Цезарь с 45 г. до Р. Х. ввел солнечный календарь, уже существовавший в Египте, и ликвидировал разницу между астрономическим и римским календарями (67 дней). Новый календарь стал называться юлианским.
Драматургия.Римляне осознали, что греческая литература неизмеримо выше их собственной и превзойти ее достаточно сложно, поэтому выдвинулись авторы, которые переделывали греческие произведения на римский манер, чем, в частности, характеризовалось творчество комедиографов Плавта и Теренция.
Культура Рима в период Республики и Ранней империи.
С начала II в., ко времени завершения пунических войн, Рим превратился в единственную крупную державу Средиземноморья. До середины II в. он еще воевал с Македонией и царством Селевкидов, но, по выражению современника событий греческого историка Полибия, с этого времени началось всемирное владычество Рима.
Решающее сражениесостоялось у города Канны в 216 г., оно вошло во все учебники военного искусства. Ганнибал с гораздо меньшими силами разгромил войско римлян, возглавлявшееся двумя враждовавшими консулами: плебеем и патрицием. Ганнибал в центр своей армии поставил слабые части, а основные силы сосредоточил на флангах, выстроив войско в виде дуги, выгнутой стороной к римлянам. Когда римляне ударили по центру и прорвали его, фланги сомкнулись и нападавшие оказались «в мешке», после чего началось избиение римских солдат. Ни до, ни после 216 г. Рим не терпел поражений равных этому.
|
|
Вторая пуническая война (218–201). В Карфагене оказались сильны реваншистские настроения, возникли идеи насильственного возврата завоеванных Римом территорий, что привело ко второй пунической войне (218–201), наиболее страшной для Рима, в первый раз оказавшегося на краю гибели. Карфаген сделал ставку на наступательную войну, двинув войска на Рим через Пиренейский полуостров.
Мир был заключен в 241 г. Карфаген освобождал Сицилию, выплачивал огромную контрибуцию (почти 80 тонн серебра) и выдавал римских пленных. Так закончилась первая пуническая война, отразившая примерное равенство сил, поскольку почти двадцать лет обе державы воевали без определенного перевеса с той или другой стороны.
В 219 г. карфагеняне захватили Сагунт (современный Сагунто), являвшийся римским союзником на практически полностью оккупированном пунийцами восточном побережье Испании, что послужило поводом к новой войне. Во главе карфагенских войск стал гениальный военачальник Ганнибал. Поход начался из Испании. Ганнибал со слонами и огромным войском совершил героический переход через Альпы, потеряв в горах почти всех слонов и три четверти армии. Тем не менее он вторгся в Италию и нанес ряд поражений римлянам в 218 г. (при реках Тицине и Требии) и в 217 г. (засада у Тразименского озера). Ганнибал обошел Рим и двинулся далее на юг. Римляне избегали крупных сражений и изматывали врагов мелкими стычками.
|
|
Непонятно, почему Ганнибал сразу же не пошел на Рим, поскольку после поражения при Каннах для этого сложились все необходимые условия. Если бы Ганнибал, не теряя времени, двинулся к столице, он бы имел все шансы ее захватить. Очевидно, карфагеняне сделали ставку на развал римско-италийского союза, выдержавшего испытание войной, поскольку большая часть италийских городов не перешла на сторону Ганнибала, и антиримская коалиция не оформилась.
В 211 г. в войне наступил переломный момент. Римляне взяли основной опорный пункт карфагенян в Италии, город Капую, и Ганнибал, не потерпевший в Италии ни одного крупного поражения, оказался в полной изоляции, брошенный даже не присылавшим помощи Карфагеном. Окончательный крах наступил после выдвижения личности, равной Ганнибалу по величине воинского таланта. С 210 г. во главе римских войск стал Публий Корнелий Сципион Младший. Он довольно успешно воевал с карфагенянами в Испании и ратовал за перенос боевых действий в Северную Африку, желая изгнать Ганнибала из Италии. После высадки Сципиона в Африке в 204 г. Ганнибал был спешно отозван на родину. При Заме в 202 г. Сципион применил тот же прием, что и Ганнибал при Каннах, – на этот раз «в мешок» оказалось втянутым карфагенское войско. Оно было разбито, а Ганнибал бежал. В следующем, 201 г., Карфаген капитулировал. По новым условиям мира, он лишался заморских владений, не имел права содержать военный флот и в течение пятидесяти лет должен был выплачивать контрибуцию. За ним сохранялась лишь небольшая территория в Африке.
Третья пуническая война (149–146). Карфагену удалось оправиться от поражения, и он развернул широкую торговлю. Рим настороженно отнесся к его новому усилению в Западном Средиземноморье. Видный сенатор Марк Порций Катон ярко выразил эти опасения: «Карфаген должен быть разрушен». Рим выдвинул Карфагену жесткий ультиматум, все пункты которого были удовлетворены, за исключением явно не выполнимого: перенос города вглубь материка. Римляне направили в Северную Африку войско, которое после долголетней осады взяло Карфаген в 146 г. Город был стерт с лица земли, а место, где он находился, распахано. Отныне здесь создавалась римская провинция Африка, земли которой перешли в государственную собственность Рима.
В эпоху Поздней республики (II-I вв. до Р.Х.) началась романизация провинций, а также эллинизация самого Рима и всего римского общества, поскольку после подчинения Греции в середине II в. в Рим начался приток «сливок» греческого общества: художников, философов, учителей и риторов. Римляне признавали более высокий уровень греческой культуры, поэтому ее представители вошли во многие интеллигентские кружки, а греческим языком пользовалось высшее римское общество, что изредка приводило к злоупотреблениям, когда греческая культура за счет уничижения национальной абсолютизировалась и выдвигалась как предельно совершенная. Впрочем, именно в эпоху поздней республики родились национальная римская литература, театр, историография; были разработаны каноны оформившегося к рубежу веков литературного латинского языка, то есть восприятие греческих традиций происходило на национальной основе.
С другой стороны, эллинизация часто носила поверхностный характер, поскольку римляне усваивали не лучшие традиции эллинистической цивилизации, а связанные, в первую очередь, с увлечением роскошью. В Риме воздвигались огромные безвкусные виллы, устраивались баснословные пиры, ценились деликатесы (например, паштет из соловьиных язычков) и т. д.
|
|
Необузданное стремление к роскоши во все времена приводило людей к огромным долгам и порче нравов. Идеал неприхотливой простой жизни постепенно приходил в забвение. Процветало воровство, взяточничество и злоупотребление властью. Безземельные граждане в Риме требовали «хлеба и зрелищ». С начала II в. до Р.Х. в обычай входят звериные травли. Ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще в VI в. до Р.Х. От этрусков они перешли в Рим. Впервые в 264 г. до Р.Х. в Риме был устроен бой гладиаторов, но в течение последующих полутора столетий гладиаторские игры носили характер частного представления и устраивались на поминках знатных людей (они назывались погребальными играми). Но постепенно популярность гладиаторских боев растет. В 105 г. до Р.Х. они были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Самое удивительное, что в гладиаторских играх усматривали воспитательное значение.
Плавт (250–184) стал родоначальником римской комедии паллиаты (паллиум – актерский плащ). Основные персонажи комедий, будучи римлянами, оказывались в условиях Греции, и тогда происходило столкновение греческих и римских реалий, создававших комические ситуации.
Линию Плавта развил его младший современник, в чем-то более одаренный вольноотпущенник Теренций (195–159). Большую роль в комедиях Теренция играли вводные «Прологи», в которых шла полемика с соперниками. «Прологи» можно рассматривать как пример ранней литературной критики.
Поэзия и риторика. В период поздней республики появился такой крупный поэт, как Лукреций (98–54), создавший эпохальное произведение «О природе вещей», в котором изложил материалистическое учение Эпикура о мире, состоящем из атомов. С этих позиций поэт описывал историю человечества, культуры и религии. Своеобразие трактата состояло в сочетании и слиянии научных и художественных принципов.
|
|
Юлий Цезарь провел реформу календаря. В Риме, как в Греции и многих восточных странах, календарь был лунным. До Юлия Цезаря в календаре царила неразбериха, явившаяся одной из причин отсутствия абсолютной хронологии для римской истории.
В эпоху поздней республики родился популярный позднее жанр сатиры, представлявшей собой соединение смешного и серьезного начал в одном произведении, переплетение стихов и прозы, высокого и низкого стилей. Авторы активно привлекали народные басни, анекдоты, притчи и т. д. Первые произведения такого рода стали писать Энний и Луцилий (II в. до Р. Х.).
В позднюю республику совершенствовалась риторика, наука о законах красноречия, чему способствовали и многочисленные политические столкновения, приводившие к судебным процессам. В риторике выделились два направления: аттицизм и азианизм.
Первое течение возникло из ориентации на аттическую литературную традицию, разработанную Дионисием Галикарнасским, выражавшим мысли в четкой, краткой и ясной форме. Наиболее ярким представителем аттического направления в латинской литературе был Юлий Цезарь, занимавшийся, помимо политики, литературными опытами, которые свелись к описанию многочисленных войн. Хрестоматийную известность получили «Записки о галльской войне».
Цицерон (106–43) – одна из гениальных личностей древности, замечательный оратор, создавший множество трактатов, посвященных мастерству устной речи, философии, религии и истории. Ему принадлежало крылатое выражение «История – учительница жизни». Он оставил большое количество писем с красочными описаниями Рима поздней республики. Цицерона нельзя ограничить рамками одного стиля или направления в литературе, поскольку его творчество было многогранным и уникальным.