double arrow

Борьба В. И. Ленина с народниками по вопросам воспитания и образования

БОРЬБА. РСДРП ЗА НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В конце XIX в. в. России нарастала освободительная борьба против царизма, капиталистов и помещиков и с каждым десятилетием все большую роль играло в ней пролетарское движение. В стране назревала революционная ситуация, Россия становилась центром международного рабочего движения. В 1882 г. в предисловии "к русскому переводу “Манифеста Коммунистической партии К. Маркс и Ф. Энгельс признали, что “Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе”.

Продолжателями революционного дела К. Маркса — Ф. Энгельса выступили в России революционные марксисты, руководимые В. И. Лениным. Они создали Российскую социал-демократическую рабочую партию, которая возглавила стихийное все нарастающее пролетарское движение и вооружила его марксистским учением о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, учением, в котором особенно подчеркивается роль воспитания в революционном переустройстве общества,

Вопросы защиты жизни и здоровья женщин и детей, охраны материнства и младенчества, расширения сферы общественного воспитания детей и подростков и создания для них школ и дошкольных учреждений приняли в эти годы острый характер и заняли большое место в общественном движении, в котором все более заметно выделялся своей организованностью рабочий класс. Партия большевиков повела решительную борьбу за демократизацию народного образования и создание системы общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Осуществляя идейный разгром народничества, вводившего в заблуждение крестьян и рабочих своими неверными представлениями о путях дальнейшего развития России и методах борьбы с царизмом, В. И. Ленин резко критиковал и взгляды народников па воспитание и образование детей трудящихся.

В 1895—1897 гг. он выступал с разоблачением предложенной народником С. Н. Южаковым системы образования детей трудящихся. Южаков считал, что Россия должна следовать примеру Западной Европы, где, по его мнению, “повсеместно классовое устройство... так или иначе отменено и школа стала якобы бесклассовой. Южаков не понимал, что классовое устройство современного общества обусловлено экономическими отношениями, и призывал царское правительство отказаться от классовой политики в области народного образования и служить интересам “нации как целого”. Он предлагал свой “план всенародного обязательного среднего образования детей начиная с 8-летнего возраста. Согласно этому плану в России в добавление к существующим классическим гимназиям должны были открыться новые, с гимназическими хозяйствами для детей, родители которых не могли платить за их обучение. Эти гимназии должны были содержаться за счет производительного труда учащихся, работающих в организованных при гимназиях хозяйствах. Гимназистам нужно было бы работать летом, когда нет учения, и по окончании гимназии, оставаясь на три года рабочими гимназических хозяйств для отработки всей стоимости своего обучения. Взяв из прогрессивных учений о воспитании идею соединения труда учащихся с их обучением, Южаков использовал ее таким образом, что ставил детей трудящихся в худшие условия при получении образования, чем детей состоятельных родителей. Гимназии, которые существовали в то время и в которых учились дети имущих классов, содержались не только на плату за обучение, но и на ассигнования со стороны правительства, или земств, или частных лиц.

Что касается содержания и методов обучения, то в этих вопросах Южаков не требовал каких-либо изменений, хотя обучение по действовавшим тогда планам и программам давало детям фальсифицированные знания, ставило на место науки религию и буржуазную мораль.

В. И. Ленин подверг уничтожающей критике реакционный план Южакова. Он резко обрушился на народническое извращение учения К. Маркса и Ф. Энгельса о классовости воспитания и школы. Ленин убедительно показал, что разговоры об отмене в Европе классовой школы “одна сплошная фальшь, одни пустые фразы, затушевывающие самую суть современной действительности... и в том числе классовую сущность буржуазной школы.

Развивая учение Маркса и Энгельса о воспитании, В. И. Ленин дал классическое определение сущности классовой и сословной школы. В классовой школе, говорил он, “образование одинаково организовано и одинаково доступно для всех имущих.

Только в этом последнем слове п заключается сущность классовой школы в отличие от школы сословной”. Классовая школа требует от всех учеников, чтобы они платили за свое обучение, “ибо тех, у кого нет средств для оплаты обучения, расходов на учебные пособия, на содержание ученика в течение всего учебного периода,— тех классовая школа просто не допускает к среднему образованию. Сословная школа по закону доступна только для привилегированных сословии. В буржуазных странах все дети формально имеют право учиться и школах, но фактически, вследствие материальной необеспеченности, они этим правом не могут пользоваться так, как дети богатых. Разоблачая классовую сущность буржуазной школы, В. И. Ленин показал, что в современной ему России школа имела сословно-классовый характер.

С возмущением отнесся В. И. Ленин к попытке Южакова извратить прогрессивную идею соединения обучения с производительным трудом. Указав, что Южаков требовал соединения производительности труда с обучением только для детей и под ростков, родители которых не могут платить за их обучение, Ленин писал: “Обязательный производительный труд является, следовательно, у нашего народника не условием всеобщего и всестороннего человеческого развития, а просто платой за обучение в гимназии”2. Южаков, отмечал В. И. Ленин, “пачкает своим планом великую идею марксизма, которая может быть осуществлена. только в новом, бесклассовом обществе Он припутал эту идею к своей выдумке о том, что ученики должны окупить трудом стоимость своего содержания и обучения, не упомянув о великом значении соединения обучения с производительным трудом для всестороннего развития учащихся

В. И. Ленин высказал важнейшую мысль о значении соединения обучения с производительным трудом в социалистическом обществе. Он писал: “... нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания”3

В. И Ленин показал, что Южаков, выдававший себя за защитника и друга народных масс, на самом деле предлагал детям трудящихся, неимущих классов получать образование расплачиваясь за него непосильным трудом. Не только теперь но и в аракчеевские времена, писал Ленин, подобный крепостнический план не мог быть осуществим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: