Искусство Древнего мира. Крытых повествовательными рельефами; в храмах и царских дворцах, блеск и величие которых хра­нили гигантские статуи крылатых быков, львов и грифонов

Введение




крытых повествовательными рельефами; в храмах и царских дворцах, блеск и величие которых хра­нили гигантские статуи крылатых быков, львов и грифонов. Причудливая фантазия вавилонян, шу­меров и ассирийцев создавала нарядную орнамен­тику храмовых и дворцовых покоев, а союз трех мифов — небесного, земного и загробного — был отражен в многоцветных рукотворных горах — зик-куратах. Еще Геродот с восхищением отзывался об архитектурных сооружениях Ассирии и Вавилона. Но остались и свидетельства важного значения ис­кусства в жизни этих народов, созданные их вели­кими правителями и поэтами. Известно, что истори­ческий Гильгамеш жил приблизительно в XXVII в. до н. а и был верховным жрецом Урука. В эпосе о Гильгамеше — произведении, редчайшем по красо­те и одухотворенности, сплетающем вымысел и исто­рическую достоверность, — есть прекрасные строки:

Сокровенное видел он, тайное ведал,

Принес нам весть о днях до потопа,

В дальний путь ходил, но устал и смирился,

Рассказ о трудах на камне высек,

Стеною обнес Урук огражденный (...)

Осмотри стену, чьи венцы как по нити,

Погляди на вал, что не знает подобья,

Прикоснись к порогам, лежащим издревле,

И вступи в Эану, жилище Иштар,

Даже будущий царь не построит такого, —

Поднимись и пройди по стенам Урука,

Обозри основанье, кирпичи ощупай:

Его кирпичи не обожжены ли

И заложены стены не семью ль мудрецами?

Мифология и художественная культура Древнего Египта связаны еще более неразрывно. Основными памятниками, сохранившими древнеегипетскую ми­фологию, являются различные религиозные тек­сты: гимны, молитвы, записи погребальных обря­дов на стенах гробниц. Это знаменитые «Тексты пирамид» — описания царских погребальных риту­алов, высеченные в глубине усыпальниц Древнего царства, а также «Тексты саркофагов» и знамени­тая «Книга мертвых», составлявшаяся до самого конца истории Древнего Египта. В исполнении об­рядов и мистерий, описанных здесь, принимали участие не только жрецы, но и сами фараоны, выступавшие от имени богов. Египетская мифоло­гия не имеет себе равных в отношении подробней­шей, тщательной разработки погребальных ритуа­лов и верований Ее сложная система, отличавшаяся необыкновенно продуманной и утонченной симво­ликой, существовала одновременно в нескольких версиях»: в устной традиции, в изобразительном искусстве и в иероглифике, являющейся сочетани-


ем образного языка искусства и рационального языка словесной речи. Комплекс египетских веро­ваний довольно отчетливо делится на три группы: это космогонические и природные мифы, в центре которых находится образ Нила — подателя жизни; древняя группа мифов, связанных с поклонением священным животным, и наиболее интересная и самобытная часть мифологии — культ загробной жизни.

Боги, создававшие Вселенную, с течением вре­мени объединились в несколько основных триад. Вокруг каждой из них создавались циклы обрядов и сказаний. Примером может служить фиванская триада (бог солнца Амон, богиня неба Мут, их сын Хонсу, божество Луны) или мемфисская (Птах, со­здавший мир и все в нем существующее, богиня войны Сехмет и их сын Нефертум, божество рас­тительности). Воплощением земли был во многих египетских номах бог Геб; Нил олицетворялся в образе бога Хапи. Существовали и многие дру­гие боги-демиурги, а древнейшая система проис­хождения Вселенной отражена в представлениях о девятке верховных богов — Эннеаде, — сложив­шейся в Гелиополе. Именно здесь оформились и ка­ноны изображения пантеона. Атум, возникший из водного хаоса и несущий свет и жизнь, изображал­ся в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта; его знаком была змея или иерог­лиф, ее обозначающий. Бог воздуха Шу имел об­лик человека, стоящего на одном колене, с подня­тыми вверх руками, поддерживающими небо. В числе его олицетворений был павиан Богиней влаги, охра­нительницей от злых демонов, считалась Тефнут, изображавшаяся в виде львицы. Образ Геба напо­минал Атума, однако животным этого божества была утка. Богиня Нут, «небесная корова», ежед­невно рождала бога солнца Ра после его еженощ­ной борьбы с тьмой. Она имела вид женщины с вы­тянутыми вверх руками или опирающейся ногами и руками о землю, подобно небесному своду.

Если Атум, Шу, Нут и Тефнут воплощали раз­деление мировых стихий и собственно устройство Вселенной, то Осирис, Исида и Сет ведали кру­говращением жизни на земле, свершением судеб и царской властью. Наиболее сложными и универ­сальными были функции Осириса, изображения которого чрезвычайно многообразны. Бог умираю­щей и воскресающей природы, он был одновремен­но и богом мертвых, царем загробного мира, вер­шившим суд над умершими. Его изображали в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, или человека, сидящего среди побегов винограда. Два основных его символа — священный столп джед (дерево или связка тростника) и ячменное зерно. Возрождающая мощь его столь велика, что



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: