Черты полисного сознания

Античность как тип культуры

Сам термин был введен в эпоху возрождения итальянскими гуманистами для обозначения наиболее древнего на их взгляд этапа развития человечества.

Под античностью понимается совокупность древнегреческой и древнеримской культуры.

К изучению культурного наследия античности обращались такие исследователи как Андре Боннар (влияние географического фактора на формирование специфики культуры античности), А.Лосев (изучение античной мифологии, символизма, античной эстетики), Георгий Степанович Кнабе (изучение полисного сознания, культуры повседневности, «русская античость» - реминисценция античных образов в русской традиции), Тахо-Годи (мифы)

Д.З. пример диалога культур античность и современность(бродскии одиссея) Тахо-Годи

Античная культура именно как целостность. Античная культура как целостность древнеримской и древнегреческой культуры начинается в 1 века до н. э. это связано в с процессами ремизации Рима, до этого момента об общности между Грецией и Рима можно говорить только из-за единства полисного сознания (результат сходных гос. политических форм – полис). Полис - общественная форма, соответствовавшая уровню производительных сил античности, основа таких производительных сил – с\х, поэтому гражданин полиса – землевладелец, это приводит к кооперации, что приводит к рождению государства, полис порождает особый тип сознания – полисное сознание, полис складывается из разных групп землевладельцев, складывается аппарат управления, но все должности выборные, залогом выживания такого коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг - хранить верность понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву.

Полис понимается как общественная форма которая соответствовала уровню развития производительных сил античности основой такого производства было сельское хозяйство. Гражданин полиса – это всегда землевладелец.

Полис порождает особый тип сознания который получает название полисное сознание. Поскольку город – государство складывается из взаимодействия разных групп землевладельцев, то оно будет сохранять в себе черты гражданского коллектива (аппарат управления, суд, армия формируются, но должности выблорные)

Залогом выживания такого коллектива становится патриотизм каждого человека

Д.з.

Антигона Софокл

1) какую роль судьба рок играет в жизни антигоны

2) какие уроки современности дает Софокл противопоставляя в судьбе героини закон сердца и закон государства. Фабулу знать. На странице записать действующих лиц.

1. у каждого гражданина складывается особое представление о высокой ценности категории свободы

2. человек оказывается ценным как гражданин который свои личные интересы должен ставить ниже интересов полиса

Общая характеристика понятия античность

1. Важная категория – космологизм

космос – это понятие о мире, которое возникает в эпоху античности. Космос это не только мир, вселенная, космос это порядок который противостоит хаосу. За счет красоты и упорядоченности.

Как отмечает Лосев, космос для античного человека выступает как некий абсолют, космосу некуда двигаться все пространство занято им самим, поэтому в античной культуре и складывается абсолютный космологизм. Античные боги управляют космосом, т.к. они и есть законы природы, все недостатки и все достоинства, которые есть в человеке есть и в природе а значит и в богах

2. ИДЕЯ рока, судьбы, Ананке (рок, судьба, неизбежность), раз ананке властвует над жизнью, то даже герои не может противостоять року, представление о судьбе не делает человека пассивным, они не склоны к пассивному фатализму

Они в большой степени склонны проявлять свободу выбора, становясь при этот героем.

Ощущение роковой зависимости порождает трагизм мироощущения, оно является изнанкой гармоничной «апполонической» культуры. Идея ясности, гармонии, «апполоничности» была развита в трудах историков 18-19в. Шиллер, Гете. Трагизм мирообщения был впервые открыт Фридриком Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»

3. Антропоцентризм – это понимание того, что в центре мира оказывается человек, он есть часть мироздания, часть мира. Важнейшим эстетическим принципом, который формирует идеал человека, является калокагатии (культ гармонии безупречного тела и внутреннего мира человека)

Тело необходимо укреплять физическими упражнениями, а душа – поэзией, танцами, музыкой.

4. идея состязательности или принцип Агона.

Состязательность пронизывают все сферы деятельности человека, состязательность была не только в гражданской но и художественной жизни. В культуре, например, Олимпийские игры, (фильм Л.Рифеншталь «Олимпия 1938 первые кадры). Демонстрация рождения нового типа арийского что связано с античностью (греко-римский человек), театральные состязания – двух протагонистов(гл. актеров), борьба драматургов, философские диспуты, возможно диалектика сегодня.

ДЗ Леви Рифеншталь Олимпия

Как преломляется идея состязательности

5. Праздничность и зрел античной культуры

Праздники, посвященные тем или иным богам. Например, Дионисийские мистерии. Травли зверей, гладиаторские бои, театр античности – все натуральное и в величину натуральное ==> «хлеба и зрелищ». Рим – грубоват, а Греция утонченная по зрелищности. Круги движутся в театре, все пришло оттуда. Переодевали крестьянина и он в роли ходил затем его поедал настоящий зверь – зрители улюлюкают.

· Пайдейя – все что имеет отношение к воспитанию человека. В античной Пайдейе 2 аспекта:

a. Воспитание в духе отцов – в рамках традиции, существующей в полисе.

b. Проявление божественности – воспитание божественного в человеке. То есть если ты что-то умеешь хорошо и побеждаешь, преуспеваешь в этом, то ты равен богу, делаешь это лучше всех. Все философы. Актеры, ученые являлись уже божественными при жизни. Т.к. в их таланте проявлялась нечто божественное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: