Карательные органы и реакционная политика царизма

Царское правительство продолжало использовать сложившуюся ранее систему жандармско-полицейских органов, но создавало и новые органы – специальную фабрично-заводскую полицию, особые подразделения полиции в сельской местности – отряды сельской полицейской стражи. Были увеличены штаты общей и политической полиции.

В 1902-1903 гг. во всех более-менее крупных городах России создаются специальные органы политического сыска – охранные отделения. В 1906 г. было принято Положение о районных охранных отделениях в губерниях. Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый отдел департамента полиции. Они работали совместно с жандармерией.

Главнейшей задачей охранных отделений являлась борьба с «революционными сообществами». Решая ее, охранка активно использовала провокацию. Для борьбы с революционерами за рубежом департамент полиции активизировал свою заграничную агентуру. В нач. XIX в. его стал Париж, а именно Российское консульство во Франции. Заграничная агентура департамента также активно работала в Англии, Германии и др.

Широко использовалось чрезвычайное законодательство: «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» (1881 г.) и «Правила о военном положении» (1882 г.), предоставлявшие широкие права полицейским органам и военным властям в борьбе с революционным движением.

Чрезвычайное законодательство России давало возможность использовать военные судебные органы и военно-уголовное законодательство. Согласно этому законодательству судебные органы могли применять смертную казнь как за многие политические, так и за общеуголовные преступления. Особенно много смертных приговоров было вынесено после 1-й русской революции и в годы реакции.

19 августа 1906 г. царское правительство ввело Положение о военно-полевых судах, которое предусматривало их создание в местностях, объявленных на военном или чрезвычайном положении. Военно-полевым судам было подсудно любое дело, имевшее хоть какой-нибудь политический характер. Политическое дело рассматривалось в течение двух суток без предварительного расследования.

Указ о полевых судах был упразднен в 1907 г., поскольку не был утвержден Думой. После упразднения военно-полевых судов продолжали действовать военно-окружные суды, которые практически не отличались от военно-полевых. Если военно-полевыми судами за 1906-1907 гг. было казнено 1102 человека, то военно-окружными за период 1907-1909 гг. было казнено 6193 человека.

После издания Манифеста 17 октября 1905 г. были приняты в 1905-1906 гг. временные правила о печати, собраниях, союзах. Началось массовое преследование демократической печати – запрещение изданий, наложение штрафов, возбуждение судебных дел. По указу «О временных правилах о собраниях» позволялось устраивать собрания свободно, т.е. без предварительного заявления и разрешения администрации, только членам законно существующих обществ или союзов.

Временные правила также разрешали профсоюзы, но Министерству внутренних дел давалось право закрывать общества и союзы, если их деятельность признавалась угрожающей общественному спокойствию (например, все рабочие).

В 1903 г. было принято новое Уголовное уложение. Оно существенно отличалось от принятого ранее: сокращено число статей, определения преступлений стали более четкими. Уложение устанавливало особо тяжкие наказания за участие в сообществах, организованных для посягательства на изменение формы правления России, за хранение и провоз революционной литературы. Таким образом, введение в действие глав Уложения 1903 г. соответствовало карательной политике царского правительства. Его статьи предусматривали за государственные преступления смертную казнь, каторгу (срочную и бессрочную), заключение в крепость на длительные сроки, ссылку на поселение.

Т.о., Россия так и не стала в полном смысле слова парламентарным государством. Причин тут множество: это политический кризис начала века, заключавшийся прежде всего в неразрешенности двух главных вопросов: о власти и о земле; полное неприятие самодержавием, исповедовавшим тезис «царю — власть», позиции либеральной общественности, ратовавшей за использование в России западного опыта представительной демократии, глубоко укоренившаяся в кругах российской политической элиты мысль о всегдашнем приоритете исполнительной власти над законодательной и т.д.

События, последовавшие вслед за падением самодержавного строя и прекращением деятельности народного представительства в России, поставили точку в споре о реформаторском или революционном пути развития, отодвинув на десятилетия саму возможность парламентского устройства страны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: