Реформы правоохранительных органов. Массированное применение организованного государственного принуждения как основного метода проведения форсированной модернизации экономики неизбежно влекло за

Массированное применение организованного государственного принуждения как основного метода проведения форсированной модернизации экономики неизбежно влекло за собой реорганиза­цию всей системы органов, призванных осуществлять подобное принуждение. В первую очередь это касалось ОГПУ—НКВД.

В конце 1931 года подчинение милиции и уголовного розыска ОГПУ было «легализовано» путем создания в системе ОГПУ Глав­ной инспекции по милиции и уголовному розыску, которая в сле­дующем, 1932 году была преобразована в Главное управление рабоче-крестьянской ми­лиции в составе ОГПУ. Его начальник стал одним из заместителей председателя ОГПУ.

25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил первое общесоюзное Поло­жение о милиции.

Принятие общесоюзного Положения о милиции, а главное, передача ее в состав ОГПУ практически покончили с системой двойного подчинения милиции. Она была выведена из-под подчинения местных органов власти. Это привело также к милитариза­ции милиции (упразднению профсоюза работников милиции, под­чинению ее воинскому дисциплинарному уставу). Правда, на ра­ботников милиции были распространены и льготы, полагавшиеся военнослужащим. С 1932 года финансирование милиции также было окончательно переведено с местного бюджета на общегосу­дарственный.

На протяжении 30-х годов непрерывно расширялись функции милиции и соответственно в ее составе образовывались новые структурные подразделения. С введением паспортной системы и обязательной прописки в 1932 году на милицию были возложены обязанность выдачи паспортов, их прописка и контроль за соблю­дением паспортного режима.

Созданы были и соответствующие структурные подразделения как в Главном управлении милиции Союза, так и на местах (пас­портные столы в отделениях милиции). Возложение на милицию функций выдачи виз и контроля за пребыванием иностранцев пов­лекло за собой создание Отделов виз и разрешений (ОВИР).

В связи с появлением значительного количества беспризорных детей вследствие массовых депортаций, миграции крестьян в горо­да и голода в 1935 году в отделениях милиции были созданы «дет­ские комнаты», а также специальные детские приемники-распре­делители, откуда беспризорные дети или возвращались родителям (если те находились), или направлялись в детские дома. Задача усиления охраны социалистической собственности (как государ­ственной, так и кооперативно-колхозной), объявленной по Кон­ституции СССР 1936 года священной и неприкосновенной, приве­ла к созданию системы органов БХСС (борьбы с хищениями социалистической собственности). Резкое увеличение автопарка в стране, необходимость его регистрации, контроля за его техничес­ким состоянием и организации дорожного движения обусловили учреждение в 1936 году Государственной автомобильной инспек­ции (ГАИ). Приближение войны в конце 30-х годов вызвало к жизни создание еще двух структурных подразделений: военно-учет­ных столов, поскольку на милицию была возложена функция учета военнообязанных рядового и сержантского состава, а также МПВО — местной противовоздушной обороны.

По мере усложнения задач и создания новых подразделений уве­личивалась и численность милиции. С начала 40-х годов развернулось борьба с вооруженным националистическим подпольем, имевшим тесные связи с немецкими спецслужбами, в западных районах Украины и Белоруссии, в Прибалтике.

В связи с этим в составе милиции были образованы спецпод­разделения — отделы ББ (борьбы с бандитизмом).

Одновременно с реорганизацией милиции была проведена и реформа системы мест лишения свободы. Суть ее состояла в создании обширной системы мест лишения свободы, приспособленных к массовому использованию труда заключенных, — исправительно-трудовых лагерей и централизации всей этой систе­мы в общесоюзном масштабе (ведь до 30-х годов основная масса мест заключения была в ведении республиканских НКВД) и в со­средоточении всех мест лишения свободы в руках ОГПУ.

Цель этой реформы: создать армию «дешевого» тру­да как одного из рычагов проведения форсированной индустриали­зации.

6 ноября 1929 г. постановлением ЦИК СССР в Основы уголовного законодательст­ва СССР и союзных республик были внесены изменения, в соот­ветствии с которыми лица, приговоренные к лишению свободы на срок 3 года и свыше, подлежали заключению в исправительно-тру­довых лагерях. А 7 апреля 1930 г. СНК СССР принял Положение об исправительно-трудовых лагерях, куда лица направлялись как по судебному приговору, так и по пос­тановлению Судебной коллегии ОГПУ, то есть во внесудебном порядке.

Завершено было формирование единого мощного репрессивного аппарата с учреж­дением в 1934 году НКВД СССР. Он стал союзно-республиканским наркоматом, руко­водил воссозданными в союзных республиках одноименными нар­коматами (за исключением РСФСР, где вместо республиканского наркомата был учрежден пост уполномоченного НКВД СССР по РСФСР). В соответствии с постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. в НКВД СССР вошли бывшее ОГПУ, преобразованное в Главное управление государственной безопасности, а также Глав­ное управление милиции, Главное управление пограничных и внут­ренних войск, Главное управление пожарной охраны, Главное уп­равление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, отдел актов гражданского состояния.

В дальнейшем в состав НКВД СССР включались Главное уп­равление шоссейных дорог, Главное управление геодезии и карто­графии, Главное архивное управление и ряд других ведомств. Са­мым мощным и многочисленным было Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), в котором работало в 3,5 раза больше сотрудников, чем в Главном управлении милиции. В нем были сосредоточены функции внешней разведки и внутрен­ней контрразведки и охраны существо­вавшего режима. ГУГБ руководил также особыми отделами в ар­мии, выполнявшими роль военной контрразведки.

В НКВД СССР передавались конвойные, железнодорожные войска и воинские подразделения из всех иных ведомств, где они раньше имелись. Во внутренних войс­ках помимо частей, занятых охраной важных стратегических объ­ектов, железных дорог, мест лишения свободы и конвоированием заключенных, сформировались так называемые «оперативные вой­ска» (части быстрого реагирования). Именно они использовались для борьбы с бандитизмом, подавления вооруженных выступлений и массовых беспорядков. Численность внутренних войск возросла с 50 тыс. человек в начале 30-х годов до 200 тыс. к 1941 году.

В 1935 году в НКВД из наркомюстов союзных республик были переданы колонии, в которых отбывали наказание лица, пригово­ренные к лишению свободы на сроки менее 3 лет. В том же 1935 году в НКВД был образован новый вид учреж­дений для отбывания наказания лицами, признанными особо опас­ными преступниками, — тюрьмы.

Таким образом, в результате реорганизации милиции, создания ГУЛАГа и сети исправительно-трудовых лагерей, преобразования ОГПУ в союзный НКВД создается строго централизованный реп­рессивный аппарат. В его руках была огромная «армия» заключенных, занятая массовым строительством дорог, каналов, лесными разработками, добычей полезных ископаемых, строительством промышленных предприятий, освоением пустынных земель Сибири и Дальнего Востока. Выделял НКВД «рабочую силу» для строительства и другим ведомствам.

Репрессии проводились как в судебном, так внесудебном порядке («тройками» на местах, Судебной коллегией ОГПУ). Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 года при НКВД СССР было учреждено Особое совещание, Положение о котором было утверждено 5 ноября 1934 года. Наряду с Наркомом НКВД и другими ответственными сотрудниками наркомата в его работе участвовал Помощник Прокурора СССР по спецделам. Полномочия Особого совещания были существенно сужены по сравнению с полномочиями существовавшей до этого Судебной коллегии ОГПУ и «тройками». Особое совещание могло применить ссылку и высылку на срок до 5 лет и заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до 5 лет.

Поводом для ужесточения репрессии послужило убийство С.М. Кирова в декабре 1934 года, обстоятельства которого полностью не выяснены до сих пор, хотя, видимо, оно было совершено на бытовой почве (ревность). В тот же день 1 декабря 1934 года был принят закон о наказаниях за террористические акты. По этому закону следствие ограничивалось 10-ю сутками. Обвинительное заключение обвиняемый получал за 24 часа до судебного заседания, проходившего без участия сторон (прокурора и адвоката). Кассационная жалоба и просьба о помиловании не допускались и приговор приводился в исполнение немедленно. В 1937 году такой порядок был распространен на дела о вредительстве и диверсиях. В том же 1937 году Особое совещание получило право применять все меры наказания, включая смертную казнь. Предельный срок лишения свободы увеличен до 25 лет.

Начавшись с бывших кулаков и лиц, ранее принадлежавших к привилегированным классам населения, репрессии постепенно расширялись. Им подвергались лица, участвовавшие или каким-либо образом прикосновенные к оппозиционным группировкам в правящей партии или в антибольшевистских партиях. Суровым «чисткам» подвергся аппарат государственного, хозяйственного, социально-культурного, военного управления. Власть добивалась этнической и морально-политической однородности управленческого аппарата. Связаны были репрессии и с изменением социального состава правящей партии, о чем уже говорилось в параграфе о политической системе. Теперь о размахе репрессий.

На 1 января 1937 года общая численность заключенных составляла 1.196.368 человек.

С начала 30-х годов реформы были проведены не только в органах ОГПУ—НКВД, но и в прокуратуре. 17 декабря 1933 г. ЦИК СССР утвердил новое Положение о Прокуратуре СССР. Вместо должности Прокурора Верховного суда СССР учреждалась должность Прокурора Союза ССР. Прокуроры союзных республик, ранее независимые от Прокурора Верховного суда СССР, были напрямую подчинены Прокурору СССР. Они теперь даже и назначались Прокурором СССР, хотя и по согласованию с ЦИК союзных республик.

Анализ Положения о Прокуратуре СССР 1933 года показывает, что его авторы мыслили прокуратуру не столько как орган по над­зору за законностью, сколько как орган, контролирующий неукос­нительное исполнение на местах постановлений и распоряжений центральных органов Союза ССР. Поэтому не удивительно, что союзная прокуратура по Положению была ответственной не только перед ЦИК СССР и его Президиумом, но и перед правительством (СНК СССР). Поскольку функция надзора за законностью была целиком сосредоточена в прокуратуре, Верховный суд СССР ли­шился своей функции конституционного надзора,которая ранее возлагалась на него Конституцией СССР 1924 года. Помимо надзо­ра за соблюдением законов, постановлений и распоряжений ЦИК, его Президиума и правительства всеми ведомствами, учреждениями и гражданами, на прокуратуру возлагался надзор за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения в судах, надзор за законностью действий ОГПУ, милиции и испра­вительно-трудовых учреждений, общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

В состав союзной прокуратуры входили военная и транспорт­ная прокуратуры, а главный военный и главный транспортный прокуроры являлись старшими помощниками Прокурора СССР. Старший помощник Прокурора СССР возглавлял и прокуратуру по спецделам, то есть по надзору за ОГПУ, милицией и исправитель­но-трудовыми учреждениями.

Однако централизация прокурорского надзора Положением 1933 года была проведена не полностью. Прокуроры союзных и автономных республик по-прежнему одновременно являлись и народными комиссарами юстиции своих республик, в этом качес­тве входили в состав республиканских правительств и соответ­ственно подчинялись органам власти республик. Централизация прокурорского аппарата была завершена в 1936 году, когда был образован союзно-республиканский Наркомат юстиции и должнос­ти прокуроров республик и наркомов юстиции были разделены. Конституция СССР 1936 года окончательно закрепила строго централизованное построение аппарата прокурорского надзора.Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на 7 лет. Прокуроры союзных и автономных республик, краев и облас­тей назначались Прокурором СССР сроком на 5 лет, городские и районные прокуроры назначались прокурорами союзных респуб­лик, но с утверждением Прокурором Союза ССР. Иными словами, союзная прокуратура контролировала все назначения в прокурату­ре сверху донизу. В Конституции подчеркивалась независимость прокуроров от каких-либо местных органов и их подчинение толь­ко Прокурору СССР.

К концу 30 — началу 40-х годов НКВД СССР превратился в один из крупнейших производственных наркоматов.В его руках были сосредоточены гигантские производственные мощности и огромная армия бесплатной рабочей силы. Как уже говорилось, НКВД СССР строил каналы, стратегические шоссейные и железные до­роги, военные аэродромы, крупнейшие промышленные предпри­ятия

К началу 40-х годов НКВД «оброс» большим числом главных управлений и других подразделений производственного и хо­зяйственного характера и стал трудноуправляемым. Поэтому в феврале 1941 года из НКВД было выделено Главное управление госбезопасности, превращенное в самостоятельный наркомат госбезопасности (НКГБ).

Всвязи с принятием Конституции СССР 1936 года, по-новому определившей конститу­ционные основы правосудия, в 1938 году был принят новый Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.

В законе говорилось о том, что правосудие в СССР осуществляется только судами.

Конституция СССР 1936 года и Закон о судоустройстве воплотили в жизнь идею выборности судей. Причем народные судьи избира­лись населением на основе всеобщего, равного, прямого избира­тельного права при тайном голосовании. На таких же основаниях всеобщим голосованием избирались и народные заседатели наро­дных судов. Судьи и народные заседатели областных, краевых су­дов, верховных судов автономных и союзных республик избира­лись соответствующими советами (областными, краевыми и верховными советами автономных и союзных республик). Члены Верховного суда СССР и народные заседатели этого суда избира­лись Верховным Советом СССР.

В Конституции и Законе о судоустройстве СССР был провоз­глашен один из важнейших демократических принципов: судьи независимы и подчиняются только закону.

В Законе о судоустройстве содержались общедемократические положения о едином и равном для всех граждан суде независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности, на основе единого и обязательного для всех судов уголовного, гражданского и процессу­ального законодательства СССР, с обеспечением права на защиту.

Все суды делились на две основные группы: суды СССР (Вер­ховный суд СССР, военные трибуналы, линейные суды железнодо­рожного транспорта и линейные суды водного транспорта) и суды союзных республик (верховные суды союзных и автономных рес­публик, краевые, областные и народные суды).

Основное звено судебной системы — народные суды, действо­вавшие в составе народного судьи и двух народных заседателей. Народные суды рассматривали основную массу уголовных и граж­данских дел. Краевые, областные суды и верховные суды автоном­ных республик имели в своем составе коллегии по уголовным и гражданским делам. Дела о контрреволюционных преступлениях гражданских лиц (кроме тех, что были отнесены к подсудности военных трибуналов войск НКВД) и наиболее крупные уголовные и гражданские дела рассматривались в составе члена суда и двух народных заседателей, а кассационные жалобы и протесты проку­роров на приговоры и решения народных судов — в составе трех членов суда.

Верховные суды союзных республик имели в своем составе кол­легии по уголовным и гражданским делам и рассматривали наиболее важные уголовные дела в составе члена суда и двух народных заседателей, а также кассационные жалобы и протесты по делам, рассмот­ренным краевыми, областными судами и верховными судами авто­номных республик по первой инстанции, и являлись надзорной ин­станцией для всех судов данной союзной республики.

Верховный суд СССР являлся высшим судебным органом стра­ны, на него возлагался надзор за судебной деятельностью всех су­дебных органов СССР и союзных республик. В его составе были: судебные коллегии по уголовным, гражданским делам, военная, железнодорожная и воднотранспортная коллегии. Коллегии Вер­ховного суда СССР рассматривали по первой инстанции уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности (например, пре­ступления высших должностных лиц СССР), в составе члена суда и двух народных заседателей, кассационные жалобы и протесты по делам, рассмотренным верховными судами союзных республик, в составе трех членов суда.

Пленум Верховного суда СССР рассматривал протесты, прино­симые председателем Верховного суда СССР или Прокурором СССР на приговоры, решения и определения коллегий Верховного суда СССР, а также давал руководящие указания по вопросам су­дебной практики, обязательные для всех судов страны.

В заседаниях пленума Верховного суда СССР участие Прокуро­ра СССР и наркома юстиции СССР было обязательным.

Наконец, Закон о судоустройстве СССР и союзных республик четко отделил функции правосудия от функций судебного управле­ния, которые перешли целиком Наркомату юстиции СССР и его местным органам (определение судебных участков, проведение вы­боров судей и народных заседателей, подбор и подготовка кадров и т.д.). Наркомат юстиции осуществлял также общее руководство нотариатом и адвокатурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: