double arrow

Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Периодизация гонений

Римская Церковь в I веке. Нероново гонение.

Проповедь христианской веры была очень успешной, по крайней мере, в пределах огромной Римской державы. Предпосылки: наличие единого государства, общий язык общения (древнегреческий), иудейское рассеяние, греческая философия. В то же время кризис античной религии, пора серьезных духовных исканий, увлечение восточными религиозными системами.

В самом Риме была очень большая еврейская община, поэтому и Церковь христианская, которая обычно появлялась там, где существовала еврейская община, очень рано появилась и в Риме. Но затем скоро выяснилось, что и иудеи, и язычники видят в христианстве «угрозу своим национальным традициям»

Духовный уровень Римской христианской общины в I в. был очень высоким. Вся жизнь Церкви протекала от воскресения до воскресения, от Евхаристии до Евхаристии. Отсутствие храмов, ночные собрания, таинственные обряды, общие трапезы мужчин и женщин – возбуждало подозрения и создавало благоприятную атмосферу для гонений. Укрывались в катакомбах (?). В конце 90-х св. Климент еп. Римский написал «Послания к Коринфянам». Именно из него мы знаем о мученической кончине апп. Петра и Павла в Риме и о путешествии св. Павла в Испанию. Римская Церковь в это время является крупнейшим центром церковной жизни.

При имп. Нероне (54-68 г.) произошло первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный характер. Деспот-император сжег более половины Рима. Общественное мнение в этом пожаре обвиняло его. Чтобы отвести от себя подозрения и успокоить волновавшийся народ, Нерон обвинил в поджоге христиан. А так как о христианах сложилось уже мнение, как о человеконенавистниках, то народ без труда поверил такой клевете, и как правительство, так и народ начали преследовать христиан. В Риме правительство хватало множество христиан и обвиняло их, по отзыву Тацита, «не столько в поджигательстве, сколько в ненависти к человеческому роду».




К его времени в общественном мнении укоренилось убеждение, что на своих ночных встречах христиане занимаются кровосмесительством (ин­цестом) и каннибализмом. Мнение это скорее всего было вызвано непра­вильно истолкованными слухами о всеобщей любви, о том, что христиане называют друг друга братьями и сестрами, и о евхаристии. Именно христиане, а не кто другой, были обвинены в поджоге. И здесь христиане уже совершенно четко отличались от иудеев. Иудеев это обвинение не коснулось ни в какой степени.



Многие из христиан претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти. Их одевали в шкуры зверей и травили собаками, распинали на крестах, обливали горючими веществами и сжигали по ночам вместо факелов для освещения садов Нерона. Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г., продолжалось до 68 г., когда этот государь самоубийством положил конец кровопролитию. В это гонение пострадали в Риме апп. Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом.

Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитное было ог­раничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфлик­том между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговорили христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине.

Римское правительство сначала не отличало христиан от иудеев. К ним применялись одинаковые законы. В дальнейшем правительство различало религии покоренных народов: дозволенные (отечественные и древние) и недозволенные (новые). Христианство признавалось недозволенным. Его быстрое распространение считали опасным для национальной веры – язычества, потому что «в отличие от либеральных доктрин новейших времен, Рим не рассматривал религию, как частное дело граждан, для римлян она была государственным делом». Непризнание императора богом, отказ в принесении ему жертв и поклонении его изображению породили подозрение христиан в измене. «Христианами становились бывшие язычники, которые еще вчера почитали богов и возносили почести государственному культу, но затем принимали веру Христову и переставали посещать языческие капища, и это рассматривалось как большая политическая опасность». Подозревалась принадлежность христиан к тайному обществу заговорщиков, которые якобы под покровом религиозных стремлений замышляют ниспровергнуть существующий порядок. Начались жестокие гонения, продолжавшиеся в течение трех веков.

Можно выделить несколько этапов гонений. Первый этап: с I до середины III века ненависть простого народа была го­раздо сильнее, чем репрессивные намерения властей. Нероново гонение было исключением, и коснулось оно одного лишь города Рима, совершенно не затронув провин­ции, а многие последующие императоры ста­рались не столько развязать репрессии, сколько, наоборот, ввести начатые по инициативе язычников, по инициативе местных возглавителей администрации гоне­ния в какие-то более узкие рамки. Второй этап: начиная с середины III века (имп. Декий) и до самого конца гонений, т. е. до начала IV века, император­ская власть берет на себя инициативу гонений и становится во главе антихристианской кам­пании.

При имп. Нероне (54-68 г.) произошло первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный характер. Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитное было ог­раничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфлик­том между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее это создало прецедент: магистраты приговорили христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине.

Второеизвестное гонение произошло во время правления Домициана (81-96 гг.). Если не считать Калигулу и Нерона, императоры, как правило, успокаивали чрезмерный энтузиазм ряда своих граждан и не давали им оказывать себе божественные почести. Домициан ввел новый порядок: он провозгласил себя «владыкой и богом» и объявил всех, не принимающих участия в собственном культе, изменниками.

В царствование Траяна (98-117) была создана юридичес­кая база для гонений на христианство, которая и применялась во все по­следующие времена. При нем в первый раз был издан эдикт, надолго опре­деливший неправоспособное положение христиан в Римской империи. Он был создан в ходе переписки императора с Плинием Младшим, – имперским намест­ником (проконсулом или губернатором) провинции Вифинии в Малой Азии. Об­щий смысл его очевиден: христиан следует казнить – за само имя, т.е. за одну только принадлежность к христианству. Однако он не советовал местным властям проявлять инициативу.

В 177 г. началось страшное гонение на христиан при императоре-философе Марке Аврелии.Он ненавидел христиан за их, по его мнению, суеверное учение.

Гонения при императоре Септимии Севере (202 г.), которые затем были частично возобновлены при Каракалле.

В 235 г. имп. Максимин (235-238), начал новое гонение, краткое, но жестокое.

До второй половины III в. гонения не были длительными, последовательными и систематическими. С этого времени христианство преследуется императорской властью как враждебная империи секта. В 249-51 гг. прошло самое жестокое за всю тогдашнюю исто­рию христианства гонение Декия.В 250 г. он издал эдикт о предании всех христиан смерти, дабы умилостивить богов и отвратить бедствие от империи (императора убедили, что целостность государства неразрывно связана с сохранением язычества).

Во второй половине III в. гнали христиан императоры Валериан (253-260) и отчасти Аврелиан (270-275).

Последнее гонение началось в конце правления Диоклетиана (284-305) и продолжалось до объявления веротерпимости Константином.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ:

37 г. Обращение ап. Павла.

44 г. Гонение при Ироде.

51 г. Апостольский собор в Иерусалиме.

62 г. Гонение на христиан в Иудее.

64 г. 1-е общее гонение при Нероне.

67 г. Мученичество апп. Петра и Павла.

70 г. Разрушение Иерусалима Титом.

96 г. 2-е гонение при Домициане.

106 г. 3-е гонение при Траяне.

166 г. 4-е гонение при Марке Аврелии.

202 г. 5-е гонение при Севере.

235 г. 6-е гонение при Максимине.

250 г. 7-е гонение при Деции.

257 г. 8-е гонение при Валериане.

261 г. Первые эдикты о веротерпимости при Галлиене.

275 г. 9-е гонение при Аврелиане.

303 г. 10-е великое гонение.

313 г. Видение Константином креста на небе.

313 г. Миланский эдикт о веротерпимости.






Сейчас читают про: