Искусство эпохи железа (1 тыс. до н. э.)

Эпоха бронзы (2 тыс. до н.э.)

Металл, обнаруженный еще в эпоху неолита, начинает играть в жизни человека все более значительную роль. Люди научились изготовлять бронзу (сплав олова и меди), которая очень быстро вошла в быт людей и облегчила многие трудовые процессы. Улучшилась обработка земли. Это способствовало дальнейшему совершенствованию производства.

Добыча и обработка металла требовала большого мастерства и специализации. Поэтому литейное дело, как и гончарное, и позже ткацкое становятся самостоятельными отраслями производства.

Дольмен. Франция. Эпоха бронзы.

Пользуясь достижениями новой эпохи, люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в рамках которой оставался полученный прибавочный продукт. Так и зародилась частная собственность, приведшая к имущественной дифференциации. Вскоре в некоторых районах (Передняя Азия, Индия) складываются раннеклассовые объединения.

В других районах шел дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, усиливалось имущественное неравенство и завершался переход к патриархату. Такая неравномерность развития не дает возможности характеризовать искусство этого периода в целом, поэтому мы остановимся на рассмотрении лишь отдельных наиболее интересных культур.

С изобретением нового материала — бронзы значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами.

Начались военные столкновения за овладение скотом, пашнями, металлом. Появились военные руководители. Возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохраняется после его смерти; недаром первые крупные заупокойные сооружения — курганы появляются в эпоху металла.

Размеры курганов, количество и качество положенных в них вещей говорят об особом положении в обществе захороненного и о его имущественном превосходстве. Усложняются культ предков и культ плодородия, обрастая новыми обрядами и церемониями.

Усиливается локализация культур. Художественная обработка металла становится одним из основных видов творчества. Довольно скоро были освоены все техники торевтики: ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. В большом количестве начинают изготовляться металлические украшения: браслеты, кольца, серьги, подвеска, обручи, нашивные бляшки, разнообразившие отделку одежды, которую дополняют всевозможные пояса, пряжки и застежки-фибулы. Богато и разнообразно украшается металлическое оружие.

Эпоха бронзы — это эпоха военных столкновений, поэтому украшению оружия придавали большое значение. В скульптурном завершении рукояток часто встречаются изображения зверей. Искусство и в эту эпоху почти всегда было связано с религиозно-магическими идеями и образами.

Последний этап развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа в начале 1 тысячелетия до н. э. Научившись добывать новый, значительно более прочный материал, люди стали с успехом внедрять его во все отрасли производства. Железо окончательно вытеснило каменные и частично бронзовые орудия, в результате чего произошли значительные перемены в основных видах производственной деятельности, и прежде всего в земледелии.

В тех районах, где не было классовых объединений, железный век совпадает с периодом, названным «военной демократией», с последним этапом первобытной формации. Происходит дальнейшее имущественное расслоение. Появилось патриархальное рабство, повышается роль племенной аристократии. Связь между отдельными племенами, осуществляемая ранее путем межплеменного обмена, в эту эпоху начинает принимать иные формы.

Для этого периода характерны войны-грабежи, возникающие на экономической почве. Война способствовала не только развитию военной техники, но и военной организации. Большую роль приобретают военные руководители — предводители походов.

Развивается и усложняется духовная культура. В некоторых областях деятельности усиливается специализация, выделяются художники, певцы и сказители, создатели или хранители устного творчества, мастера прикладного искусства, деятельность которых чаще всего была призвана укреплять и прославлять власть выделяющейся верхушки.

В связи с усложнением структуры общества происходит дальнейшее изменение в религиозных воззрениях, расширяется и углубляется культ мужского покровителя рода, культ племенного вождя.

В эпоху железа ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство. Особой пышностью и богатством отмечены погребения военных вождей, где можно встретить предметы, сделанные с профессиональной виртуозностью. Главенствующее положение вождя должно было быть подчеркнуто и чисто внешними признаками — одеждой, оружием, личными украшениями, убранством конской упряжи — все должно было отличаться большой парадностью и пышностью. Процесс нарастания декоративности и орнаментальности, усложненности и перегруженности в решении какого-либо предмета, какой-либо композиции характеризует в целом этот отрезок истории изобразительного искусства.

Памятники первобытного творчества свидетельствуют о том, как постепенно менялось его содержание, как от воспроизведения зверя (объекта охоты) художник обратился в конце первобытнообщинного периода к изображению человека, а как известно, именно человеческая личность составляет главное содержание художественного творчества всех последующих эпох.

Первобытное искусство явилось основой искусства раннеклассовых государств Древнего Востока, античного мира и средневековой Европы.

Несмотря на весьма значительную отдаленность первобытной эпохи, мы постоянно сталкиваемся с ее отголосками в современном народном творчестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: