Огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста”. Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления Совет Министров РСФСР утвердил в 1960 г. “Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде”. В положении указывалось, что ясли-сады создаются с целью осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. В яслях-садах воспитываются дети от двух месяцев до семи лет. Эти детские учреждения могут создаваться как в системе органов народного образования, так и при предприятиях, учреждениях, колхозах и других организациях. Контроль за подбором руководителей и педагогических работников осуществляется органами народного образования.
|
|
Значение развития учреждений дошкольного воспитания было подчеркнуто в Программе КПСС, где говорилось: “Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием.
Развитие сети дошкольных учреждений и школ-интернатов разных типов обеспечит полное удовлетворение потребностей трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста по желанию родителей.
Развитие дошкольного воспитания в СССР на современном этапе определяется “Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании”, принятыми Верховным Советом СССР в 1973 г. В них были сформулированы задачи дошкольного воспитания, принципы организации и управления дошкольными учреждениями. Соответствующие законы приняты во всех союзных республиках.
Вопросы развития дошкольных учреждении как учреждении государственных постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили свое отражение планы развития дошкольного воспитания. На сессиях Верховных Советов СССР и союзных республик при обсуждении народнохозяйственных планов эти вопросы обсуждаются наряду с важнейшими задачами-хозяйственного строительства.
В развитии дошкольного дела в СССР постоянно возрастает роль общественности. Там, где исполкомы местных Советов народных депутатов постоянно держат под контролем развитие и функционирование сети детских воспитательных учреждений, быстрее решаются все проблемы, в том числе полнее удовлетворяются интересы и потребности населения в них. Характерно в этом плане движение, начатое в 1976 г. газетой “Известия по инициативе группы женщин-депутатов. “Известия стали контролировать ввод в строй новых дошкольных учреждений по республикам, краям и областям. Это начинание способствовало успешному выполнению намеченных планов.
|
|
Много делают в этом направлении и избираемые с 1976 г. Верховными Советами республик Комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.
Постоянное всеобщее внимание, уделяемое в СССР дошкольному воспитанию, привело к значительному росту числа детских учреждений, увеличению количества детей в них:
Число детских садов и яслей-садов (в тыс.) | Число детей в них (в млн.) | |
36, 8 | 2, 4 | |
43, 6 | 3, 1 | |
- 67, 5 | 6, 12 | |
99, 4 | 10, 5 |
Большое значение придается развитию дошкольных учреждений на селе. В 1973 г. Совет Министров СССР принял специальное постановление “О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах”, в. котором поставлена задача в ближайшие годы максимально удовлетворить Потребности колхозников в дошкольных учреждениях, намечены мероприятия по развитию материальной базы, улучшению методического руководства и обеспечению детских садов педагогическими кадрами.
Широкое движение за улучшение общественного дошкольного воспитания детей в сельской местности развернуто в последние годы. Большую роль здесь играет Всесоюзный смотр колхозов и совхозов на лучшую организацию общественного дошкольного воспитания, который проводится совместно министерствами просвещения и здравоохранения.
В результате проводимых мероприятий резко возросло число сельских дошкольных учреждений и количество детей в них
Число детских садов | Число детей в них | |
и яслей (в тыс) | (в тыс.) | |
12,5 | ||
I960 | 14,9 | |
25,2 | ||
45,8 |
Коммунистическая партия и Советское правительство считают заботу о всестороннем развитии и воспитании подрастающих поколений одной из важнейших государственных задач. Про грамма КПСС поставила задачу “обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил”
На XXVI съезде КПСС говорилось о дальнейшем расширении сети детских дошкольных учреждений. В одиннадцатой пятилетке намечено построить дошкольных учреждений не менее чем на 2, 5 млн. мест.
Запланированы специальные меры по улучшению труда и быта работающих женщин-матерей. Им будет предоставлена возможность работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, по скользящему графику, а также на дому. Для работающих женщин вводится частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Намечено расширение льгот, связанных с рождением и воспитанием детей, в том числе единовременные пособия, дополнительные отпуска от 3 до 9 дней и другие.