Северное Причерноморье в античную эпоху

В Северном Причерноморье в период греческой колонизации климат был более холодным и влажным, чем современный. Зима здесь держалась восемь месяцев в году, замерзшее море. К VII в. до Р. Х. территории от Нижнего Дуная до Дона (позднее — южнорусские степи) заселяли племена скифов, представлявших собой обширные племенные образования. Геродот, знаменитый греческий историк V в. до Р. Х. разделил скифов по роду хозяйственной деятельности на скифов-пахарей, сеявших зерно на продажу в долине Южного Буга, скифов-кочевников, обитавших между Днепром и Доном, и царских скифов, которые жили в районе устья Днепра и считали прочие племена подвластными себе. Кроме того, согласно античной традиции, в Северном Причерноморье одно время обитало воинственное племя амазонок. Скифы их называли мужеубийцами.

Скифы возводили свой род к Гераклу и почитали бога войны Ареса в виде железного меча, установленного на особых площадках, сложенных из хвороста. Аресу приносили в жертву пленных. Каждый скиф пил кровь первого убитого им врага, с головы которого затем снимал скальп, а череп использовал вместо чаши для неразбавленного вина.

Если умирал скифский царь, то в его могилу клали тела предварительно умерщвленных близких слуг, а над ней насыпался высокий курган.

Скифы были известны своей алчностью, о чем свидетельствовали золотые вещи, изготовленные греками по скифским заказам и обнаруженные в царских курганах. Скифское искусство характеризуется «звериным стилем».

В 514 г. до Р. Х. в Скифию совершил поход персидский царь Дарий. скифы, избегая решающего сражения, наносили персам урон нападениями небольших отрядов конницы. Дарий вернулся назад.

Именно в эти края выводятся греческие колонии. Роль метрополии здесь сыграл главным образом малоазийский город Милет. в начале VI в. до Р. Х. — первый греческий город, основанный греками в Причерноморье, — Ольвия. Позднее, с VI–V вв. до Р. Х., идет освоение Крымского полуострова, где возникают города Херсонес, Феодосия.

На Керченском полуострове возникает город Пантикапей. На Таманском полуостровеГермонасса и Фанагория. Самым восточным полисом был Танаис.

Все перечисленные города сохраняли связи с метрополиями, но были независимы, о чем свидетельствовали выпускаемые ими монеты. В хозяйственной жизни полисов большую роль играли сельское хозяйство, виноградарство и рыбные промыслы. Со скифами греки поддерживали мирные отношения, вступали в смешанные браки, выполняли на заказ сложные ремесленные и ювелирные работы. Скифы на определенных условиях брали греческие колонии под свое покровительство — «варварский протекторат».

В V в. до Р. Х. многие греческие города Северного Причерноморья объединяются в Боспорское царство с центром в Пантикапее. В это время уже начались греко-персидские войны, а скифы стали более агрессивны по отношению к иноземным соседям. Города Боспорского царства были независимы в своих внутренних делах, но не могли вести самостоятельную внешнюю политику, выставляя общее войско. Первую династию Боспорского царства основал в 480 г. до Р. Х. Археанакт, видимо, глава первых поселенцев в Пантикапее. В 438–437 гг. до Р. Х. династию Археанактидов сменили Спартокиды (правили до 110 г. до Р. Х.). Новое поколение царей берет начало с фракийца Спартока, проводившего уже антиафинскую политику.

С конца II в. до Р. Х. (107) греческие колонии в Северном Причерноморье ненадолго попадают в зависимость от понтийской державы царя Митридата Евпатора, а с середины I в. до Р. Х. (ок. 63) они уже находились под римским влиянием. К IV в. н. э. эти города прекращают свое существование под ударами готов.

19. Этруски: религия, материальная культура.

Этруски появились здесь в VIII–VII вв. до Р. Х. Из Этрурии, ставшей ядром их расселения, они продвинулись в Кампанию и Паданский регион. По одной версии, этруски прибыли с Востока, на что указывало их отдаленное сходство с хеттами. По другой — пришли с севера и принадлежали нордической расе, а в их этногенезе сыграло роль местное население. В любом случае этруски представляли собой сложный и неоднородный этнический субстрат.

Этрусский язык, будучи остатком исчезнувшего доиндоевропейского языка, формировался из различных компонентов под влиянием западно-греческого языка.

Этруски планировали города, проводили крупные работы на основе общественного труда, осушая болота, строя дренажные сооружения, клоаки, каналы и т. д. Высокий уровень строительной техники, возможно, был заимствован с Востока, из Малой Азии.

Религия. Религиозные культы этрусков воссоздаются благодаря погребальному ритуалу. Этрусская религия являлась начальной стадией политеизма (многобожия), в ней существовала божественная иерархия. Некоторые боги были позднее отождествлены с греческими. Главное религиозное учение, доставшееся римлянам по наследству от этрусков, было гадание по внутренностям животных и по молниям. Этим занималась коллегия жрецов- гаруспиков. Они гадали по печени жертвенных животных. Реже гаруспики изучали сердце или легкие. Гадание по молниям строилось сходным образом: небосвод делился на шестнадцать частей, восточная приносила благо, а западная — зло. Играло роль то, откуда ударила молния, когда и какой бог ее послал. Место, куда попадала молния, специально огораживалось, на нем делалась памятная надпись, и иногда созидался храм. Позднее гаруспиции станут органической частью официальной римской религии и удержатся в ней долгое время. Даже в IV в. н. э. император Константин издаст указ об их запрещении, но вера в гадания еще сохранится, поскольку аналогичные запреты христианских императоров следовали вплоть до VII в. н. э.

Представления о загробном мире. У этрусков возникло специфическое представление о загробной жизни, наложившее отпечаток и на их религию. В VI–V вв. до Р. Х. образы загробного мира были достаточно светлыми. На стенах погребальных камер изображались пляски, танцы, в веселье пирующие люди. Но позднее, с IV в., после покорения этрусков греками и римлянами, религия приобрела мрачный и пессимистичный характер. На могильных изображениях появились чудища-полузвери с синими телами, крючковатыми носами и крыльями, как у нетопырей, с обезображенными лицами, встречавшие человека в ином мире. Такая эволюция была связана и с закатом этрусской цивилизации.

От этрусков римляне переняли обряд кремации покойных, основывавшийся на освобождении души от тела, после гибели которого душа освобождалась, и распространившиеся в дальнейшем гладиаторские игры, игравшие изначально роль ритуальных человеческих жертвоприношений как часть погребального обряда.

Искусство. Этрусское искусство известно благодаря купольным гробницам, где сохранились росписи. В ней прослеживаются элементы условности восточного стиля, выразившиеся в орнаментальном рисунке. С другой стороны, отдельные фигуры вполне реалистичны. Вероятно, существовала целая школа этрусских художников. Сюжеты были связаны с заупокойным культом, хотя встречались и бытовые картинки, связанные с охотой или рыбной ловлей.

Этруски станут учителями римлян в портретном искусстве.

Этруски довели до совершенства обработку металлов, им были известны интересные технологии, в частности грануляция — напайка на медную основу микроскопических золотых шариков диаметром 0,14 мм, — утраченная в последующую эпоху, но частично раскрытая в наше время.

Этруски изготавливали сосуды типа буккеро, у которых коптили и лощили нагретым камнем стенки, так что они становились черными и походили на металлические. Сосуды с крышками в виде голов людей, имевшие портретное сходство с умершим, использовали как погребальные урны.

Религиозные лиги. Период могущества этрусков (VI в.) совпал с этрусской династией в Риме. Этруски были искусными мореходами, промышляли пиратством.

В Этрурии существовало три федерации, лиги, по двенадцать городов, основанные на религиозных началах. На общесоюзном собрании приносились жертвы богам, проводились священные игры. Верховный жрец сосредоточивал в своих руках и светскую власть, являясь царем. Федерации были разобщены и не представляли собой централизованное государство, поэтому быстро потерпели поражение от римлян.

Этруски нуждались в новых землях и попытались расширить свои территории, но при освоении восточного побережья Корсики и Сардинии натолкнулись на сопротивление римлян и греческих колонистов. К началу V в. их могуществу пришел конец, когда близ Кум в 474 г. до Р. Х. этруски потерпели окончательное поражение от италийских греков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: