Предмет и задачи курса

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ 1

Высшего профессионального образования

Негосударственное образовательное учреждение

И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Главные цели наказания по Соборному Уложению.

Первый общероссийский сборник законов в Московском государстве.

Отраслевые органы центрального управления в Русском государстве в XVI-XVII вв.

Сан главы Русской Православной церкви в XVII в.

Местные сословно-представительные органы с середины XVI в.

a) Сельские советы

b) Земские и губные избы

c) Муниципалитеты

d) Приказы

163. Какие наказания полагались по Соборному Уложению за убийство своего ребенка и какие за убийство постороннего человека?

a) За убийство своего ребенка грозило тюремное заключение, за убийство постороннего человека - смертная казнь

b) За любое убийство карали смертной казнью

c) В обоих случаях убийце грозило тюремное заключение

d) Убийство постороннего человека каралось смертной казнью, убийство своего ребенка церковным покаянием

164. Кто впервые собрал Земский собор?

a) Святой Владимир

b) Иван IV

c) Михаил Романов

d) Рюрик

a) Архиепископ

b) Митрополит

c) Протопоп

d) Патриарх

a) Губные избы

b) коллегии

c) министерства

d) Приказы

167. Какие события ускорили принятие Соборного Уложения?

a) Восстание Степана Разина

b) Великая Северная война

c) Восстание 1648 г. в Москве

d) Смута

168. Как назывались документы, изданные после Соборного Уложения и вошедшие в комплекс его правовых норм?

a) Жалованные грамоты

b) Указные книги приказов

c) Новоуказные статьи

d) Судебники

a) Закон Русский

b) Царский Судебник

c) Судебник Ивана III в 1497 г

d) Русская Правда

170. Какие книги к середине XVI в. составили систему церковного права?

a) Домострой, Четьи-Минеи

b) Откровение Иоанна Богослова, Послания и Деяния святых апостолов

c) Кормчая книга, Правосудье митрополичье, Стоглав

d) Канонические и апокрифические евангелия

a) Наставление преступника на истинный путь

b) Изоляция преступника от общества

c) Возмещение ущерба

d) Устрашение и возмездие

172. Преступления против религии долго находились в юрисдикции самой церкви. Какой документ впервые в истории русского права включил эти преступления в светскую кодификацию?

a) Судебник 1550 г

b) Соборное уложение

c) Великокняжеский Судебник

d) Стоглав

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

ИМЭИ, Москва 2008 год.

Предмет и задачи курса

1. Древнерусское Государство и право

2.Государство и право Руси в период удельного правления(XII-XIVв.).

Образование русского централизованного государства.

3.Монголо-татарские государства на территории нашей сраны(XIII-XVв.).

Государство и право Золотой Орды.

4. Образование Русского централизованного государства и его правовой

системы (XIV-началоXVIв.).

5.Сословно-представительная монархия в России (середина XVI-

середина XVII в.).

6.Становление абсолютной монархии в России

7.Государственные реформы первой четверти XVIIIв.

8.Дворцовые перевороты.

9.Формирование новой системы права.

10.Гражданское право.

11.Просвященный абсолютизм в России.

12.Губернская реформа 1775 г.

13.Сословный строй XVIIIв. – первой половины XIXв.

14.Формирование капиталистической экономики.

15.Развитие государственной системы в первой половине XIXв.

16.Изменения в правовом положении церкви.

17.Военная и административная система Украины XVII-XVIIIвв.

18.Кодификация русского права в первой половине XIXв.

19.Договор товарищества.

20.Семейное право.

21.Кодификацияи развитие уголовного права в первой половине XIXв.



История отечественного государства и права (история государства права России) принадлежит к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых в высших юридических учебных заведениях Российской Федерации. Ее задача - сформировать у студентов научное представление об основных путях становления и развития отечественной государственности и российской правовой системы, дать им конкретные знания о том, в каких формах и под влиянием каких факторов это развитие происходило.

При изучении истории отечественного государства и права применяются различные научные методы, особенно широко - метод историко-сравнительного анализа. В сочетании с конкретно-историческим подходом, столь же для нее характерным, этот метод позволяет:

• проследить генезис отечественной государственности, формирование национальной правовой традиции; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в странах Западной Европы;

• выявить динамику и направленность дальнейшего развития отечественного государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших;

• объяснить происхождение современного государственно-правового состояния российского общества.

Развитие государства и права происходит под влиянием множества факторов, каждый из которых в свою очередь изменчив, подвижен. Сильно нередко решающее воздействие на него оказывают события внутриполитической и международной жизни, социальные коллизии, идеологический режим. Менее заметно, но более устойчиво влияние экономики и культурных традиций. Нередко бывает и так, что доминирующую роль в развитии государственно-правовых институтов (на том или ином этапе) играют изменен в общественных настроениях, национальном сознании, демографически сдвиги, состояние окружающей среды и т.п. Следовательно, это развитие обладает лишь относительной самостоятельностью, и истории государства права, несмотря на специфику ее предмета, приходится учитывать его "пружины". Отсюда связь истории отечественного государства и права с общей, гражданской историей.

История отечественного государства и права, как и история государств и права зарубежных стран, является составной частью общеобразовательной и специальной подготовки кадров для всей системы правоохранительных органов и юридических служб в нашей стране. Обе учебные дисциплины тесно соприкасаются, взаимодействуют с целым рядом сугубо юридических дисциплин. С общей теорией государства и права это взаимодействие наиболее активное: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. С отраслевыми юридическими науками, такими как конституционное гражданское, уголовное право, связь историко-правовых дисциплин выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов как в наше стране, так и за рубежом. Знание истории отечественного государства и прав, а равным образом истории государства и права зарубежных стран (всеобще истории государства и права) открывает широкие возможности для сравнительного правоведения.

* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понята будет проверяться при тестировании.


При изучении историко-правовых дисциплин необходимо иметь в виду, что на всех стадиях своего формирования мировой опыт государственного строительства и правового развития всегда был результатом взаимовлияния и взаимообогащения национальных государственно-правовых моделей. Тем более велико значение синтезирующего начала в нем в настоящее время, когда в мире стремительно набирают силу разнообразные интеграционные процессы, а Россия, отвергнув тоталитарный порядок организации общественной жизни, как никогда ранее тяготеет к признанным мировым сообществом стандартам. К этому Россию подталкивают и уроки ее прошлого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: