Конец эпохи Троецарствия

Вэй, Шу и У. Основные деятели и правители.

Троецарствие. 220-280.

Есть несколько версий о том, что принято считать началом эпохи Троецарствия.

Некоторые считают, что за точку отсчета нужно брать год образования государства Вэй в 220 году нашей эры. Однако другие китайские историки, да и большинство неспециалистов-любителей, полагают, что период Трёх царств начался с Восстания Жёлтых повязок в 184 году нашей эры.

Народное восстание в Китае, известное как Восстание Желтых повязок, стало одной из причин падения династии Хань (Han), которая существовала еще с 3 века до нашей эры. Руководителями восстания Желтых повязок были три брата Чжан (Zhang). Они призывали к свержению императора Лин (Ling) и власти всей династии Хань, которую участники восстания называли «Синим небом». Соответственно, на смену этому «Синему небу» должно было прийти так называемое «Желтое небо», которое основывалось бы на принципах «великого благоденствия» и равенства. В качестве опознавательного знака участники восстания носили именно желтые повязки.

Усмиритель восстания ≪желтых повязок≫, талантливый полководец и искусный дипломат Цао Цао в 216 г. объединил под своей властью северную часть бывшей империи в бассейнах рек Хуанхэ и Хуайхэ. А в 220 г. его сын Цао Пэй низложил последнего ханьского императора и провозгласил себя главой новой династии Вэй (со столицей в Лояне). Одновременно на юго-западе — в Сычуани — и на юго-востоке — в низовье Янцзы — возникли еще два самостоятельных государства Шу и У. Начался период Троецарствия.

Вэйский правитель Цао Пэй вел успешные войны с кочевниками, а также со своими политическими соперниками. Основу усиления могущества Вэй создали реформы, проведенные еще Цао Цао. Учитывая условия разоренной страны, Цао Пэй отменил подушную подать и снял недоимки. Недостаток рабочей силы он компенсировал путем создания так называемых ≪военных поселений≫ в пограничных и внутренних районах, известных еще со времени ханьской династии. За поселениями были закреплены крестьяне-переселенцы и рабы. Военные поселения, ставшие средством восстановления сельского хозяйства и обеспечения армии продовольствием, дали возможность упрочить власть, подавить восстание и вести успешные войны с другими царствами. Достойным соперником царства Вэй стало царство Шу, созданное на юго-западе, в верховьях Янцзы, со столицей в Чэнду в 221 году. Во главе него встал отпрыск ханьского императорского дома Лю Бэй. Но более всего прославился в Шу Чжугэ Лян — искусный военачальник и мудрый политик. Именно по его инициативе в Шу, как и в государстве Вэй, много внимания уделялось организации сельского хозяйства и совершенствованию военного де-

ла. Со смертью Чжугэ Ляна распри в правящих кругах ослабили Шу, свели на нет все начинания, и скоро царство Шу было присоединено к государству Вэй.

Царство У было основано Сунь Цюанем со столицей в районе современного Нанкина. Отгороженное от севера р. Янцзы, оно долгое время стояло в стороне от междоусобной борьбы. Земли там были мало освоены. Редкое население занималось

главным образом подсечно-огневым земледелием.

Главной тенденцией в политической жизни Китая в период Троецарствия, приведшей к нестабильности, стало обострение противоречий внутри военно-политической верхушки общества. Губительное для судеб страны противостояние трех государств сопровождалось постоянными войнами. Сначала северяне завоевали государство Шу. Затем, было окончательно покорено ими и царство У. Политическая власть в самом царстве Вэй еще в 249 г. фактически перешла в руки могущественного рода Сыма.

Один из его представителей Сыма Чжао объявил себя цзиньским ваном, а после его смерти его сын Сыма Янь низложил правителя царства Вэй и занял престол, назвав свою династию Цзинь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: