Текст 1 и 2. Эпоха Возрождения и ренессансный гуманизм

О многополярном мире.

Правительство РФ.

Государственная дума.

Совет Федерации.

Е. Гайдара.

Д. Медведев.

Переход к рыночной экономике.

Эталон ответа: 4.

№ 24

Президентом РФ в марте 2008г. был избран …

1) В. Путин.

2) С. Миропов.

4) Г.Зюганов.

Эталон ответа: 3

№25

Понятием «шоковая терапия» характеризуют политику правительства …

1) Е. Примакова.

3) В. Путина.

4) В. Черномырдина.

Эталон ответа: 2.

№26

Верхней палатой парламента по Конституции РФ 1993г. является …

1) Правительство.

2) Государственная дума.

3) Администрация Президента.

Эталон ответа: 4.

№27

Нижней палатой парламента по Конституции РФ 1993г. является …

1) Совет Федерации.

2) Администрация Президента.

3) Правительство РФ.

Эталон ответа: 4.

№28

Органом исполнительной власти по Конституции РФ 1993г. является …

1) Президент РФ.

2) Федеральное собрание.

3) Государственный совет.

Эталон ответа: 4.

№29

Какое из названных положений лежит в основе внешней политики РФ с середины 1990-х г.г.?

1) О мирном сосуществовании.

2) О новом политическом мышлении.

4) О военно-стратегическом паритете.

Эталон ответа: 3.

№30

Система экономических мер, направленная на быстрый и резкий переход от плановой экономики к рыночной.

1) Ваучеризация

2) «шоковая терапия»

3) Приватизация

4) Модернизация.

Эталон ответа: 2.

Задание 1. Отрывок 1. Работа с историческим источником. Прочитайте в сокращении «Речь о достоинстве человека» итальянского гуманиста XV века Дж.Пико дала Мирандола.

Я прочитал, уважаемые отцы, в писании арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что ничего нет более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: “О Асклепий, великое чудо есть человек! ”Когда я размышлял о значении этих изречений, меня не удовлетворяли те многочисленные аргументы в пользу превосходства человеческой природы, которые приводят многие: человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем, узы мира, как говорят персы, Гименей, стоящий немного ниже ангелов, по свидетельству Давида.
Все это значительно, но не главное, что заслуживает наибольшего восхищения. Почему же мы не восхищаемся в большей степени ангелами и прекрасными небесными хорами? В конце концов, мне показалось, что я понял, почему человек является самым счастливым из всех живых существ и достойным всеобщего восхищения и какой жребий был уготован ему среди всех прочих судеб, завидный не только для животных, но для звезд и потусторонних душ. Невероятно и удивительно! А как же иначе? Ведь именно поэтому человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения…
Уже всевышний Отец, Бог-творец создал по законам мудрости мировое обиталище, которое нам кажется августейшим храмом божества. Наднебесную сферу украсил разумом, небесные тела оживил вечными душами. Грязные и засоренные части нижнего мира наполнил разнородной массой животных. Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Поэтому, завершив все дела, как свидетельствуют Моисей и Тимей, задумал, наконец, сотворить человека. Но не было ничего ни в прообразах, откуда творец произвел бы новое потомство, ни в хранилищах, что подарил бы в наследство новому сыну, ни на скамьях небосвода, где восседал сам созерцатель вселенной. Уже все было завершено; все было распределено по высшим, средним и низшим сферам. Но не подобало отцовской мощи отсутствовать в последнем потомстве, как бы истощенной, не следовало колебаться его мудрости в необходимом деле из-за отсутствия совета, не приличествовало его благодетельной любви, чтобы тот, кто в других должен был восхвалять божескую щедрость, вынужден был осуждать ее в самом себе. И установил, наконец, лучший творец, чтобы для того, кому не смог дать ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творениям. Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: “Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет! Звери, как только рождаются, от материнской утробы получают все то, чем будут владеть потом, как говорит Луцилий. Высшие духи либо сначала, либо немного спустя становятся тем, чем будут в вечном бессмертии. Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды. И если зародыши растительные, то человек будет растением, если чувственные, то станет животным, если рациональные, то сделается небесным существом, а если интеллектуальные, то станет ангелом и сыном Бога. А если его не удовлетворит судьба ни одного из творений, то пусть возвратится к центру своего единообразия и, став единым с Богом-духом, пусть превосходит всех в уединенной мгле Отца, который стоит над всем…
Губительное и чудовищное убеждение, что заниматься философией надлежит немногим, либо вообще не следует заниматься ею, поразило все умы. Никто не исследует причины вещей, движение природы, устройство вселенной, замыслы Бога, небесные и земные мистерии, если не может добиться какой-либо благодарности или получить какую-либо выгоду для себя. К сожалению, стало даже так, что учеными считают только тех, кто изучает науку за вознаграждение. Скромная Паллада, посланная к людям с дарами Богов, освистывается, порицается, изгоняется; нет никого, кто любил бы ее, кто бы ей покровительствовал, разве что сама, продаваясь и извлекая жалкое вознаграждение из оскверненной девственности, принесет добытые позором деньги в шкаф любимого. С огромной печалью я отмечаю, что в наше время не правители, а философы думают и заявляют, что не следует заниматься философией, так как философам не установлены ни вознаграждении, ни премии, как будто они не показали тем самым, что они не являются философами. И действительно, так как их жизнь проходит в поисках денег или славы, о они даже для самих себя не размышляют над истиной. Я не постыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к философии, и ни в исследованиях, ни в размышлениях своих никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату, кроме как на формирование моей души и на понимание истины, к которой я страстно стремился. Это стремление было всегда столь страстным, что, отбросив заботу обо всех частных и общественных делах, я предавался покою размышления, и ни зависть недоброжелателей, ни хула врагов науки не смогли и не смогут отвлечь меня от этого. Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не услышать зла, но о том, чтобы не сказать или не сделать его самому.
Отрывок 2. Итальянский гуманизм (Шейко В. Культурология)
Основное культурное течение Ренессанса, которое стало во многом его визитной карточкой, обычно называют гуманизмом. В широком смысле гуманистами можно считать почти всех деятелей Возрождения. Т то же время его представители были настолько разносторонними и разноплановыми людьми, что понятие "гуманизм" необходимо сузить. Очень сложно под одним названием гуманизма рассматривать столь разных людей, как Петрарка, Лоренцио Валла, Джордано Бруно и немецких реформаторов. Очевидно, необходимо говорить не столько о типе гуманиста или его мировоззрение, сколько о конкретном течение, охватывающее определенных деятелей Возрождения.
Гуманистами (humanista) в эпоху Возрождения в Италии называли преподавателей гуманитарных дисциплин и студентов, которые изучали, так же, как тех, кто изучал право, называли «легистами».
Термин "studia humanitatis» (гуманитарные науки) встречался уже в античности (у Цицерона) и снова вошел в употребление в Италии в XIV в, целом обозначая свободные искусства, включали грамматику, риторику, историю, поэзию и моральную философию (сводились к чтению и комментирование античных авторов, преимущественно латинских) и исключали натурфилософию, метафизику, математику, астрономию, право и теологию, т.е. традиционные университетские дисциплины.
Термин "гуманизм" в современном понимании был введен в обращение лишь в начале XIX в для обозначения особого интереса к человеческим ценностям. В этом смысле он использовался для характеристики прошлого - духовных ценностей эпохи Возрождения.
Сами гуманисты, как известно, видели суть введенного ими же понятие "возрождение" в восстановлении классической "золотой" латынию Однако, несмотря на попытки гуманистов возродить классическую латынь, она постепенно вытеснялась национальных языках под влиянием печатной культуры.
Центральная идея гуманизма - актуализация возможностей, заложенных в человеке, всестороннее культивирования человеческого достоинства, утверждение права человека на удовлетворение земных потребностей, наслаждение, обоснование идей и свободы личности, справедливого общества. Человеческая индивидуальность, по мнению гуманистов, является соучастницей Бога в установлении справедливого мирового порядка. Люди - не марионетки, которыми движет провидение. Они ответственные личности, масштаб значение которых определяется не "благородством", древностью рода или титулами, а собственным достоинством, талантом, умом, способностям. По мнению А.Ф. Лосева, гуманизм для Ренессанса - это прежде свободомыслие и светский индивидуализм. Свободомыслие же могло выступать в общественно-политической, гражданской, педагогической, бытовой и других формах.
К практическим проблемам гуманизма необходимо отнести также общеизвестные занятия гуманистами древними языками, но не с целью технического овладения их, а для научного и стилистического их исследования.
Общеизвестно, что философской основой итальянского гуманизма были платонизм и неоплатонизм Платонизм является частью идеализма в самом общем смысле, предусматривающий примат идеи над материей. Философским последователем платонизма стал неоплатонизм, который наряду с платонизмом широко использовался в творчестве деятелей Возрождения.
Человек Возрождения была индивидуалистом, наслаждалась своим индивидуализмом и искала освобождения от объективных ценностей, признавая только свои потребности. Гуманизм же, с этой точки зрения, превозносил человека в до небывалой высоты, с другой - сводил ее к незначительной, мелкой песчинки в безднах мироздания. В этом и заключается значение гуманизма. В самом общем смысле гуманизм постепенно перерастает формы мысли эпохи Возрождения и становится благоприятной культурной атмосферой для освобождения светского человека и культа светской земной красоты
Одной из главных задач гуманизма было создание модели универсальной культурной деятельности и гуманизм очень хорошо справился с этой задачей Модель культурной личности Ренессанса, по сути, принципиально в отличается от средневековой Человек Ренессанса творит сама себя, а значит, и культуру Человек - существо активное, она является максимальным синтезом всех сфер бытия, существом разумным и свободным Универсальная личность Ренессанса - свободный творец, создатель иной действительности - искусства, а искусство объявляется почти божественной сущностью, что помогает Творцу создавать мир (а мир, по мнению гуманистов, находится в вечном становлении). Иначе говоря, художник - соавтор мира. К понятию универсальной культурной личности принадлежали также представление о классической образованность, увлечение древними языками, поэтическим творчеством, гражданские добродетели.
Прочитайте оба отрывка и ответьте на вопросы:
1. Какие черты мировоззрения, характерного для гуманистов можно увидеть в произведении Пико дела Мирандолы?

Для гуманистов характеры черты мировоззрения: защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Они культивирует человека.


2. Опираясь на знание особенностей эпохи Возрождения и гуманизма, отраженные в отрывках, сделайте вывод о том, какое значение имела эта эпоха для развития европейского общества.

Центральная идея гуманизма - актуализация возможностей, заложенных в человеке, всестороннее культивирования человеческого достоинства, утверждение права человека на удовлетворение земных потребностей, наслаждение, обоснование идей и свободы личности, справедливого общества. Художник - соавтор мира. К понятию универсальной культурной личности принадлежали также представление о классической образованность, увлечение древними языками, поэтическим творчеством, гражданские добродетели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: