double arrow

Введение. В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из

Используемая литература

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий - готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития.

И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.

Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.

Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления.

Мнения о готическом стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.

Сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.

Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире.

Средневековые памятники искусства Западной Европы постоянно напоминают о его сравнительно недавнем варварском прошлом, проявляющемся то в мотиве дохристианского плетеного орнамента, то фигуре фантастического существа, выглядывающего из растительных сплетений романской капители или взирающего с высот готического собора.


  1. Воротников А.А. Литература и искусство. – Мн.: ТОО «Харвест», 1996.

  2. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Хрестоматия по мировой художественной культуре. – М.: Издательский и книготорговый центр А3, 1997.

  3. Княжицкий А.И., Хурумов С.Ю. Мировая художественная культура. – М.: Интеллект-Центр, 2008.

  4. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

  5. Архитектура романского стиля. Романское искусство.

Архитектура раннего Средневековья в Европе представлена двумя стилями: романским и готическим. Последний стал фактически продолжением и высшей стадией развития романского стиля.

С распадом Римской империи на два государства — Византию и Рим — разделилась и их культурная жизнь. Уже в Х веке храмы Западной Европы были настолько самобытны и оригинальны, что позже этот период назвали отдельной — романской — эпохой в истории западноевропейской архитектуры.

Романское и готическое направления архитектуры формировались в одинаковых условиях и имеют множество общих характерных черт. Однако существуют различия, позволяющие считать готику и романский стиль отдельными направле­ниями. Основное различие направлений в том, что романскому стилю присуща массивность, тяжеловесность сооружений, в то время как готические конструкции носят облегченный характер.

Романский стиль, или романика, формируется со времен царствования Карла Великого. Символом и основным стилевым признаком эпохи считается полукруглая сводчатая арка.

С романских времен сохранились в основном церковные постройки: массивные, с небольшими окнами и приземистыми колоннами. Верх зданий венчают массивные башни. Романика сформировалась как стиль в результате слияния местных и византийских форм. В это время появляются новые типы сооружений: замки, городские укрепления, большие городские церкви и жилые дома иного, чем прежде, вида.

Романский стиль отвергает декора­тивность, пропорциональность и орнамен­тальность Античности, построения заметно преображаются и огрубевают.

Здания строили в основном из камня. Возводилось огромное количество новых сооружений вместо разрушенных в процессе вторжений захватчиков. Деревянные покры­тия, имеющие свойство быстро сгорать, заменяли на каменные своды, что требовало, в свою очередь, усиления стен. Жилые дома были глиняными или деревянными.

Для романики характерны постройки с башнями, гладкими толстыми стенами, маленькими и узкими окнами, прямыми углами. Единственной изогнутой линией является арка. Аскетичная декоративность, отсутствие деталей и лаконичность создают индивидуальность и неповторимость романского стиля.

На сегодняшний день сохранилось немного примеров «чистого» романского искусства. Это аббатство М. Лаах в Германии, Лимбургский собор, соборы в Вормсе и Майнце, итальянский собор в Пизе с известной во всем мире «падающей» башней.

В каждой из стран романский стиль имел свой неповторимый, индивидуальный облик. Замки окружались рвом, оснащались подъемным мостом, зубцами, бойницами и башнями для лучшей обороны.

Композиционно центром монастырского комплекса города был храм: суровый, простой, массивный, с островерхими ба­шнями, массивными стенами и узкими окнами. Потолок заменен на каменный, из-за чего стены и колонны стали тяжелее. Храмы стали гораздо более высокими по сравнению с предыдущими эпохами.

Наиболее известными сооружениями в романском стиле принято считать Кайзер­ские соборы, Либмургский собор, Аббатство Мария Лаах в Германии, Пизанский собор в Италии, Приорат Серабонны во Франции, церковь Богородицыв Дании и другие. В ХIХ веке романский стиль был возрожден Генри Гобсон Ричардсоном.

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Камни отесывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Отесанный камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — с1ойге, по-немецки — Кгеиг^ап^, по-английски — с1о1з1ег). Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.

В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний. Более совершенная техника обработки камня, ясное понимание архитектурного целого, продуманная система пропорций, осознание художественных возможностей, заложенных в строительной конструкции,— все это отличало романское зодчество от сооружений предшествовавшего периода. В романской архитектуре, вопреки ложным религиозным иллюзиям, наглядно воплотились и суровая сила духовного мира людей того времени и представление о мощи человеческого труда, борющегося с природой.

При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был и шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно легкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.

«Средние века» — это время, которое находится посередине между Античностью и Новым Временем и, по какой-то невероятной причине, не имеет своего собственного названия. Оно охватывает более тысячи лет истории человечества. Его принято разделять на три основных периода:

1. Раннее Средневековье, V-X вв.;

2. Высокое (Классическое) Средневековье, X-XIV вв.;

3. Позднее Средневековье, XIV-XV вв. [с. 116, 10]

В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют еще V-VIII вв. – эта эпоха называется «темными веками» или «Периодом Великого переселения народов».

Под культурой понимают совокупность тех высших достижений человеческого духа, которые накапливались на протяжении веков и тысячелетий и образуют золотой фонд человечества.

Понятие «средневековая культура» включает в себя имена таких провозвестников средневековой литературы и философии, как Боэций (ок.480-524), Кассидор (ок.487-578), Исидор Севильский (ок.560-636); Академию императора Карла Великого, собравшего вокруг себя на рубеже VIII-IX вв. выдающихся франкских, немецких, английских, кельтских ученых и поэтов: таких, как Алкуин (ок.735-804), Эйнгард (ок.778-840); также имена таких замечательных мыслителей и личностей средневековья, как Абеляр (1079-1142), Гвиберт Ножанский (ок1053-1125), Бернар Клервоский (1090-1153). Эти люди жили примерно в одно время – в основном в первой половине XII века. В XIII веке перед нами встают такие грандиозные фигуры, как итальянец Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), исландец Снорри Стурлусон (1178-1241) и другие. В понятие «средневековая культура» включают также романские и готические соборы, изобразительное искусство, музыку, философию, литературу того времени и т.д.

Историческая ситуация средних веков не может быть как-то однозначно охарактеризована: падение Римской империи, вторжение варваров, вытеснение языческой культуры христианской, феодализм, завоевательные войны, крестовые походы — все это создало пеструю картину культуры. Однако именно в это время формировались христианские традиции, развивалась богословская мысль, появились идеал возвышенной любви и самые прекрасные образы в истории культуры. Совместимость несовместимого — таков культурный феномен этой эпохи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: