double arrow

Этруски. История Рима в царский период (VIII–VI вв. до Р. Х.)

Держава Селевкидов.Держава Селевкидов была наиболее крупным эллинистическим образованием. Современники его называли Сирией. По имени основателя телохранителя Александра Селевка все представители династии именовались Селевкидами. В государство входили несколько областей:Северная Сирия, Вавилония (средняя Месопотамия), центральная и юго-западная части Малой Азии и быстро отпавшие восточные территории Ирана, Средней Азии и Греко-Бактрийского царства, вплоть до Индии. Неустойчивость нового образования была предопределена этнической чересполосицей. В государстве сохранялось персидское деление на сатрапии во главе со стратегами. Сатрапии делились на более мелкие административные единицы. Большую роль в качестве центров эллинизации восточных народов играли греческие города. Столицей державы была Антиохия Сирийская. По управлению государство, как и Египет, являло собой сочетание полисной системы и восточной деспотии.В63 г. до Р. Х. Селевкидская держава стала римской провинцией.

Птолемеи и Селевкиды в течение всего III в. до Р. Х. вели так называемые Сирийские войны из-за Южной Сирии и Палестины. Кроме того, царям постоянно приходилось иметь дело с мятежами и национальными восстаниями. В частности, в Иудее, входившей в состав Селевкидского государства, возникло движение Маккавеев (Хасмонеев), описанное в соответствующих книгах Ветхого Завета. Оно длилось со 167 по 142 г. и явилось результатом насильственной эллинизации населенных евреями областей, поскольку введение греческих религиозных культов вызвало в Иудее резкое противодействие. Евреи под предводительством Маккавеев добились независимости, сохранявшейся вплоть до завоевания Иудеи Римом в 63 г. до Р. Х.

Греция в эллинистический период. В Греции началось обезлюдивание: греки отправлялись на Восток, привлеченные неожиданно открывшимся богатством и роскошью этих областей, свою роль сыграли роль и регулярные войны с Македонией. В Балканской Греции после смерти Александра постоянно вспыхивали восстания, особую активность проявляли города Северного Пелопоннеса, в частности Сикион и Аргос, поэтому македонцам становилось все труднее удерживать отдельные области.

В Греции усилились этнические союзы, среди которых выдвинулся Этолийский союз, занимавший запад Средней Греции и, в отличие от Афинского и Пелопоннесского, являвшийся федерацией на основе суверенитета входивших в него областей, то есть был вполне демократичен. На севере Пелопоннеса на антимакедонской основе возродился Ахейский союз, имевший олигархическую направленность и подчинивший почти весь полуостров. Он фактически взял на себя функции гегемона, которые ранее выполнял Пелопоннесский союз.

В III в. до Р. Х. имели место попытки реформировать государственный строй Спарты. Молодой спартанский царь Агис IV (245–241) выступил за возрождение Ликургова строя. Герусия высказалась против нововведений, сводившихся к переделу земли, уравнению в собственности, гражданских правах и т. д. Агис выступил в народном собрании с предложением разделить земли ста наиболее богатых спартиатов, его самого в том числе, с целью наделить участками неимущих. Аристократия добилась отмены реформ, а Агис был казнен.

Спарта еще сохраняла относительную независимость, когда на смену Агису пришел царь Клеомен III (235–221), вдохновленный теми же идеями. Он действовал более агрессивно, произведя с помощью наемников политический переворот и упразднив институт эфоров. Поддержанный народным собранием, Клеомен разогнал герусию и наделил граждан землей, отменив крупные долги. Его действия вызвали широкое демократическое движение на Пелопоннесе, поскольку в других областях люди захотели повторить реформы царя. Ахейский союз с помощью недавнего врага, Македонии, разгромил войска Клеомена, претендовавшего на объединение Спарты и восстановление ее могущества на полуострове. Клеомен бежал в Египет и там покончил жизнь самоубийством, а Спарта вошла в состав Ахейского союза, и все реформы были отменены.

Таким образом, в Греции в эллинистическую эпоху продолжались внутренние междоусобицы и борьба союзов, постоянно и разрушительно истощавшие силы греков.

Появление италиков на Апеннинском полуострове. Возникновение римского государства связано с растянувшимся на несколько веков слиянием Северной, Средней и Южной Италии вокруг Рима. Откуда взялись италики, до сих пор окончательно неизвестно. По одной версии, они пришли с северо-запада, из-за Апеннин, и осели в Лации, наиболее удобной и плодородной области. Вслед за ними явились умбры и сабелы, расселившись в менее удобных для обработки областях, в суровой гористой местности. Эти миграции имели место в конце II – начале I тысячелетия до Р. Х. Латинская и умбро­-сабельская народности стали наиболее крупными ветвями общеиталийского племени.

Согласно другой версии, канонизированной в эпоху Римской империи при Августе, первое поселение в Италии связано с беглецом из взятой ахейцами Трои героем божественного происхождения Энеем, сыном Афродиты. Он был одним из защитников Илиона, после падения которого сел на корабль и, по указанию оракула, отправился на родину своих предков. Эней прибыл в Лаций и основал город Лавиний в честь невесты Лавинии, дочери местного царя Латина, которого потом сменил. То есть появление латинской народности и царского рода в поздней античности мыслилось как слияние местного племени латинов и пришедших троянцев.

Очевидно, греки не принимали активного участия в этногенезе италиков, который произошел в результате слияния различных племен, пришедших сухопутным или морским путем, и местного населения.

Легенды об основании Рима. Согласно одной версии, Рим был назван в память о женщине, прибывшей в Италию вместе с Энеем, некоей троянки Ромы, которая не пожелала больше плавать и предложила сжечь корабли. В результате италики остались и основали город.

Согласно второй более известной легенде, Рим основал Ромул, потомок Энея в пятнадцатом поколении. Некогда мифический царь Нумитор, правивший в италийском городе Альбе Лонге, был свергнут коварным братом Амулием, который, не желая, чтобы у Нумитора было мужское потомство, насильно посвятил его дочь Рею Сильвию в весталки, включив в число жриц, обязанных хранить безбрачие. Но весталку посетил Марс, и у нее родились два сына Ромул и Рем, которых злобный брат Нумитора велел бросить в Тибр. Братья не погибли и были найдены волчицей, вскормившей их своим молоком. Затем мальчиков подобрал пастух. Став взрослыми и узнав тайну своего рождения, они отомстили Амулию и вернули царство деду. Сами же решили основать свой город и отправились в Лаций, на Палатинский холм, где Ромул воздвиг стену, а брат ее шутя перепрыгнул, и Ромул убил Рема, став первым царем нового города, основание которого обычно относят к 754–753 гг. до Р. Х. Эта дата была определена в древности римскими учеными, с нее велось римское летоисчисление.

Рим возник на семи холмах, их окружали болота и нездоровый воздух, поэтому жители селились на возвышенности. Усиление Рима как крупного торгового центра было связано с выгодным географическим положением, поскольку он занимал удобный выход к морю и господствовал над двумя берегами Тибра вплоть до устья, где добывалась соль. Через Рим пролегала важная «соляная дорога», и он был удален от берега, что обеспечивало безопасность от пиратов. Отсюда открывались пути в Этрурию, наиболее развитую область Италии того времени.

С Ромула начинался царский период, длившийся с VIII по VI вв. до Р. Х. Династии сменялись представителями разных племен – сначала латино-сабинских, потом, со второй половины VII в., – этрусских. В этот период сформировались основы общественно-государственной организации Рима.

Родовая структура. Элементарной ячейкой римского общества царского периода являлась семья государство в миниатюре. В широком смысле слова внутреннее строение семьи повторяло структуру государства. Основная власть сосредоточивалась в руках отца, и все члены семьи: жена, взрослые сыновья, дочери не имели никаких прав, пока жил отец. Ее границы были означены лишь религиозными обычаями и традицией, но юридических ограничений не было. Полноправными сыновья становились лишь после смерти главы семьи.

Следующая ячейка – род. Это исходная единица в делении римского общества, связанного с общинной структурой. В род включались, в первую очередь, мужчины, способные носить оружие, составлявшие костяк общества, народное собрание. Род был экзогамным, то есть не замкнутым, и его члены могли жениться на женщинах других родов. Представители одного рода носили общее имя (одним из наиболее древних считался, например, род Юлиев), которое в то же время являлось личным именем женщин.

Основной общественной единицей у римлян являлась курия (буквально: «союз мужчин-воинов»), представлявшая собой союз родов. По преданию, в курию их входило десять, однако с уверенностью можно говорить только о трех: этрусков, латинян и сабинян, среди которых латинский элемент со временем взял верх. То есть римляне, как и греки, не являлись чистой в этническом плане народностью. Деление на курии производилось в политических целях, так как курия была основой воинской организации. По территориальному признаку курии составляло население конкретных поселков, выставлявших определенное число пеших воинов.

Следующей, более крупной единицей была триба, в нее входило десять курий. Фактически триба являлась племенем. Из трех триб составлялся римский народ. То есть римский народ – это три трибы и тридцать курий.

Государственное устройство. В государственном управлении играли роль три ключевых звена: царь, сенат и народное собрание. Государственное устройство являлось повторением устройства семейного. Царь избирался из среды свободных граждан, и в его руках сосредоточивались функции военного вождя, жреческие (верховный жрец) и судебные (верховный судья). Он имел право безапелляционной власти над своими согражданами, заключал мир, начинал войну, на период военных действий назначал градоначальников и военачальников, которые были не должностными лицами, а его уполномоченными. Существовало легальное ограничение царской власти: правитель мог применять лишь существовавшие законы, но не изменять их или составлять новые.

В сенат («совет старейшин») сначала входило сто человек: влиятельные и богатые люди из латинских городов, а также представители местных общин, то есть римляне и сабиняне. Их избрал Ромул, даровав земельные владения и назначив своими советниками.

Потомки отцов-сенаторов стали называться патрициями (от слова pater – «отец»). В случае смерти царя, не назначившего себе преемника, сенат имел право по жребию назначить временного царя из своей среды. Сенат не мог рекомендовать к обсуждению на народном собрании постановление, противоречившее римским традициям, нарушавшее обязанности по отношению к богам, другим государствам или законы самой общины. Сенат не обладал законодательными функциями и влиятельным государственным органом стал лишь с конца IV в. до Р. Х.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: