Глоссарий. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ

Приложение II (2010 г.)

Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ

Приложение I (2009 г.)

ГРАФИК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Дисциплина «История культуры и искусства»

Тематика Текущий контроль Методическое обеспечение
  Раздел Лекции Час Практические Час СРС Час
  Классификация видов искусства   Введение в искусствознание. Виды и жанры изобразительного искусства.       Специфика живописи, скульптуры, графики, архитектуры как видов искусства     конспект тест   Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1997. История искусства зарубежных стран Первобытность. Древний мир / под ред. Мальцевой, Кузьминой, М., 1998
    Искусство первобытного общества       Концепции происхождения искусства     конспект тест   История искусства зарубежных стран Первобытность. Древний мир / под ред. Мальцевой, Кузьминой, М., 1998 Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М.,1985.
    Искусство Древнего Египта и Передней Азии       Мифология Древнего Египта и народов Передней Азии и ее значение для развития искусства.       тест     Афанасьева В.К. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство,1976. – 375 с. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.,1994. Пунин А. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. М.: Азбука-классика, 2008. Пунин А. Искусство Древнего Египта. Среднее царство. Новое царство. М.: Азбука-классика, 2010.  
    Античная культура. Искусство Древней Греции. Искусство Древнего Рима.       Мифология Древней Греции и Древнего Рима и ее значение для развития искусства.       тест История искусства зарубежных стран Первобытность. Древний мир / под ред. Мальцевой, Кузьминой, М., 1998/ Грейвс Роберт Мифы Древней Греции. М.,1992. Акимова Л. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. М.: Азбука- классика, 2007. Акимова Л. Искусство Древней Греции. Классика. М.: Азбука- классика, 2007.  
    Культура и искусство Средних веков.       Зарождение местных художественных школ в эпоху романского стиля. Зарождение национальных художественных школ в эпоху готики.   тест История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение./под ред. Нессельштраус. М., 1982. Муратова К.М. Мастера французской готики. М.: Искусство, 1988 Тяжелов В. Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М.: Искусство, 1981.– 383 с.  
    Культура и искусство эпохи Возрождения       Дж. Вазари – выдающийся исследователь искусств эпохи Возрождения. Я. Буркгардт и его вклад в изучение искусства эпохи Возрождения.   тест История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение./под ред. Нессельштраус. М., 1982. Я. Буркгардт Культура Италии в эпоху Возрождения Смоленск, 2002 Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства, М., 1963. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения.М.: Искусство, 1973. – 224 с. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. В 2-х т. М.: Искусство, 1979.  
  Развитие искусства в регионах мира Культура и искусство XVII века       Барокко и классицизм как художественные направления. Особенности развития реализма в XVII веке.     тест   Авермат Р. Петер Пауль Рубенс. М.: Московский рабочий, 1995.-474 с. История зарубежного искусства /под ред. Доброклонского. М.,1985. Знамеровская Т.П. Веласкес. М.: Изобраз. Искусство, 1978. – 272 с. Даниэль С. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. М.: Азбука-классика, 2003. Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. Малая история искусств. М.: 1974. – 383 с.
    Культура и искусство XVIII века.       Многообразие художественных поисков.   тест Английские художники от Хогарта до Тернера. М.:1966. История зарубежного искусства /под ред. Доброклонского М., 1985. Даниэль С. Рококо. От Ватто до Фрагонара. М.: Азбука-классика, 2003. Якимович А. Новое время. Культура и искусство XVII – XVIII веков. М.: Азбука-классика, 2004.  
    Культура и искусство первой половины XIX века       Динамика искусства конца XVIII – начала XIX вв.   тест Английские художники от Хогарта до Тернера. М.:1966. История зарубежного искусства /под ред. Доброклонского М., 1985. Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII века. М.: 1971. Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. М.: Азбука-классика, 2009.  
    Культура и искусство второй половины XIX века.       Развитие реализма как художественного направления.   тест Герман М. Импрессионизм. Основоположники и последователи. М.: Азбука-классика, 2008. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. М.: Искусство, 1971.- 156 с. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. М.: Искусство, 1962.  
  Русское искусство Древнерусское искусство XI-XII веков. Киевская Русь.       Искусство древних славян   тест Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1967. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. М., 1999. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI-XV вв. М.: Искусство, 1973.
    Искусство Новгорода и Пскова XI-XVвв.       Творчество Ф. Грека. Новгородская школа иконописи: основные черты   тест Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1967/ Алпатов М. В. Феофан Грек. М., 1994. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.: Искусство, 1983.  
    Искусство Москвы XIV-XVII вв.       Творчество А. Рублева, Дионисия, С.Ушакова   тест Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1967 Алпатов М. В. Андрей Рублев Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи  
    Русское искусство первой половины XVIII века       Творчество иностранных художников в России     тест Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России в I четверти XVIII века. М., 1987. Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М.: Изд-во МГУ, 1962. 285 с.
    Русское искусство второй половины XVIII века.       Динамика художественных тенденций во второй половине XVIII века   тест Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII – XIX веков. М.: Искусство, 1975. Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М.: Изд-во МГУ, 1962. 285 с.
    Русское искусство первой половины XIX века       Архитектура Москвы после 1812 года.       тест Маковский С.К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2005. 248 с. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура. Графика. М., 1964    
    Развитие живописи во второй половине XIX века. Творчество передвижников.       Академическое искусство: основные тенденции.   тест Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2005. 248 с. Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830-х –1910-х гг. М., 2006. Маковский С.К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999.
  Современное искусство Кризис культуры и зарубежное искусство ХХ века         Проблемы развития реализма и авангарда в ХХ веке.   тест Герман М. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. М.: Азбука-классика, 2008. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. М.: Полит. литература, 1977. – 400 с. Модернизм. М., 1987. Полевой В. М. Искусство ХХ века. М., 1991
    Русское искусство конца XIX – начала ХХ века.         Традиции и новаторство в творчестве художников рубежа XIX –XX вв.   тест Петров В. Н. «Мир искусства». М., 1975 Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX– начала ХХ века. М.: Изд-во МГУ, 1993. 320 с. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX – ХХ веков. М., 1970.  
    История советского изобразительного искусства периода Великой Октябрьской революции и 20-40-х гг.         Творчество Ф. В. Сычкова, С. Д. Эрьзи В. Д. Фалилеева.   посещение музея, тест Зингер Л. С. Советская портретная эживопись.М.: Изобраз. Искусство, 1978. 295 с. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2005. 248 с. Каменский А. Романтический монтаж. М., 1983. 220 с. Великие мастера земли Мордовской. Саранск, 2007.  
    Отечественное искусство второй половины ХХ в         Современные тенденции развития искусства   тест Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2005. 248 с. Каменский А. Романтический монтаж. М., 1983. 220 с. Союзу художников Мордовии – 70 лет. Альбом. Саранск, 2010.    
                   

«ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

№ п/п Тема Вопросы темы выносимые на СР Содержание СР Пример- ный бюджет времени Сроки выполнения задания Учебно-методическое обеспечение СР
Неделя Тип контроля  
1. Введение в искусствознание. Виды и жанры изобразительного искусства   Специфика живописи, скульптуры, графики, архитектуры как видов искусства Законспектировать статьи Б. Р. Виппера «Живопись», «Скульптура», «Графика», «Архитектура»       конспект тест   Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1997.
2. Искусство первобытного общества Концепции происхождения искусства Познакомиться с концепциями А. Рогинского, А. Столяра.       конспект тест   Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М.,1985.
3. Искусство Древнего Египта и Передней Азии. Мифология Древнего Египта и народов Передней Азии и ее значение для развития искусства.   Познакомиться с пантеоном богов, основными мифами, уяснить сущность заупокойного культа. проследить зависимость развития искусства от мифологических представлений у египтян и народов Передней Азии.         тест     Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.,1994.  
4. Античная культура. Искусство Древней Греции. Искусство Древнего Рима. Мифология Древней Греции и Древнего Рима и ее значение для развития искусства. Познакомиться в пантеоном богов, основными мифами. Провести сравнительный анализ развития архитектуры и скульптуры в Древней Греции и Древнем Риме       тест Грейвс Роберт Мифы Древней Греции. М.,1992. История искусства зарубежных стран Первобытность. Древний мир / под ред. Мальцевой Кузьмирой, М., 1998.
5. Культура и искусство Средних веков Зарождение местных художественных школ в эпоху романского стиля. Зарождение национальных художественных школ в эпоху готики. Проанализировать стилистические особенности местных школ романского стиля. Рассмотреть особенности французской, английской, немецкой готики. Готика в Италии.     тест История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение/под ред. Ц.Нессельштраус. М., 1982.
6. Культура и искусство эпохи Возрождения. в Западной Европе. Дж. Вазари – выдающийся исследователь искусств эпохи Возрождения. Я. Буркгардт и его вклад в изучение искусства эпохи Возрождения. Познакомиться в трудами Вазари, законспектировав не менее двух очерков о художниках.   Законспектировать основные положения его труда «Культура Италии в эпоху Возрождения»     тест Вазари Дж.»Жизнеописание…» Я. Буркгардт Культура Италии в эпоху Возрождения Смоленск, 2002.
7. Культура и искусство XVII века.   Барокко и классицизм как художественные направления. Особенности развития реализма в XVII веке. Провести сравнительный анализ итальянского и фламандского барокко. Провести сравнительный анализ «Давида» Донателло, Микеланджело, Бернини.       тест   Якимович А. Новое время. Культура и искусство XVII – XVIII веков. М.: Азбука-классика, 2004. История зарубежного искусства/под ред. Доброклонского М., 1985.    
  Культура и искусство XVIII века     Многообразие художественных поисков. Проследить динамику рококо, классицизма, просветительского реализма.     тест История зарубежного искусства /под ред. Доброклонского М.,1985. Якимович А. Новое время. Культура и искусство XVII – XVIII веков. М.: Азбука-классика, 2004. Даниэль С. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. М.: Азбука-классика, 2003  
9. Культура и искусство первой половины XIX века.   Динамика искусства конца XVIII – начала XIX вв. Проследить сложность взаимодействия классицизма, академизма, романтизма (на примере творчества Л. Давида, Ж. Энгра, Э. Делакруа.     тест История зарубежного искусства /под ред. Доброклонского М., 1985. Раздольская В. Европейское искусство XIX в..Классицизм, романтизм. М.: Азбука-классика, 2009.
10. Зарубежное искусство второй половины XIX века.   Развитие реализма как художественного направления. Выявить особенности демократического реализма. Рассмотреть импрессионизм как завершение реалистической линии в искусстве столетия.       тест Всеобщая история искусств. Т.5.Под ред. Колпинского. М., 1964.
11. Древнерусское искусство XI-XII веков. Киевская Русь   Искусство древних славян Законспектировать работу В. М. Василенко «Декоративное искусство древних славян». Глава 1.     тест Василенко В. М. Русское прикладное искусство. М., 1999. С. 27 – 160.
12. Искусство Новгорода и Пскова XI-XV веков     Творчество Ф. Грека. Новгородская школа иконописи: основные черты Рассмотреть стилистические особенности новгородской и псковской иконописной школ.     тест Алпатов М. В. Феофан Грек. М., 1994. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.: Искусство, 1983. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. М.: Искусство, 1983.    
13. Искусство Москвы XIV – XVII вв.     Творчество А. Рублева, Дионисия, С.Ушакова Дать сравнительный анализ творчества великих иконописцев, опираясь на труды В. Н. Лазарева, М. В. Алпатова       тест Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2-х т. М.: Искусство 1967. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. М.: Искусство, 1983.
14. Русское искусство. первой половины XVIII века     Творчество иностранных художников в России Определить место иностранных мастеров в русской живописи XVIII века.       тест Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России в I четверти XVIII века. М., 1987.
15. Русское искусство второй половины ХVIII века. Динамика художественных тенденций во второй половине XVIII века Проанализировать взаимодействие классицизма, сентиментализма, просветительского реализма в живописи второй половины XVIII века     тест Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М.: Изд-во МГУ, 1962. – 385 с. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М.: Просвещение, Владос. 1995. – 191 с.  
16. Русское искусство первой половины XIX века.   Архитектура Москвы после 1812 года.   Рассмотреть творчество Жилярди, О. Бове.       тест Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура. Графика. М., 1964.  
17. Развитие живописи во второй половине XIX века. Творчество передвижников     Академическое искусство: основные тенденции. Изучить художников-академистов: В. Маковский, В. Якоби, И. Макаров и др.   Проанализировать рождение модернистских направлений из тенденций развития искусства предыдущих эпох. Познакомиться с манифестами различных художественных группировок.     тест Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830-х –1910-х гг. М., 2006.
18. Кризис культуры и зарубежное искусство ХХ века   Проблемы развития реализма и авангарда в ХХ веке. Проследить изменение соотношения «реализм – авангард» на следующих этапах: 1920-е гг.; 1930-1950-е гг.; 1960-е – 80-е гг. Составить таблицу возникновения модернистских направлений, дать краткую характеристику их художественных концепций. Познакомиться с книгой С. Дали «Дневник одного гения».       тест Полевой В. М. Искусство ХХ века. М., 1991. Модернизм. М., 1987.
19. Русское искусство конца XIX – начала ХХ века.   Традиции и новаторство в творчестве художников рубежа XIX –XX вв. Проследить обращение к западноевропейскому, византийскому, древнерусскому художественному наследию, традициям народного искусства. Изучить работу В. Кандинского «О духовном в искусстве».         тест Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2004. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 2001. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX– начала XX века. М., 1991.  
20. История советского изобразительного искусства периода Великой Октябрьской революции и 20-40-х гг.   Творчество Ф. В. Сычкова, С. Д. Эрьзи В. Д. Фалилеева. Проследить эволюцию творчества трех выдающихся мастеров изобразительного искусства в контексте искусства ХХ века.     посещение музея, тест С. Д. Эрьзя. Альбом. Саранск, 2006. Ф. В. Сычков. Альбом Саранск, 2006. Великие мастера земли мордовской Саранск, 2007.
21. Отечественное искусство второй половины ХХ в. (8 час.).   Современные тенденции развития искусства Познакомиться с творчеством современных мастеров изобразительного искусства Мордовии     тест Изобразительное искусство Мордовии. Саранск, 1976. Новые пути. Альбом Саранск, 2003. В. А. Попков: Альбом. 2002. В. Д. Илюхин Альбом..Саранск, 2005. В. И. Петряшов Альюом. Саранск, 2006.

Разработчик рабочей программы:   доктор культурологии, профессор   ______________     О.Г. Беломоева
       
Обсуждено на заседании кафедры   «29» 082008 г.   протокол № 7
       
Зав. кафедрой традиционной мордовской культуры и современного искусства доктор культурологии, профессор   ______________   О.Г.Беломоева  
         
Рассмотрено на заседании учебно-методической комиссии Института национальной культуры   «30» 082008 г.   протокол № 7
       
Председатель УМК к.культурологии, доцент   ______________ В.М. Резонова «30» 082008 г.  
       

Согласовано:

Зав. кафедрой искусства интерьера

к. технических наук, доцент Н. В. Черушова

Рабочая программа дисциплины обновлена решением кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства

№ п/п Прилагаемый к Рабочей программе документ, содержащий текст обновления Решение кафедры Подпись заведующего кафедрой Фамилия И.О. заведующего кафедрой
дата Протокол №
1. Приложение № 1 08.06 2009 г      
2. Приложение № 2 04.06      
3. Приложение № 3 09.06      
4. Приложение № 4 14.06      

7.2. Pесурсы Internet:

1. https://www/files.lib.sfu­_kras.ru

2. https://www/ rutracker.org

3. www.museum.ru

4.www.erzia-museum.ru

5. www.Mordovia.info

6.www.finnougoria.ru

Авангардизм - (от фр.avantgard-передний край, передовой отряд), авангард- понятие, объединяющее экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные начинания, поиски в искусстве 20 в.

Автопортрет (от греч.autos-сам)- графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Эта особая разновидность портретного жанра выражает оценку художником своей личности, ее роли в мире и обществе, своих творческих принципов.

Академизм (фр.aсademisme) –художественное направление, базой развития которого служат академии художественные. Академизм - неотъемлемая часть художественной культуры, связанная с сохранением и развитием высших традиций и наиболее совершенных образцов искусства и созданием на этой основе художественной школы, профессионального образования.

Алла – прима (итал. alla prima – в первый момент) – то же, что живопись по сырому; так же способ исполнение в один прием, за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.

Аль – фреско (итал. al fresco, affresco), аффреско – техническая разновидность стенной живописи – письмо по свежей известковой штукатурки.

Ампир (франц. empire­­ – империя) – стиль в архитектуре, декоративно – прикладном и изобразительном искусстве первой трети 19 в. в странах Европы, завершающая фаза эволюции классицизма.

Артель художников (Санкт- Петербургская артель художников) – объединение, основанное (1863) молодыми живописцами (Б.Б. Вениг, А.К. Григорьев, Ф.С. Журавлев и др.) – участниками «бунта четырнадцати» в петербургской Академии художеств, покинувших ее в связи с отказам писать на заданную программу.

Архаика (от греч. archaikos-древний) – древнегреческое искусство, развивавшееся в 7 -6 вв. до н.э. на территории Греции, островов Греческого архипелага, Малоазийского побережья и Юж. Италии.

Атрибуция (лат. attribution – приписывание) – установление принадлежности анонимного произведения конкретному автору, национальной или местной художественной школе, определение времени создания.

Аукцион – продажа на конкурсной основе с публичных торгов, при которой произведение искусства приобретаются лицом, предложившим за них наивысшую цену.

Аукционный дом – фирма – аукционер, являющаяся посредником между продавцом и покупателем на художественном рынке.

Бидермайер – стилевое направление в искусстве Германии, Австрии, Словении между 1815- 1848 гг. здесь отразились демократизм бюргерской среды, утверждавший свою самостоятельность и самобытность.

«Бубновый валет» – выставочное объединение московских художников учрежденное П.П. Кончаловский, А.В. Куприным, И.И. Машковым, В.В. Рождественским (1910). «Общество художников «Бубновый валет» имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств» (Устав Общества художников «Бубновый валет», 1911).

Вариант (от лат. varians- изменяющийся) – художественное произведение, сходное с другим того же автора на ту же тему. Вариант повторяет основной замысел сходной работы, но может существенно отличатся от нее в выражении этого замысла.

Веризм (итал. verismo, от vero - истинный, правдивый) – направление в итальянской художественной культуре последней трети 19в. возникло на рубеже 1880-х гг. первоначально в литературе и театре, затем распространилось и в изобразительном искусстве.

Галерея (ит. galleria) – 1) специально устроенное помещение для обозрения произведений искусств. 2) государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением изучением и пропагандой искусства.

«Голубая роза» – выставка, показанная в Москве (1907) и ознаменовавшая «декоративно-романтическое» направление в русском искусстве.

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, рисую) – вид изобразительных пространственных (пластических) искусств. Графика связана с изображением на плоскости.

Групповой портрет – портрет включающий группу персонажей (не менее трех), соединенных в одной обстановке, сцене, часто связанных единым действием.

Декоративная живопись (от лат. decorare - украшать) – живопись, являющаяся частью архитектурного ансамбля или произведения декоративно-прикладного искусства и предназначенная прежде всего для украшения, а так же для подчеркивания конструкции и функции здания или предмета.

Декоративная скульптура – обширная область скульптуры, объединяющая многообразные средства пластического украшения городов, зданий и сооружений, садов и парков общественных и частных интерьеров.

Декоративное искусство (англ. decorative art) – одна из главных областей пластических искусств. Это особый род художественного творчества.

Декоративно – прикладное искусство (от лат. decoro –украшаю) – вид искусства, имеющий свой художественный смысл и свою декоративную образность и вместе непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

Дивизионизм (фр. divisionnisme, от diviser – делить) – живописный метод, систем, основанная на целенаправленном разложении сложного цветового тона на спектрально чистые цвета, наносимые отдельными разнотоновыми

мазками различной конфигурации в расчете на оптическое слияние их в сетчатке глаза при восприятии картины с определенного расстояния.

Дублирование (от фр. doubler – повторять) – процесс консервации, при котором картина наклеивается на второй холст или на любую другую основу; основа при этом сдваивается, это и дало название процессу.

Жанр (фр. genre - род и вид) – в изобразительных искусствах совокупность произведений, объединяемых к общем кругом тем, предметов изображения (исторический жанр, бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), а так же авторским отношением к предмету, лицу, явлению (карикатура, шарж) либо способом их понимание и истолкование (аллегория, фантастика).

Живопись (англ. painting) – вид изобразительных искусств, традиционно занимающей первое место в их триаде (живопись, скульптура, графика). Живопись подразделяется на жанры, из которых в европейской культуре на протяжении 16-20- х вв. наибольшее развитие получили портрет, исторический жанр, бытовой жанр, мифологический жанр, батальный жанр, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. В произведениях живописи нередко встречается сочетание разных жанров или их элементов.

Жюри (фр. juru) – коллегиальный орган (выставочная комиссия, судьи в конкурсе), оценивающий произведения, представленные на выставку, конкурс, просмотр.

Замысел – в искусстве конкретное и целостное представление об основных чертах содержание и формы художественного произведения, сложившееся в творческом воображении художника до начала практической работы над ним. Замысел художника следует отличать от его намерений и планов.

Идеограмма (от греч. idea – понятие и gramma – запись) – изобразительная композиция, в которой целое и отдельные элементы несут выраженный в знаках понятийный смысл (эмблемы, гербы, монеты, ордена и медали); в широком смысле – тип изображения с активным образно – символическим подтекстом.

Изобразительное искусство (англ. figurative art) – раздел пластических искусств, возникших на основе зрительного восприятия и создающих изображение мира на плоскости и в пространстве: таковы живопись, скульптура, графика.

Икона (греч. eikon – изображение, образ) – живописное (реже рельефное) изображение Христа, Богоматерь, святых, сцен из Священного писания, предмет поклонения в христианской религии (православной и католической).

Иконопись (от греч. eikon – образ), иконописание – вид станковой религиозной живописи (гл. обр. православной), обладающей особым кругом сюжетов, материальной основой, техникой, приемами и методами исполнения. Главной функцией было создание моленных образов воплощающих сверх чувственные представления в чувственно воспринимаемых формах.

Иконостас (греч. eikonostasis, от eikon – образ и stasis – место стояние) – своего рода стена с установленными в определенном порядке иконами, в православном храме отделяющее алтарную часть от помещения для молящихся.

Исторический жанр (англ. history subjects) – жанр изобразительного искусства, посвященный историческим деятелям и событиям, общественно значимым явлениям в истории человечества. Обращенное в основном к прошлому, а так же изображение не давних событий, историческое значение которых осознанно современниками.

Канон (греч. kanon – правило, мерило) – совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений. Канон – система норм и правил, принятых в искусстве в какой-либо исторический период, в том или ином творческом направлении.

Картина (англ. picture), холст, полотно – законченное станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, более или менее изолирующегося окружения. Картина – завершенное произведение и последовательно воплощает авторский замысел.

Каталог (от фр. catalogue, от греч. katalogos – список) – систематизированный свод, перечень: музейные и выставочные.

Классика (лат. claassicus – образцовый)– в истории искусства эпоха высшего подъема античного искусства, связанная с расцветом древнегреческих государств – полисов в 5 – 4 вв. до н.э.

Классицизм (фр. classicisme) – художественное направление и стиль европейского искусства 17 – начало 19 вв., возникшее в эпоху сложения в Европе мощных централизованных национальных монархий. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества (основанного на вечных и незыблемых законах разума), подчинение индивидуальности интересам нации, государства.

Колорит (от лат. color – краска, цвет) – система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующее эстетическое единство.

Композиция (лат. composition – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника. Композиция важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению единство, цельность и завершенность.

Компоновка (нем. Komponieren – составление, сочинение) – практическая часть работы над композицией: смысловое, пространственное и декоративное размещение фигур, предметов, пейзажных или неизобразительных мотивов, знаков.

Лессировка (нем. Lasierung – покрытые глазурью) – прием живописной техники: нанесение тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх просохшего плотного слоя.

Линейная перспектива, прямая перспектива, научная перспектива – изображение трехмерного предмета на плоскости с помощью геометрического метода центральной проекции: из выбранной точке пространства (цента перспективы) мысленно проводятся лучи ко всем точкам предмета; на пути лучей ставят условную плоскость, на которой нужно получить плоское изображение; его получают, фиксируя пересечение проведенных лучей с плоскостью (осознаваемой как картинное плоскость).

Масляная живопись (англ. oil – painting) – разновидность живописной техники, основанное на применении растительного масла (орехового, подсолнечного, отбеленного льняного) в качестве основного связующего вещества а так же на определенных приемов работы с краской.

Многослойная живопись – техническая разновидность масляной живописи требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов, разделенных перерывами для полного просыхания краски.

Моделировка (от ит. modellare – лепить), моделирование – 1) выявление объемно – пластических и пространственных свойств предметного мира в произведении искусства посредством свето - теневых градаций или пластической обработки трех мерных форм; 2) предварительное изготовление модели скульптором, архитектором; 3) один из этапов работы в компьютерной графике.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – элемент художественного произведения определенного характера, образа, содержание; термин относится и к натуре, и к ее изображению художником

Обнаженная натура (англ. nude model) – мужская или женская обнаженная модель, специально позирующая художнику.

Обратная перспектива – условная система приемов построения трехмерного пространства и объемных предметов, заключающаяся в разделении пространства на самостоятельные зоны, в распластывании изображения на плоскости, в совмещении нескольких точек зрения и в увеличении размеров предметов по мере их удаления от переднего плана.

Пленэр (фр. plein air – открытый воздух) – передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных, природных условиях, т.е. под открытым небом, под воздействием солнечного света и воздуха.

Подделка, фальсификация – произведение изобразительного или декоративно – прикладного искусства, созданное с целью выдать его за ценное произведение искусства прошлой эпохи или известного мастера; изготовление такой вещи, имитирующей стиль образца.

Подлинник – 1) оригинальное художественное произведение, в отличие от копии, репродукции или подделки, тоже, что и оригинал; 2) в средневековой русской живописи руководство, сборник образцовых рисунков – «прорисей».

Поновления, записи – неавторские прописки, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах ее поверхности.

Посредничество (англ. mediation) – понятие в художественном бизнесе: содействие заключению сделок между художником и владельцем художественного произведения и покупателем, как официально «в открытую», путем заключения договора о посредничестве, так и на черном рынке, неофициально, «в закрытую», по частной договоренности.

Прекрасное – категория эстетики, отражающая и оценивающая явления действительности и произведения искусства с точки зрения их совершенства, т.е. полного, свободного и гармоничного воплощения в чувственно-предметной форме их внутренней сущности, их рода и вида, соответствующих человеческим идеалам и ценностным критериям.

Пропорция (лат. proportion – соотношение, соразмерность) – закономерное соотношение величин частей художественного произведения между собой, а так же каждый части с произведением в целом.

Реализм (от лат. realis – действительный, вещественный) – свойство искусства воспроизводить истину действительности не посредством научного анализа, не посредством мышления в понятиях, а путем воссоздания чувственных форм, в каких идея существует в реальности.

Реплика (от лат. replica – повторяю) – авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами и второстепенными деталями.

Салонное искусство, салонно – академическое искусство – консервативное направление в художественное культуре Европы и Америке 19 – нач. 20 вв. Общие признаки: эклектизм творческого метода, опирающегося прежде всего на нормы академизма 19 века и позднего классицизма; прямолинейность трактовки значительных тем; формальное завершенность, ремесленно – техническое виртуозность и «сделанность» фактуры, имитирующее художественное мастерство; откровенная развлекательность, эротика и уход от социальной проблематике; агрессивное неприятие всего новаторского в искусстве и стремлении навязать свое понимание «хорошего вкуса».

Световаздушная среда, среда – окружение; материальное содержание, заполнение пространства; сфера, в которой протекает жизнь.

Светотень – градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду.

Стилизация (фр. stulisation, stule – стиль) – 1) декоративное обобщение изображаемых и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема; 2) имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте.

Стиль (от греч. stulos – откровенная палочка для письма на восковых дощечках) – устойчивое единство художественной образной системы, выразительных средств искусства.

Точка зрения – в теории перспективы места, где находятся глаз наблюдателя по отношению к видимым и изображаемым предметам (над, под ними или на них).

Традиция (лат. tradition – повествование, предание) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколение в поколение обычаи, навыки, правила, художественные принципы, нормы, образцы прошлого.

Фактура (лат. factura – обработка, строение) – характер поверхности художественного произведения, ее обработки.

Фигуративное искусство (от лат. figura - внешний вид, образ) – произведение живописи скульптуры и графики, в которых присутствует изобразительное начало.

Художественный рынок (англ. art market) арт- рынок – система культурных и экономических отношений, определяющих конкретную денежную стоимость произведений искусства; сфера товарного обмена.

Художник (англ. artist) – в широком смысле творческая личность, искусник, мастер, наделенный художественным дарованием и творческим воображением.

Цвет (англ. сolur) – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойство света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску.

Центральная точка схода, главная точка схода – в теории перспективы точка на горизонте, в которой сходится все прямые линии, перпендикулярные плоскости изображения.

Штудия (нем. studie) – 1) тоже, что и этюд, произведение, выполненное с целью изучения натуры, часто как подсобный материал для будущей композиции; 2) особо тщательное проработка в рисунке, живописном, скульптурном этюде оттенков светотени, цвета, нюансов формы, деталей.

Экспертиза (от лат. expertus – опытный) – исследование и оценка художественного произведения, требующая специальных знаний и исследований; состоит из трех частей: атрибуции, техника – технологической и маркетинговой (рыночной) экспертиз.

Экспонат (лат. exponatus –выставленное на показ) – произведение живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства, выставленное на всеобщее обозрение на художественной выставке, в музее, в салоне или галерее, представленное в экспозиции.

Экспрессия (лат. expressio – выражение, выразительность), экспрессивность – выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Эскиз (фр. esguisse) – художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее ее замысел, основные композиционные средства.

Этюд (фр. etude) – художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры для тщательного ее изучения. В этюде художник разрабатывает детали задуманной композиции: синтезируя совокупность этюдов, он ищет образы будущего произведения.

Ярусная композиция – тип композиции в живописи, в графике и рельефе, где пространственные отношения передаются расположением фигур и предметов ярусами – одних над другими.

Приложение III (2011 г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: