей развития объекта, проме­жуточных задач, направлений, методов и сроков достижения поставленных целей, а также оценки необходимых затрат ресур­сов. Программа развития поселения, территории определяет цели, задачи, эта­пы и средства реализации развития посе­ления или территории. Разрабатываются государственные (национальные), регио­нальные и местные программы развития поселений и территорий.

При программировании цели и задачи разбиваются по отдельным периодам, определяются пути решения каждой за­дачи с учетом предвидимых ограничений (финансовых, материально-технических, демографических, экологических и дру­гих) и с выбором способов их наиболее эффективного преодоления.

Для решения наиболее острых соци­альных, демографических, экономических, экологических проблем создаются специ­альные целевые программы, направленные на решение проблем в определенные сро­ки и в рамках имеющихся ресурсов.

Планирование — определение целей и задач развития системы в течение кон­кретного (планового) периода, точный расчет необходимых ресурсов и порядок обеспечения ими на весь период реали­зации плана, определение исполнителей и источников финансирования. План раз­вития поселения, территории — перечень конкретных действий, направленных на развитие поселения или территории, с оп­ределением сроков их реализации и обес­печением ресурсами и исполнителями.

Градостроительное проектирование как инструмент градорегулирования. Важное значение для регулирования про­цессов развития поселений и территорий имеет градостроительная и территориаль­ная проектно-планировочная документа­ция - система документов, определяющих перспективы развития поселений и тер­риторий, обеспечивающая эффективное использование территориальных и градостроительных ресурсов, оптимизацию процессов развития, соблюдение градо­строительной дисциплины.

Регулирование градостроительной де­ятельности осуществляется на основании и в соответствии с проектно-планировочной документацией, каждый вид которой имеет свое место и значение в системе актов градорегулирования. Проектно-планировочная документация является основанием для резервирования терри­торий для государственных и муници­пальных нужд, установления градостро­ительных регламентов.

Важное значение имеет легитимация проектов — процедурные правила, по­зволяющие придать проекту правовой статус. Благодаря процедуре легитимации проекты становятся обязательными для выполнения на определенный срок.

17.3. Организационное и финансовое обеспечение градорегу­лирования

Организационное обеспечение гра­дорегулирования осуществляется через систему законодательной, исполнитель­ной и судебной власти.

Специально уполномоченными органа­ми управления архитектурной и градост­роительной деятельностью являются: на уровне областей, краев и республик — ко­митеты по архитектуре, градостроитель­ству и территориальному планированию; на местном уровне — управления архитек­туры и градостроительства муниципаль­ных образований.

Финансовое обеспечение градорегу­лирования — финансовые ресурсы, по­зволяющие планировать и проводить гра­достроительную политику. Финансовое обеспечение градорегулирования осуще­ствляется из средств государственного и местных бюджетов, а также из фондов градостроительного развития.

В странах с рыночной экономикой око­ло 40% местного бюджета образуется по­имущественным налогом, основную часть которого составляет налог на землю, на­ходящуюся в собственности, во владении, в постоянном или временном пользова­нии, а также арендная плата за пользова­ние землей, находящейся в государствен­ной собственности и в административном ведении местной администрации. Взима­ние земельного налога и арендной пла­ты, т. е. платность землепользования, яв­ляется существенным источником попол­нения местного бюджета при любой собственности на землю — государствен­ной (на национальном, региональном ме­стном уровне), частной (земля принадле­жит физическим лицам, домохозяйствам, юридическим лицам негосударственной формы собственности), смешанной (до­левой или совместной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: