Создание парламентской системы в СССР

Лекция 24. Политические реформы 90-х гг. и воссоздание российской государственности.

1. Создание парламентской системы в СССР.

2. Местные органы государственной власти.

3. Распад СССР и создание СНГ.

4. Особенности государственного управления России в 1991-1993 гг.

5. Конституция России 1993 г.

6. Государственное управление России в период 1995-1999 гг.

Съезд народных депутатов СССР создавался не в качестве парламента, а как прямое продолжение съездов Советов, существовавших в 1917-1936 гг. Это обстоятельство подчеркивалось особенностями формирования съезда. 1500 народных депутатов избирались: 750 — по территориальным, 750 - по национально-территориальным округам и еще 750 депутатов от общественных организаций — КПСС, комсомола, профсоюзов, Академии наук, союзов писателей, художников, филателистов и др. Такая процедура избрания должна была, по замыслу авторов реформы, обеспечить преобладание среди депутатов сторонников КПСС.

Народные депутаты СССР должны были работать на общественных началах. Из их числа формировался двухпалатный Верховный Совет СССР численностью 542 человека, работавших на постоянной основе. Состав Верховного Совета ежегодно обновлялся на 20%.

К исключительному ведению Съезда относились:

- принятие Конституции СССР и внесение в нее изменений;

- принятие решений по вопросам национально-государственного устройства;

- установление государственной границы СССР и границ между союзными республиками;

- определение основных направлений внутренней и внешней политики;

- утверждение перспективных государственных планов.

Выборы народных депутатов СССР стали мощным фактором политизации населения страны. Впервые за многие десятилетия появилась легальная возможность излагать взгляды, отличавшиеся от официально утвержденных партийным аппаратом.

Избирательная кампания разделила кандидатов в депутаты на две большие группы. Одну из них представляли те кандидаты в депутаты, за которыми стоял партийный аппарат, в другой были люди, боровшиеся за право быть избранными вопреки позиции партии. Это были люди с различными политическими взглядами - сторонники социал-демократии и экономисты-рыночники, христианские демократы и популярные журналисты.

В ходе перестройки Советского общества развернулось демократическое законотворчество, были созданы новые политические общественные организации, шел процесс обновления всех структур государственного управления, накапливался новый опыт государственного и партийного строительства.

Старые способы управления - через номенклатуру, путем применения террора - оказались невозможными. Должность Генерального секретаря ЦК КПСС утратила значительную часть своего управленческого потенциала. В этих условиях М.С.Горбачев выступил инициатором введения нового для политической традиции СССР и России поста Президента СССР.

14 марта 1990 г. был принят закон «Об учреждении поста Президента СССР». На основании всех новых законов устанавливалась следующая структура органов государственной власти: Президент СССР – Съезд народных депутатов СССР – Верховный Совет СССР – Совет Федерации – Комитет Конституционного контроля. Также были установлены должности президентов союзных республик.

В марте 1990 г. Горбачев был избран на Съезде народных депутатов СССР Президентом СССР. Вице-президентом стал Янаев. Это привело к изменению системы управления в стране. Прежде всего практически перестали собираться заседания Политбюро ЦК. Вместо него был образован Президентский совет, просуществовавший до ноября 1990 г., а позже — Совет безопасности СССР.

По закону президент СССР являлся главой государства. Им мог стать любой гражданин СССР не моложе 35 лет и не старше 65. Он избирался гражданами СССР сроком на 5 лет (не более двух сроков) и мог быть смещен со своего поста только Съездом народных депутатов СССР (большинство 2/3 голосов) и по заключению Комитета Конституционного надзора СССР. Вместе с Президентом СССР избирался вице-президент, который выполнял поручения Президента, замещал его в случае отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей.

Президент должен был обеспечивать взаимодействие органов власти и управления, ежегодно делать доклад Съезду народных депутатов о положении дел в стране. Президент одновременно являлся Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. Он вел международные переговоры, принимал верительные грамоты дипломатических представительств, имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение.

Президент СССР возглавлял Совет безопасности СССР, который занималсь выработкой рекомендаций по поддержанию обороны страны, государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Члены Совета безопасности назначались Президентом с учетом мнения Совета Федерации и Верховного Совета СССР.

Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Совет Федерации рассматривал вопросы соблюдения Союзного Договора, разрабатывал меры по проведению в жизнь национальной политики СССР.

Верховный Совет СССР – постоянно действовавший законодательный и распорядительный орган государственной власти СССР избирался сроком на 5 лет Съездом народных депутатов СССР тайным голосованием из числа народных депутатов СССР. Верховный Совет был подотчетен съезду. Он состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Съезд ежегодно обновлял 1/5 членов каждой палаты. Компетенция Верховного Совета СССР была довольно широка. Он назначал выборы народных депутатов, по предложению Президента, образовывал и упразднял правительство, министерства и другие органы, утверждал премьер-министра, избирал Верховный суд СССР и т.д.

Верховный Совет СССР ратифицировал и денонсировал международные договоры, в период между съездами народных депутатов СССР принимал решение о проведение референдума СССР.

Обе палаты Верховного Совета СССР создавали в качестве постоянно действовавших рабочих органов постоянные комиссии из числа всех народных депутатов для ведения законотворческой работы, а такие для претворения в жизнь решений, принятых съездом и Верховным Советом СССР. Помимо этого Верховный Совет СССР формировал постоянные комитеты в тех же целях, что и постоянные комиссии.

Всего в комитетах и постоянных комиссиях работали 800 человек: 400 членов Верховного Совета и 400 депутатов, не являвшихся членами Верховного Совета.

Председатель Верховного Совета СССР избирался съездом тайных голосованием на 5 лет и мог быть досрочно смещен. Председатель был подотчетен Верховному Совету СССР и ответственен перед съездом, он осуществлял общее руководство подготовкой вопросов для рассмотрения на съезде и в Верховном Совете.

В связи с введением в 1990 г. института президентства в СССР, изменилось вся структура законодательных и исполнительных органов. Если Съезд народных депутатов и Верховный Совет – это власть законодательная, то Президент, Совет Федерации и Правительство – власть исполнительная. В 1991 г. был принят закон, на основании которого высшим исполнительно-распорядительным органом СССР, т.е. правительством стал кабинет Министров СССР. Он был правомочен решать все вопросы гос.управления СССР. Кабинет формировался Президентом СССР с учетом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР.

Основные полномочия Кабинета Министров СССР состояли в том, что он обеспечивал проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, составление и исполнение союзного бюджета, осуществление общесоюзных экономических программ и т.д.

12 июня 1991 г. состоялись первые в истории России выборы ее Президента. Итоги были следующими: Ельцин получил 57,3% голосов; второе место занял Рыжков - 16,85%, третье — Жириновский - 7,81%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: