Рабочие, заполняющие печи, составляют хан[35], они живут отдельно, на постоялом дворе (дянь)

Цзиндэчжэнь таолу, т.2, гл.3, 4 — «Записи о цзиндэчжэньком фарфоре». Сочинение Лань Пу, жившего при цинской династии. В книге содержится описание всего процесса производства фарфора в Цзиндэчжэне. Ксилограф 18 в. — В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.58 — В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.58 — 60.

Таошо, гл. 1. – «О фарфоре», Сочинение Чжу Яня. В книге содержится описание продукции Цзиндэчжэньских фарфоровых мастерских, процесса производства фарфора и некоторых моментов организации производства. Описание начинается со времени династии Сун. 1782 г. — В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.57 — 58.

ПРОИЗВОДСТВО ФАРФОРА В ЦЗИНДЭЧжЭНЕ

Динлин чжулюэ, гл. 4 — В кн.:Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.54 — 55..

Чанань кэюцзи, соч. Сун Хоуминя — В кн.:Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.54.

Если из деревни Мэньтоуцунь подняться на гору, пройти несколько ли от кумирни Панлань и еще 3 ли к Небесномому мосту, войти в каменные ворота и пройти еще 2 ли к переулку Мэньцзянхутун, можно увидеть, что все население там живет за счет продажи каменного угля.

Нэйгуаньцзянь цзяньгуань Ван Чао представил доклад о добыче угля в Сишане: «Каждый год добывается угля на 8 тыс. лян, в конце года деньги привозят ко двору». Император издал указ: «Разрешить добычу ископаемых (с тем, чтобы) оказать помощь в хозяйстве (гун). Если же найдутся богачи, которые захватили много земель и сопротивляются указу необходимо указать их имена, доложить о них и учинить допрос». Двадцать пятый год правления Ваньли (1593).

Устанавливается договор между людьми Гао И и Чжао Мином о шахте Сяцзуй в деревне Мэньтоугоу... ныне после бамут между земляками устанавливается новый договор, инастоящая шахта будет разрабатываться на основе 6 паев (жи). Первый год, десятый месяц, 2-й день правления Шуньчжи (1644).

...Устанавливается договор между Цзяо Юньлу и Гао И и ругими, получившими в наследство шахту Лопуцзяо. В минкое время Цзяо Юньдэн, предок Цзяо Юньлу, вкладывал в то предприятие средства и получал прибыли. Отныне семейство Ян и семейство Гао снова вкладывают средства и начиают разработки, а семейство Цзяо и другие добровольно отазываются от тех средств, которые были вложены в шахту прежние годы. В дальнейшем эти шахты будут разрабатываться компаньонами на основе 60 паев (жи). Цзяо, которые выделили землю, получают 10 паев, Яны и Гао, являющиеся собственниками предприятия и, кроме того, вложившие средства, получают 30 паев, господин Ван из ведомства финансов получает 20 паев. Договорились, что при добыче угля оставшееся за вычетом вложенных средств делится на соответствующие части. Опасаясь, что в дальнейшем не будет доказательств, необходимо составить договор в трех экземплярах, чтобы у каждого было по одному из них. Второй год, первый месяц, 4-й день правления Шуньчжи (1645).

Заключившие договор компаньоны: Ян Вэньхуа, Гао И, Цзяо Юньлу.

Свидетели: Сяс Инь, Цэ Чэнфан, Цзяо Иньфэн.

Ван Дэи и другие составляют совместный договор о разработке заброшенных шахт в местах Цяолалаху у Тяньцяо, шахты Фэнмэнь и других – всего четырнадцати шахт. Отныне начинают разработки добровольно общими усилиями. Совместно договариваются разрабатывать заброшенные шахты на средства, составленные из 20 паев. Для разработки затопленных шахт половину капитала вносит Ван Дэи, другую половину капитала – все остальные. Добытый на всех шахтах уголь делится по принципу десяти паев. За исключением 5 паев, выплачиваемых казне, остальные 5 паев делятся еще на 45 паев, пять паев получает хозяин земли, остальные 40 паев делятся на 2 части – половину получают все остальные, половину Ван Дэи.

Для росписи сосуда на одну ступу требуется 10 лян материалов, для растирания используются специальные рабочие… Плата 3 цяня в месяц; если работают до 2-й стражи[32] обеими руками в двух ступах, то заработок вдвое увеличивается (лл. 11 – 12).

При росписи зеленой краской круглых сосудов, изготовляются сотни тысяч ~предметов] каждого образца, если бы не было одинаковых надписей, тогда изделия совсем были бы отличны друг от друга. Поэтому тот, кто наносит узор, учится только этому и не учится раскрашивать; тот, кто раскрашивает, не учится наносить узор. Для того чтобы набить руку и не рассеивать внимание, те, кто раскрашивает, и те, кто расписывает, находятся в разных помещениях, чтобы добиться единообразия (л. 12).

Власти и народ считают (наем рабочих) удобным, так как продукция от этого улучшается...

Произведенные изделия в определенный срок доставляют в столицу.В записях о готовых изделиях говорится:... каждый год осенью и зимой нанимают людей; лодки и рабочие доставляют (фарфор). Бочонков[33] с круглыми полированными сосудами более 600. Ежегодная норма блюд, чаш, сосудов для, вина, блюдечек и других первосортных круглых сосудов всего 16 – 17 тыс. Кроме этого, 6 – 7 тыс. предметов второго сорта, которые тоже упаковывают в бочонки и отвозят в столицу,. чтобы император использовал для раздачи. Ваз, кубков, винных чаш, чашек и других гладких сосудов высшего качества ежегодно делается свыше 2 тыс.

Второсортных не отборных сосудов выделывается по 2 – 3 тыс. Их также упаковывают в бочки и везут в столицу, чтобы использовать для раздачи (лл. 17 – 18)...

Цзиндэчжэнь протянулся с севера на юг и с запада на восток на 10 ли с лишним... купцы отовсюду приезжают за фарфором; частные печи расположены в 200 – 300 местах, мастеров и хозяев не менее 100 тыс. человек. Множество людей кормится за счет фарфора[34] (лл. 18 – 19).

Когда наступает день заполнения печей, хозяева (яоху) вызывают их (рабочих по заполнению печей). Заполнив печи, они снова возвращаются на постоялый двор. У рабочих имеются определенные хозяева (чжугу), и нарушать этот порядок не позволяется.

Прежде этим ремеслом обычно занимались жители Лэпина[36], а впоследствии они стали учить уроженцев Пояна – это было в начале (правления) Канси. Впоследствии поянцы взял учеников из Дучана[37], и мастера из Дучана постепенно превзошли поянцев в искусстве заполнения печей.

Ныне Цзиндэчжэнь разделяется на две группы, всего насчитывается тридцать два постоялых двора (дянь) для (рабочих) по заполнению печей. Каждый имеет старосту, который называется манъяотоу. Кроме этого, и в группе дучанцев и в группе поянцев существует разделение на работающих у печей с сосновыми дровами и тех, кто работает у печей с хворостом (л. 7а, б).

Рабочих, занятых на приготовлении заготовок, очень много, поэтому необходимо ставить старосту, чтобы наблюдать за ними; называется он пэйфантоу[38], ведет наблюдение, увольняет и нанимает рабочих (гужэнь). В случае, если среди рабочих (гун) по заготовкам возникает конфликт или спор, (хозяева) приказывают пэйфантоу разобрать дело и устанавливать спокойствие, если есть нерадивые рабочие, которые делают брак, то спрашивают только с пэйфантоу.

Пэйфан выдает рабочим плату; среди них формовщики, расточники, рабочие по заготовке глины и другие. Плату выдают в четвертом месяце, в десятом месяце должны выдать полностью, а в конце года – остатки. А мастерам по росписи сдают (плату) к празднику драконовой лодки[39], в середине седьмого месяца, в середине десятого и в конце года, Питание выдают начиная с 1-го числа третьего месяца, а кроме того, сдают деньги, называемые фашицянь (лл. 106 – 11а).

Цзиндэчжэнь таолу, т. 2, гл. 3

Хозяева (ху) имеют рабочих (гун):

рабочие подобыче глины (таонигун);

рабочие по изготовлению заготовок (лапэйгун);

формовщики (инпзйгун);

рабочие по обработке изделий на гончарном круге (сюаньпзйцзи);

рабочие по росписи необожженных изделий (хуапзйгун);

рабочие по растиранию извести (чунхуйгун);

рабочие, приготовляющие по рецепту глазурь (хэюгун);

рабочие по нанесению глазури (шаиъюгун);

рабочие по переноске необожженных изделий на доске (тайпэйгун);

рабочие по укладыванию изделий (чжуанпзйгун);

рабочие по наполнению печей (манъяогун);

рабочие по обжигу (жаояогун);

рабочие по вскрыванию печей (кайяогун) (лл. 2аб, За).

Рабочие (гун) имеют мастерские (цзо), называются

они (так):

мастерская по изготовлению для властей сосудов, похожих на древние;

мастерская по глазированию сосудов, похожих на древние;

мастерская по изготовлению сосудов, похожих на средневековые;

мастерская по вырезыванию и гравировке;

мастерская по изготовлению простых сосудов, похожих на древние;

мастерская по изготовлению грубых сосудов;

мастерская по изготовлению поддельных сосудов (маоци).

ПРОИЗВОДСТВО БУМАГИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: