Тема 7. Культура и искусство XVII века

Раздел 2. РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА В РЕГИОНАХ МИРА

Культурологическая и цивилизационная особенность периода, его хронология, география (общая и локальная). XVII век как самостоятельная фаза в развитии мировой художественной культуры. Изменение географии искусств, определение контуров единой мировой художественной культуры. Основные художественные центры эпохи, формирование национальных школ. Проблема стиля в искусстве XVII века: барокко, классицизм, реализм. Искусство Италии. Лоренцо Бернини – архитектор, скульптор, живописец. Бернини как основоположник стиля зрелого барокко. Создание площади перед собором св. Петра. Королевская лестница в Ватикане (Скала Реджа). Церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме. Скульптурные произведения: «Экстаз св. Терезы», «Давид», портреты и др. Реалистическое направление в искусстве Италии и его глава Микеланджело Меризи да Караваджо. Демократизм искусства, ведение бытовой тематики и натюрморта, образная выразительность. Особенности художественной манеры. Академическое направление. Болонская Академия и ее доктрина. Аннибале Карраччи и его братья Лодовико и Агостино. Монументальные росписи и станковая живопись. Искусство Фландрии. Основные характерные черты фламандской живописи – яркая жизнерадостность, реализм, народность, торжественная праздничность образов. Жанровый ряд фламандской живописи. Питер Пауль Рубенс – гуманист, художник, дипломат. Творческая и стилевая эволюция. Образное выражение в барочной концепции. Алтарные композиции, портреты, монументальная живопись, пейзажи, мифологические композиции. Антонис Ван-Дейк – создатель нового репрезентативного аристократического портрета. Якоб Иорданс. Демократические и реалистические тенденции его творчества. Связь с народной жизнью. Портреты и мифологические композиции. Фламандский натюрморт. Франс Снейдерс. Особенности развития бытовой живописи. Адриан Броувер. Давид Тенирс. Искусство Голландии. Преобладающее значение живописи. Франс Хальс и демократизация портретного жанра. Мастерство реалистического портрета. Три вида портретных композиций: групповой портрет, заказной и портрет с элементами бытового жанра. Рембрандт ван Рейн – величайший художник-реалист. Интерес к индивидуализации и психологизации образов. Внимание к внутренней жизни человека. Поиски эмоциональной выразительности станковой композиции. Формирование индивидуальной художественной манеры: свободная, пастозная живопись, обращение к эмоциональным возможностям светотени, особенности колорита. Основные этапы творчества. Особенности мифологической и портретной живописи. Рембрандт – рисовальщик и офортист. Вермеер Дельфтский. Лирико-созерцательный характер его творчества. Мастерство в передаче света. «Малые голландцы» и их творчество. Поэтизация современности. Жанровая живопись. Адриан Ван Остаде. Терборх. Питер де Хох. Ян Стен. Развитие национального реалистического пейзажа. Ян ван Гойен. Формирование пейзажа-настроения. Якоб ван Рейсдаль. Развитие натюрморта. Виллем Хеда. Питер Класс. Своеобразие голландского натюрморта. Искусство Испании XVI – XVII веков. Золотой век испанского искусства. Роль церкви в развитии испанского искусства. Самобытность культурной основы и художественных традиций. Идейно-стилистическая система испанского искусства. Лидирование живописи. Эль Греко. Субъективно-мистический, трагический характер его творчества. Хусепе Рибера. Эмоциональность образов, использование народных типов в религиозной тематике. Франсиско Сурбаран. Сочетание аскетической суровости, элементов мистики с материальной конкретностью и реалистическим раскрытием образов. Творчество Диего Веласкеса – вершина испанской живописи. Светская тематика его творчества. Обращение к бытовым и народным образам. Утверждение духовной красоты и достоинства человека труда. Портретное наследие. Парадный и интимный портрет. Стремление к образной правдивости. Адекватность реальности в исторических и бытовых композициях. Особенности построения живописного пространства и колористическая гамма. Искусство Франции XVII века. Влияние социально-экономических условий французского абсолютизма на развитие искусства. Архитектура. Появление барочных элементов в начале XVII века. Лемерсье: работы в Лувре. Франсуа Мансар: Дворец в Мезон на Сене под Парижем. Живопись. Роль провинциальных художественных школ. Основные стилистические направления. Придворное монументально-декоративное искусство: Симон Вуэ. Основные черты реалистического направления. Жорж де Латур. Своеобразие образного и колористического решения. Значение освещения в картинах Латура. Братья Ленен: Антуан, Матье, Луи. Крестьянский жанр в творчестве Луи Ленена. Развитие графики во французском искусстве. Жак Калло. Тематическое многообразие его творчества. Связь с театром. Отражение народной жизни. Пейзажи. Рисунки. Офорты. Основные черты классицизма XVII века. Никола Пуссен. Значение в его творчестве античности, Возрождения. Творческий метод, взгляды на искусство. Поиски разумной гармонии и героизма. Клод Лоррен. Классицистические пейзажи. Основание Академии живописи и скульптуры во второй половине столетия. Архитектура. Версаль как типичный памятник французской архитектуры второй половины XVII века. Живопись. Шарль Лебрен - представитель официального придворного искусства. Скульптура. Расцвет декоративно-парковой скульптуры. Франсуа Жирардон. Антуан Куазевокс. Пьер Пюже. Значение искусства XVII века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: