Образовательные технологии. Тема 1. Основы теории истории культуры. Место истории культуры в социально- гуманитарном знании

Содержание разделов

Тема 1. Основы теории истории культуры. Место истории культуры в социально- гуманитарном знании.

История культуры как часть социально-гуманитарного знания. Предмет, категории, термины и понятия истории культуры. Функция истории культуры. Глобальный и региональный аспекты изучения истории культуры.

Проблемы генезиса культуры: проблемы хронологии и принципы периодизации истории культуры. Проблема рубежа эпох и переходности в истории культуры.

Основные подходы к изучению истории культуры. Концепция линейного прогресса как общей закономерности развития культуры. Строгий хронологический принцип в изучении истории культуры (позитивистский подход к истории культуры). «Теория локальных цивилизаций» (уникальность и неповторимость историко-культурных процессов на региональном уровне).

Тема 2. Традиционные культуры Востока.

Особенности культуры Древнего Востока (Египет, Двуречье, Китай, Индия): сравнительный анализа. Влияние географических и климатических условий на характер и направленность культуры: религии, науки, архитектуры, скульптуры, живописи.

Особенности архитектуры, скульптуры, живописи Древнего Египта, Двуречья, Китая, Индии. Религия и мифы Древнего Египта и Месопотамии («Книга мертвых», «Миф об Осирисе», «Эпос о Гильгамеше»). Попытки реконструкций Висячих садов Семирамиды, Вавилонской башни, Александрийской библиотеки.

Иероглифы и клинопись. Научная расшифровка, значение, особенности.

Особенности развития научных знаний в культурах Древнего Востока.

Тема 3. Культура Античности

Особое значение Античности в становлении интереса к культуре. Основные составляющие элементы и концепции истории культуры в Античности. Философские и исторические подходы к пониманию и изучению культуры.

Античная религия и её влияние на развитие культуры.

Отношение к отдельным видам искусства, осмысление их значимости и степени воздействия на человека. Своеобразие и сравнительная характеристика греческого искусства периодов архаики, высокой и поздней классики, эллинизма. Отражение мифов в греческой вазописи. Сравнительный анализ искусства эпохи республики, ранней и поздней империи Древнего Рима. Художественные особенности скульптурного римского портрета. Фресковая живопись в Древнем Риме.

Развитие науки в эпоху Античности: философия, история, юриспруденция и др.

Мировое значение культурных достижений Древней Греции и Древнего Рима.

Тема 4. История культуры в Средние века

Книжность культуры Средних веков и книга как отражение становления интереса и изменения его содержания к культуре, искусствам, познанию действительности. Средневековое искусство Западной Европы. Особенности и периодизация средневекового искусства. Сравнительный анализ романского и готического стилей. Средневековая книжная миниатюра.

Католическая церковь и её влияние на развитие науки. Становление городской культуры и появление первых университетов.

Культура Византии: особенности религии, архитектуры и искусства, развитие и распространение научных знаний.

Тема 5. История культуры эпохи Возрождения и Реформации.

Истоки ренессансных идей, изменение мировоззрение и отношения к человеку. Возрождение в Италии и Северное Возрождение. История культуры и искусства в эпоху Ренессанса. Основные черты и периодизация ренессансного искусства. Архитектурные достижения итальянского Ренессанса. Новаторство ренессансной живописи. Характерные отличия искусства Северного Возрождения.

Развитие науки, литературы, книгопечатание в Европе. Великие географические открытия и их влияние на культурное развитие Европы.

Перемены в идеологии христианской церкви: Реформация в Европе.

Тема 6. История культуры Нового времени.

Своеобразие развития исторического знания в XVII веке в целом и влияние этого процесса на изучение истории культуры и искусства. Идеологический климат эпохи и его отражение в культуре и искусстве в теории и практике. Феномен Академий.

Теоретические основы изучения истории культуры и понимания историко-культурных процессов в трудах отдельных мыслителей эпохи Просвещения. Проблема взаимоотношения теории и практики в процессе развития культуры и искусства.

Влияния XVIII столетия на изучение истории культуры в XIX веке.

Разнообразие концепций и подходов к изучению истории культуры и искусства в XIX веке. Осмысление истории культуры в рамках классицизма и романтизма. Становление философии культуры и искусства.

Утверждение позитивизма и его влияние на изучение истории культуры.

Формирование «теории локальных цивилизаций».

Формационный и цивилизационный подходы в понимании историко-культурных процессов.

Тема 7.Основные периоды истории культуры России.

Культура Древней Руси. Принятие христианства, влияние языческих традиций, церковная организация, раскол, старообрядчество. Появление письменности, начало летописания. Мыслители русского средневековья. Древнерусская литература, искусство, архитектура, живопись, музыка.

Культура России Нового времени. Русское просвещение. Развитие науки. Литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство, театр.

Мировое значение достижений русской культуры.

Тема 8. Проблемы культуры XX века Современные тенденции в изучении истории культуры

Преемственность и новые тенденции в изучении истории культуры. Дихотомические концепции в изучении истории культуры: теория циклически-волнового развития и концепция «маятника». Системный подход к изучению культуры.

Влияние революций, мировых войн, тоталитарных диктатур на развитие культуры ХХ века. Развитие науки. Литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство, театр, кинематограф.

Понятие «метаистории». Региональное измерение культуры. Синергетический подход к изучению истории культуры.

Дисциплина «История культуры», помимо традиционных форм работы (лекции, семинары), предусматривает занятия в форме дискуссий и мини-конференций на заданные темы; презентацию докладов и рефератов.

Для промежуточной аттестации используются контрольные работы и тестовые формы контроля.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предусматривает написание эссе, рефератов, тематических докладов; практическую работу с основной и дополнительной литературой; поиск научной информации в сети Интернет; посещение музеев.

В сочетании аудиторной и самостоятельной работы обеспечивается формирование и развитие основ гуманитарного мышления обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: