Тема 6. Культура и искусство эпохи возрождения

Тема 5. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

Понятие и периодизация культуры средних веков. Связь идеологии и жизни средневековья с религией и церковью. Христианское сознание – основа средневекового менталитета. Научная культура в средние века. Романское искусство. Архитектура – ведущий вид средневекового искусства. Общий характер романского стиля для всех стран Западной Европы. Строительство замков, церквей и монастырей. Памятники архитектуры романского стиля во Франции, Германии, Италии. Скульптуры и рельефы романских храмов. Религиозная тематики и образная символичность изобразительного искусства. Живопись. Фрески романских храмов. Готическое искусство. Возникновение термина «готика». Хронологические рамки периода. Особенности развития архитектуры. Роль собора в жизни средневекового города. Готические соборы Франции: собор Парижской богоматери, собор в Реймсе, в Амьене, в Шартре. Готические соборы Англии, Германии, их отличительные и общие черты. Сущность готической конструкции. Синтез искусств готическом соборе. Роль витражей и скульптуры. Появление портретов. Портретные скульптуры собора в Наумбурге в Германии. Гражданское строительство: здание ратуш, дворец Дожей в Венеции.

Понимание Возрождения как культурной эпохи. Периодизация и географическое пространство Возрождения. Обращение к античности. Соединение ее с христианством. Изучение анатомии, пропорций, перспективы, законов освещения. Гуманистический характер культуры и искусства и становление статуса художника. Проторенессанс. Становление новаторских реалистических традиций в живописи Джотто. Фрески в капелле дель Арена в Падуе. Новаторство Н. Пизано в скульптуре. Раннее итальянское Возрождение. Роль Флоренции как художественного центра. Архитектура. Новое понимание объема и пространства. Использование античных традиций и готических конструкций. Новая образность. Ф. Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре. Капелла Пацци. Воспитательный дом. Скульптура. Выделение ее из архитектурного пространства и приобретение самостоятельного значения. Творчество Донателло, Гиберти, Верроккьо. Живопись Технологическое, пространственное, образное и тематическое новаторство. Творчество Мазаччо, Домениико Венециано, Филиппо Липпи, Мантеньи, Паоло Учелло, Пьеро делла Франческо и т.д. Искусство последней трети XV век, его переходный характер. Творчество Боттичелли. Искусство Высокого Возрождения. Выдвижение школ Рима, Венеции, Милана. Тип универсального художника. Величественные архитектурные сооружения Браманте, Паладио. Становление классических традиций в живописи Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». Рафаэль Санти - основатель римской школы живописи. Микеланджело Буонаротти. Особенности пластического языка и творческого метода. Своеобразие Высокого Возрождения в Венеции. Господствующая роль живописи, особенности колорита, световоздушная перспектива. Роль пейзажа в произведениях венецианских художников. Джованни Беллини. Джорджоне. Тициан. Веронезе. Тинторетто. Искусство Возрождения в Центральной Европе. Зарождение национальных особенностей в культуре стран Центральной Европы. Основные отличия Северного Возрождения от итальянского. Нидерланды. Развитие станковой живописи. Реалистическая реформа братьев Губерта и Яна ван Эйков. «Гентский алтарь». Иероним Босх. Связь его искусства с народными традициями, фольклором. Питер Брейель Старший, прозванный Мужицким. Его роль в формировании демократического направления крестьянского жанра и национального пейзажа. Германия. Особенности развития страны в XVI веке и сложение местных школ в искусстве. А. Дюрер. Графические циклы. Живопись. Теоретические труды. Ганс Гольбейн младший – мастер реалистического портрета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: