Виды земельной собственности

Раздел Второй. Средневековый Китай

Основные записи о деяниях

Первого императора Цинь

Первый император Цинь Ши-хуанди был сыном Чжуан-сян-вана. Чжуан-сян-ван, в бытность его циньским заложником в Чжао, увидел наложницу Люй Бу-вэя. Она ему приглянулась, и он взял её в жены. Она родила Ши-хуана. Поскольку Ши-хуан родился в Ханьдане в первой луне на сорок восьмом году правления циньского Чжао-сян-вана (259 г.), при рождении его назвали Чжэн («первый), относя к роду Чжао. Ему исполнилось тринадцать лет, когда умер Чжуан-сян-ван, и Чжэн стал у власти, сделавшись правителем Цинь.

К этому времени земли Цинь уже включали области Ба, Шу и Ханьчжун; на юге они простирались за Юань и включали Ин, где была учреждена область Хэдун, Тайюань и Шандан; на востоке циньские земли тянулись до Инъяна. Уничтожив оба дома Чжоу, Цинь учредила на их землях область Саньчуань.

В это время Люй Бу-вэй был поставлен первым советником и пожалован ста тысячами дворов и титулом Вэнь-синь-хоу. Он привлек в Цинь пришельцев из других княжеств и странствующих ученых, думая с их помощью объединить все земли Поднебесной. Ли сы был его секретарем-шэженем. Мэн Ао, Ван Ци и Бяо - гун были военачальниками. Ван был малолетним, поэтому в начале его правления дела государства поручили высшим сановникам ….

На десятом году (237 г.) первый советник Люй Бу-вэй был обвинен в связях с Лао Аем и смещен. Хуань Ци назначен военачальником. Из Ци и Чжао прибыли послы, и в их честь устроили пирю …

Оъявлено об общем розыске и изгнании всех пришлых советников. Ли Сы подаль доклад с увещеванием не делать этого, и государь отменил приказ об изгнании пришлых советников. Ли Сы стал убеждать циньского вана захватить в первую очередь земли княжества Хань, чтобы устрашить этим другие княжества. Ван послал Ли Сы принудить правителя Хань к сдаче. Ханьский ван опасался этого и стал обдумывать с Хань Фэем, как ослабить Цинь. Вэй Ляо, родом из Даляна, явился к циньскому вану и посоветовал:

«Поскольку Цинь молгущественно, владетельные князья находятся по отношению к нему как бы на положении правителей областей и уездов. Но я опасаюсь, что князья объединятся в союз с севера на юг—цзун, а такое их объединение сулит неожиданности. Ведь именно по этой причине погибли Чжи-бо, Фу-ча и Минь-ван. Желательно, чтобы вы, Великий ван, не жалели своих богатств для подкупа влиятельных сановников княжеств, чтобы расторить их замыслы. Вы потратите не более трехсот тысяч золотых, но сможете покогнить с владетельными князьями».

Циньский ван последовал его советам.

При встречах с Вэй Ляо (циньский ван) относился к нему как к равному, стараясь не отличаться от него даже в одежде и пище. Вэй Ляо рассказывал:

«Обличье циньского вана таково: у него острый нос, удлиненные косые глаза, грудь как у хищной птицы, голос как у шакала. В нем мало доброты, а сердце как у тигра или волка. В затруднительных положениях он легко ставит себя ниже других, а добившись цели, так же легко губит людей. Я – человек низкого звания, но при встречах он всегда ставит себя ниже меня. Если в самом деле циньскому вану удастся добиться своих целей в Поднебесной, то все в ней станут его рабами. Я не могу долго оставаться у него!» И он решил бежать. (стр. 374)

Сельское хозяйство и аграрные отношения в Китае в 15 —17 вв. – В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.15

В 15 – 17 вв. сельское хозяйство достигло сравнительно высокого уровня развития. На юго-востоке и в центральном Китае сеяли рис, а к северу от Янцзы – пшеницу. Крестьяне выращивали просо, бобовые культуры, чай, овощи и фрукты. В минский период особое распространение получило хлопководство, выращивание тутового дерева и других технических культур.

Мин ши, гл. 77.

Мин ши – минская династийная история, подготовленная в течение царствования династии мин (1368 – 1644), но окончательно была издана в 1739 г. Столь поздний её выход в свет обусловлен борьбой, которую вели против китайских патриотов маньчжурские завоеватели. Авторы многих разделов Мин ши – китайские ученые –историки были казнены маньчжурами из-за правдивого изложения минской истории. Несмотря на преследования, в последнем варианте Мин ши все же сохранилось немало сведений, которые привели бы в ярость маньчжуров, если бы они прочли все тома до конца. — В кн.:Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.19 —34


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: