Вопрос № 4. Постпозитивизм-множество концепций, на смену позитивизму; внимание уделяется рациональным методам познания

Вопрос № 3.

Постпозитивизм -множество концепций, на смену позитивизму; внимание уделяется рациональным методам познания.

Постпозитивизм. Постпозитивизм – «историческая школа», течение: «критический рационализм» - наиболее авторитетная часть постпозитивизма. Лакатос, Фейерабенд, Уайтхед (поздний), Туймен.

1) Существенное ослабление внимания к проблемам формальной логики.

2) Активное обращение к истории науки

3) переключение усилий с анализа готового научного знания на изучение его динамики

4) отказ от жестких разграничений м/у эмпирией и теорией, науки и философии, и вообще установка на отказ от крайностей

5) стремление представить развитие знаний как единство количественных и качественных его изменений. Количественные изменения – наз. «нормальная наука», качественные – «научная революция».

Четвертая форма позитивизма получила название «постпозитивизм» - философия науки. Основные идеи сформулировал Поппер, выдвинувший концепцию критического рационализма. Среди изучаемых проблем есть ложные и истинные. С помощью логики, необходимо доказать, что вопрос истинный, иначе его не следует изучать вообще (отказ от индукции, обращение к дедукции). Много внимания Поппер уделяет социальным проблемам, яростный противник тоталитарных режимов, изучал проблему насилия. Его последователями являются Лакатос, Кун. Большое значение имеют проведенные ими исследования структуры научных революций, разработка методологии программ исследований, роли традиций в развитии науки, объяснение критериев социального прогресса.

Логика научного познания и виды научного познания

Зависит от объекта и субъекта познования. Виды познания: Житейское, научное, практическое, художественное. Житейское: основывается на наблюдении и смекалки, лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Это познание не сл-ет приуменьшать- здравый смысл может быть лучший, чем ученного. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании, такое знания важно для орентации в повседневного поведения людей, их взаимоотношением между собой и природой. Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т. образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. Ключом в житейском и научном является узнавание, т.е узнавание уже известного. Практическое: к научному познанию так же тесно примыкает практическое знание. Если главной фигурой научного является ученый, то для практического – инженер или промышленный управляющий. Цель ученного – открытия закономерности, новой идеи, а цель инженера – создания новой вещи(прибора, устройства, комп. программы) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов. Художественное: обладает определенной спецификой, суть которой в целостном, а не в расчлененном. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии. Это опыт – не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем. Этот опыт –познавательный, эмоциональный и этнический. Искусство дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими др. способами. Основная черта художественного познания – самоочевидность, самодоказательность. Худ. Произведение проверку несет само в себе. В искусстве допускается худ. Вымысел, привнесения от самого художника того, чего именно в таком виде нет не было и возможног не будет в действительности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: