ИНФОРМАЦИОННОЕ, НАУЧНОЕ И ПРОЕКТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ. ГОРОДСКОЙ КАДАСТР.
Лекция 17
17.1. Информационное обеспечение градорегулирования.
Информационное обеспечение градорегулирования — система документов и показателей (индикаторов), на основе которых осуществляется градостроительный мониторинг — отслеживание процессов развития поселений и территорий. Информационное обеспечение включает кадастровые и информационные системы, содержащие данные о градостроительных объектах и территориальных ресурсах.
В градостроительстве и территориальной планировке используются градостроительный, земельный, экологический и другие кадастры.
Градостроительный кадастр — геоинформационная система, предназначенная для учета, хранения и предоставления градостроительной информации, регистрации градостроительных правил (регламентов) использования территорий и данных об их градостроительной ценности. В градостроительный кадастр входят топографо-геодезические и картографические материалы, сведения о ресурсообеспеченности, уровне инженерно-технической оснащенности, экологическом, инженерно-геологическом, гидрологическом состоянии территории, сведения об объектах производственной, инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, благоустройстве и озеленении территории, сведения о зонировании территории, правовых градостроительных регламентах территориальных зон. Градостроительный кадастр ведется в соответствии с государственными нормативными актами.
Градостроительный кадастр предназначается для оперативного и долгосрочного обеспечения органов управления, заинтересованных граждан и юридических лиц объективной и актуальной информацией о состоянии объектов градостроительной деятельности. Его информационный банк должен содержать прогнозы и перспективные показатели по утвержденной градостроительной документации.
Градостроительный кадастр создается как комплексная система и охватывает национальный, региональный и местный уровни управления. Для каждого объекта градостроительной деятельности создается паспорт градостроительного объекта, содержащий данные, всесторонне характеризующие объект с учетом его роли в системе градостроительной документации. В качестве плановой информационной основы используются планы и карты в масштабах, обеспечивающих возможность нанесения информации с точностью, достаточной для принятия решений.
Градостроительный кадастр создается для пользователей и доступ к его информации должен быть максимально упрощен для заинтересованных лиц. Исключение составляет информация закрытого и конфиденциального характера, которая может выдаваться только с разрешения лиц и организаций, чьи интересы эта информация затрагивает.
Включает проведение научных исследований, выявляющих тенденции и закономерности процессов градостроительного и территориального развития, обосновывающих принципы и методы управления этими процессами.
Научные исследования в области градостроительства и территориальной планировки могут быть как фундаментальными, так и прикладными, причем последние проводятся значительно чаще. Фундаментальные исследования ориентированы на познание законов и формирование теорий. Прикладные исследования ориентированы на использование результатов фундаментальных исследований для решения практических проблем. Прикладные исследования являются одним из важнейших источников инноваций.
Результаты научных исследований позволяют вести прогнозирование, программирование, планирование процессов градостроительного развития. Прогнозирование и программирование направлены на выработку стратегии градостроительного развития. Планирование используется для решения тактических задач. Прогнозы разрабатываются обычно на длительный период — 15-20 лет, программы — на срок 5-10 лет, планы — на1-5 лет.
Прогнозирование, то есть научно обоснованное предвидение предполагаемых направлений и параметров развития системы на основе анализа ее движущих сил, закономерностей, структуры, внешних воздействий и других факторов, определяющих вероятное поведение системы в течение определенного периода, а также возможных последствий такого развития.
Программирование — установление системы целей развития объекта, промежуточных задач, направлений, методов и сроков достижения поставленных целей, а также оценки необходимых затрат ресурсов. Программа развития поселения, территории определяет цели, задачи, этапы и средства реализации развития поселения или территории. Разрабатываются государственные (национальные), региональные и местные программы развития поселений и территорий.
При программировании цели и задачи разбиваются по отдельным периодам, определяются пути решения каждой задачи с учетом предвидимых ограничений (финансовых, материально-технических, демографических, экологических и других) и с выбором способов их наиболее эффективного преодоления.
Для решения наиболее острых социальных, демографических, экономических, экологических проблем создаются специальные целевые программы, направленные на решение проблем в определенные сроки и в рамках имеющихся ресурсов.
Планирование — определение целей и задач развития системы в течение конкретного (планового) периода, точный расчет необходимых ресурсов и порядок обеспечения ими на весь период реализации плана, определение исполнителей и источников финансирования. План развития поселения, территории — перечень конкретных действий, направленных на развитие поселения или территории, с определением сроков их реализации и обеспечением ресурсами и исполнителями.
Градостроительное проектирование как инструмент градорегулирования. Важное значение для регулирования процессов развития поселений и территорий имеет градостроительная и территориальная проектно-планировочная документация - система документов, определяющих перспективы развития поселений и территорий, обеспечивающая эффективное использование территориальных и градостроительных ресурсов, оптимизацию процессов развития, соблюдение градостроительной дисциплины.
Регулирование градостроительной деятельности осуществляется на основании и в соответствии с проектно-планировочной документацией, каждый вид которой имеет свое место и значение в системе актов градорегулирования. Проектно-планировочная документация является основанием для резервирования территорий для государственных и муниципальных нужд, установления градостроительных регламентов.
Важное значение имеет легитимация проектов — процедурные правила, позволяющие придать проекту правовой статус. Благодаря процедуре легитимации проекты становятся обязательными для выполнения на определенный срок.
17.3. Организационное и финансовое обеспечение градорегулирования
Организационное обеспечение градорегулирования осуществляется через систему законодательной, исполнительной и судебной власти.
Специально уполномоченными органами управления архитектурной и градостроительной деятельностью являются: на уровне областей, краев и республик — комитеты по архитектуре, градостроительству и территориальному планированию; на местном уровне — управления архитектуры и градостроительства муниципальных образований.
Финансовое обеспечение градорегулирования — финансовые ресурсы, позволяющие планировать и проводить градостроительную политику. Финансовое обеспечение градорегулирования осуществляется из средств государственного и местных бюджетов, а также из фондов градостроительного развития.
В странах с рыночной экономикой около 40% местного бюджета образуется поимущественным налогом, основную часть которого составляет налог на землю, находящуюся в собственности, во владении, в постоянном или временном пользовании, а также арендная плата за пользование землей, находящейся в государственной собственности и в административном ведении местной администрации. Взимание земельного налога и арендной платы, т. е. платность землепользования, является существенным источником пополнения местного бюджета при любой собственности на землю — государственной (на национальном, региональном местном уровне), частной (земля принадлежит физическим лицам, домохозяйствам, юридическим лицам негосударственной формы собственности), смешанной (долевой или совместной).