Глава 29
Содержание воспитательно-образовательной работы в детских садах
На новом этапе развития социалистического общества стало необходимым по-новому рассматривать вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей. В соответствии с постановлением “О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста требовалось разработать единую cue-тему, обеспечивающую систематическое и последовательное развитие, воспитание и обучение ребенка с первых месяцев его жизни и до поступления в школу.
В ноябре 1960 г. по решению Совета Министров при Академии педагогических наук РСФСР был организован Институт дошкольного воспитания, который, проводя исследования в области дошкольного воспитания, обобщает передовой опыт, совершенствует содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста и подготовки их к школе.
Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР на Академию педагогических наук РСФСР была возложена задача разработать совместно с Академией медицинских наук СССР единую программу воспитания детей дошкольного возраста.
“Программа воспитания в детском саду разрабатывалась на основе многолетних исследований и обобщения практического опыта работы детских садов. Это первый в истории дошкольной педагогики программно-методический документ, определяющий основное содержание и формы воспитания детей от двух месяцев до поступления в школу. До утверждения программы ее проект подвергся практической проверке и широкому обсуждению работниками яслей, детских садов и различных научно-исследовательских учреждений.
В новой программе в отличие от ранее издаваемых “Руководств... программные требования отделены от методических указаний. Программные задачи рассчитаны на осуществление в процессе детской деятельности в играх, на занятиях, в быту, в доступных детям формах трудовой деятельности. В программе определен круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению детьми на разных возрастных этапах, а также дана характеристика качеств личности, которые должны быть воспитаны. Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста —рассматривается не только как средство воспитания, но и как форма организации жизни детей.
Большое внимание составители программы уделяют трудовому воспитанию детей. В программе показано значение труда как средства воспитания детей, поднято значение всех видов труда, показано последовательное усложнение трудовой деятельности детей в соответствии с их возрастными возможностями.
В программе выделена подготовительная к школе группа — дети седьмого года жизни. Поскольку они уже могут овладевать более сложными знаниями и навыками, в том числе чтением и письмом, к ним можно предъявлять большие требования и этим лучше готовить к школе. В программе устанавливалась преемственность в работе с детьми разных возрастных групп.
С осени 1963 г. все дошкольные учреждения стали переходить на работу по новой программе. Аналогичные программы были подготовлены и изданы в различных союзных республиках с учетом национальных особенностей и специфики развития детских учреждений в этих республиках.
Работа по новой программе потребовала от воспитателя умений более четко организовывать занятия с детьми, удобно и целесообразно располагать учебное оборудование, игрушки и материалы, продумывать режим дня, обеспечивая постепенный переход от одного вида деятельности к другому, выделяя время для самостоятельных игр детей. Все это возможно только при согласованной и слаженной работе всего коллектива работников детского сада.
С каждым годом все больше детей приходят в первые классы из дошкольных учреждений. В крупных городах первоклассники — бывшие воспитанники детских садов составляют 60—70%. Обычно они имеют более высокой уровень развития. У них больший запас элементарных знаний об окружающем, они лучше умеют. отвечать на задаваемые вопросы, могут логично рассказывать, знают стихи и песни, активны в играх и различных видах общественно полезного труда. У выпускников детского сада сформированы ценные навыки коллективизма, интереса к чтению и занятиям музыкой, любовь к природе.
В связи с изменением школьных программ в начале 70-х годов была пересмотрена и усовершенствована “Программа воспитания в детском саду”. В новом варианте программы использованы достижения последних лет в области физиологии, психологии, педагогики. Практика доказала, что в дошкольном возрасте происходит не только усвоение большого количества знаний и умений, но и интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера, от которого во многом зависит будущее ребенка. Было установлено, что потенциальные возможности детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось до сих пор.
При пересмотре и совершенствовании программы учитывались враждебно-гигиенические данные о границах физической и умственной работоспособности растущего детского организма. Исходя из этого были внесены изменения и в содержание воспитательной работы.
Расширена программа физического воспитания. Особое внимание уделено формированию начатков учебной деятельности, умению учиться. В программу внесены дополнения и усовершенствования в области нравственного воспитания, педагогического руководства детским творчеством, художественной самодеятельностью.
Более полно и последовательно рассматривается сенсорное воспитание, которое создает основу для всего последующего интеллектуального развития ребенка; богаче стало содержание программы по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений, развитию речи, с тем чтобы научить ребенка элементарным мыслительным операциям.
Новая программа продолжает традиции советской педагогики, имеющей целью всестороннее гармоническое развитие детей, и предлагает некоторую специальную подготовку их к дальнейшему обучению в школе (пропедевтика грамоты, начала математического развития, подготовка руки к письму, формирование навыков учебной деятельности). Задачи всестороннего развития и специальной подготовки к школе представлены в программе в неразрывном единстве. Так, например, чтобы обеспечить необходимое умственное развитие детей, в программе подготовительной к школе группы акцентировано внимание на формировании у дошкольников познавательных интересов, любознательности, развитии интеллектуальных навыков и умений (наблюдать, сравнивать, понимать простейшие причинно-следственные связи и зависимости в природе и обществе) на общегрупповых занятиях и в повседневной жизни. Четче, последовательнее сформулированы программные задачи нравственного воспитания (формирование навыков и привычек культурного поведения, отношений в коллективе, построенных на гуманной основе), воспитания у ребят трудолюбия.
Подготовка к обучению грамоте, не сводится в программе лишь к чтению элементарных текстов, а связана с обогащением словаря, развитием связной речи, фонематического слуха, т. е. умения ребенка ориентироваться в звуковом составе слова.
В последние годы особенно интенсивно проводятся педагогические исследования по проблеме “Содержание и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста”. Теоретическая работа в области нравственного воспитания, проведенная Институтом дошкольного воспитания АПН СССР, позволила более детально определить содержание нравственного воспитания детей: формирование взаимоотношений детей между собой и со взрослыми; воспитание коллективизма и других сложных моральных качеств, в основе которых лежат представления о советском обществе. Работу по нравственному воспитанию детей следует проводить, указано в программе, в процессе различных видов их деятельности: в игре, труде, на занятиях, в быту.
Экспериментальный материал убедительно показал необходимость определенной этапности при формировании у детей нравственных чувств, привычек поведения, отношений друг с другом и со взрослыми. В течение всего дошкольного возраста необходимо усилить внимание к формированию у ребят в повседневной жизни, в характерной для маленьких детей деятельности форм поведения и моральных привычек в единстве с их эмоциональным развитием и развитием осознанного отношения к нормам и правилам поведения.
В результате коллективных исследований вышли работы “Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста (1968) и “Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний возраст) (1972), в которых показаны пути формирования дружеских отношений в детском коллективе, воспитания у детей самостоятельности, трудолюбия, взаимопомощи и бережливости.
Актуальной темой научных исследований стали вопросы подготовки детей к школе, основное внимание в них уделяется вопросам развития речи, элементарных математических представлений.
Большое значение для развития дошкольного воспитания имеют исследования по проблеме “Эстетическое воспитание дошкольников”, при этом основными направлениями исследований являются: роль обучения и педагогического руководства самостоятельной деятельностью детей в области художественного творчества, организация художественной деятельности детей в целях их эстетического воспитания, особенности и возможности обучения детей старшей группы детского сада изобразительной, музыкальной, художественной деятельности и т. д. Выбор указанных направлений исследований мотивируется как запросами практики, так и необходимостью борьбы с концепциями спонтанного развития творческих художественных способностей ребенка, до сих пор широко распространенными в ряде зарубежных психологических и педагогических исследований.
Традиционными стали в нашей стране Всесоюзные педагогические чтения. Они являются ведущей формой обмена передовым опытом работы педагогических коллективов, смотром их достижений. Педчтения способствуют повышению уровня учебно-воспитательной работы во всех звеньях системы народного образования. Темами педагогических чтений могут быть самые различные стороны воспитания детей. Чтения проводятся в различных городах нашей страны. Материалы педагогических чтений показывают значительный рост теоретической и методической подготовленности работников детских садов, их умений анализировать и обобщать опыт работы, находить новые пути решения важных вопросов воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях.
Начиная с 1959 г. систематически (раз в три года проводятся международные семинары для обсуждения задач общественного воспитания детей дошкольного возраста, его принципов, программ, форм и методов воспитания и обучения. В работе семинаров принимают участие педагоги, научные работники и практики из стран социалистического лагеря. Первый международный семинар по дошкольному воспитанию состоялся в Москве в 1959 г. На нем были рассмотрены общие вопросы дошкольного воспитания в СССР и в странах социалистического лагеря, воспитание и формирование личности ребенка-дошкольника и ряд других вопросов. Особое внимание на семинаре было уделено вопросам трудового воспитания, обучению в детском саду, затрагивались вопросы игры, подготовки кадров дошкольных работников. Московский семинар положил начало тесным контактам дошкольных работников стран социалистического лагеря. Второй семинар состоялся в 1962 г. в Чехословакии. Темой его была “Подготовка детей к поступлению в общеобразовательную школу”. С тех пор международные. семинары педагогов стран социалистического содружества проводятся регулярно. Они вносят ценный вклад в развитие марксистской педагогики.
Развитие стран социализма характеризуется грандиозными успехами в создании новой, социалистической экономики и культуры, подъемом образовательного уровня народных масс. Огромное значение для развития социалистических стран имеет опыт Советского Союза, вступившего в период развитого социализма и постепенного перехода к коммунизму.
В основе системы народного образования стран социализма лежат общие закономерности, свойственные всей социалистической системе, которые проявляются в каждой стране в соответствии с ее историей, сложившимися традициями, национальными особенностями. В социалистических странах утвердились такие принципы организации системы просвещения, как государственный характер школы, светскость образования, единство школьной системы, равное право всех граждан на образование, всеобщее и обязательное, бесплатное образование на родном языке.
Цель учебно-воспитательной работы школы формирование всесторонне образованного, политически сознательного и активного гражданина — строителя социализма и коммунизма.
В социалистических странах право граждан на образование гарантировано конституциями и законами об осуществлении всеобщего обязательного бесплатного обучения. Решающим условием, обеспечивающим фактическое право народа на, образование, являются государственные ассигнования на просвещение и большой рост школьного строительства. Важное значение в этом отношении имеет обучение на родном языке, связь образования с социалистическим строительством. Расходы на нужды культуры и просвещения занимают значительную часть государственного бюджета каждой страны.
Широкое развитие получили школы продленного дня и интернаты, которые обеспечивают возможность учиться всем детям. Здесь учащимся, если они живут далеко от школы, предоставляют за умеренную плату, в зависимости от материальной обеспеченности родителей, общежитие с комнатами для занятий, столовой и т. д. Учащиеся из необеспеченных семей получают материальную помощь в виде стипендий, как в Германской Демократической Республике, или в виде помощи семье, как в Венгерской Народной Республике. Государственная материальная помощь в еще большей степени распространяется на систему профессионального образования, где общежитиями и стипендиями пользуются многие учащиеся.
Успешному осуществлению всеобщего обучения способствует ленинская национальная политика коммунистических и рабочих партий этих стран. На основе демократических принципов построения системы народного образования в социалистических странах для детей национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке. Так, в. Чехословацкой Социалистической Республике действуют венгерские школы, в Германской Демократической Республике открыты сербские, в Польской Народной Республике,— белорусские, украинские и словацкие школы, много национальных школ создано в Социалистической Республике Вьетнам.
Система-народного образования в социалистических странах включает следующие звенья (ступени): 1) дошкольные учреждения охватывают детей от 3 до 6—7 лет (в зависимости от того, с какого возраста начинается обязательное обучение); 2) обязательная (часто называется “основная”) единая школа с 8-, 9-, 10-летним сроком обучения; 3) учебные заведения, строящиеся на базе обязательной школы,— полные средние общеобразовательные школы (лицеи, гимназии) и различные типы профессиональных школ; 4) высшие учебные заведения, строящиеся на базе школ, дающих аттестат зрелости, общеобразовательных и профессиональных.
Наряду с дневными существуют вечерние, сменные и заочные школы для работающих.
В социалистических странах создана большая сеть дошкольных учреждений, которые охватывают все больше и больше детей от 3 до 6—7 лет. Значение дошкольных учреждений возрастает в связи с их ролью в подготовке детей к школьному обучению. В некоторых странах (ПНР, ГДР) практикуется ранняя запись детей в школу, в Народной Республике Болгарии при школах создаются специальные группы для детей 6-летнего возраста.
Обязательное обучение в Венгрии, ГДР, Румынии (СРР), Чехословакии начинается с 6 лет, в Болгарии, Польше, Югославии (СФРЮ) — с 7 лет. Сроки обязательного обучения в Венгрии, Польше, Югославии — 8 лет, в Чехословакии — 9 лет, в Болгарии, ГДР и Румынии — 10 лет.
Обязательная, основная, школа состоит из двух ступеней: 1) начальной, в которой обучение осуществляется одним учителем (I—IV классы, в ЧCCP—I—V классы); 2) неполной средней, в которой преподавание осуществляется педагогами-предметниками (I—VIII, в некоторых странах V—IX—Х классы).
Увеличение объема знаний, повышение уровня обязательного обучения и продление его срока является крупным достижением народного образования в странах социализма.
В настоящее время во многих странах изучается вопрос о сокращении периода обучения и о введении предметного и полупредметного обучения в начальной школе.
Полная средняя школа в подавляющем большинстве социалистических стран существует как самостоятельное учебное заведение с 3—4-летним сроком обучения. Структура ее различна. В НРБ—3-летняя полная средняя школа строится на базе 8-летней обязательной школы; в ВНР, ПНР и СФРЮ 4-летняя школа (гимназия, лицей) строится тоже на базе 8-летней основной школы, в ЧССР — на базе 9-летней школы. В СРР в лицеи с 4 годами обучения принимаются по. экзамену после VIII класса, в ГДР полная средняя школа — 2-летняя на базе обязательной 10-летней школы. Обучение в полной средней школе во всех странах завершается экзаменами на аттестат зрелости.
В большинстве социалистических стран в средних школах программы обучения дифференцированы. В школах ЧССР, СРР, СФРЮ дифференциация осуществляется по двум направлениям: гуманитарному и естественно-математическому; в ГДР — по трем: классических языков, современных языков и естественно-математическому. В других странах есть классы, учащиеся которых углубленно изучают те или иные учебные предметы; введены факультативные курсы (ВНР, ПНР, СФРЮ).
Но какой бы ни была полная средняя школа той или иной страны в структурном отношении, она основывается на принципах единой школы и имеет преемственную связь с обязательной школой, а также с высшими учебными заведениями.
Рассмотрим системы народного образования отдельных социалистических стран Европы, Азии, Латинской Америки.
Значительны успехи Народной Республики Болгарии в народном образовании. В 1946 г. неграмотность среди населения составляла 31%. К концу 50-х годов неграмотность среди граждан моложе 50 лет была в основном ликвидирована. Социалистическая Болгария стала теперь страной сплошной грамотности.
Ныне действующая в Болгарии система народного образования состоит из: 1) детских садов для детей от 3 до 7 лет; 2) единой средней политехнической школы с 10-летним сроком обучения, в которой структурно выделены два уровня образования: начальная школа—I—III классы и средняя— IV—Х классы. Обучение обязательно для всех детей в возрасте от 7 до 17—18 лет.
Существенной чертой системы среднего образования в НРБ является дифференциация обучения, включающая в себя три вида подготовки: обязательную общеобразовательную и политехническую подготовку, изучение обязательных предметов по выбору, изучение факультативных предметов. Обязательные предметы по выбору в VIII—Х классах могут быть общеобразовательного и трудового политехнического направления.
Факультативные предметы (очень широкий круг дисциплин) изучаются или как дополнение к основному курсу, или для овладения какой-либо профессией.
Окончившие среднюю 10-летнюю школу могут получить среднее специальное образование (2 года на дневном отделении, 3— на вечернем) и высшее образование.
Дошкольные воспитательные учреждения являются начальным звеном системы образования. Основные типы. детских садов в Болгарии — дневные и полудневные. Полнодневные детские сады бывают постоянные и сезонные. Полудневные детские сады существуют при школах, они осуществляют подготовку к школе детей седьмого года жизни. Это способствует улучшению преемственности между детским садом и начальной школой. Сеть учреждений дошкольного воспитания в социалистической Болгарии продолжает расти, и в настоящее время число их более чем в 30 раз превысило их количество в довоенной Болгарии. Свыше 80% всех детей, поступающих в школу, приходят в нее из детских садов.
Подготовка учителей начальных школ и воспитателей детских садов осуществляется в педучилищах, учителей V—VIII классов готовят в учительских институтах; в педагогических институтах и университетах получают подготовку преподаватели старших классов средней школы. Все звенья системы народного образования имеют преемственную связь между собой.
В Венгерской Народной Республике, как и во всех социалистических странах, создана доступная для всех единая светская школа. Число учебных заведений сильно выросло. Изменился социальный состав учащихся, рабочие и крестьяне получили доступ в средние и высшие школы. Содержание образования коренным образом изменилось — оно стало подлинно научным.
Обязательная школа в Венгрии состоит из четырех классов низшего отделения (начальные классы) и четырех классов высшего.
Задача школы — дать основное образование всем детям, подготовить их к продолжению обучения в средней школе и к участию в общественно полезном производительном труде.
К учебным заведениям, дающим среднее образование, относятся следующие типы школ: общеобразовательная гимназия с гуманитарным и реальным отделением, художественная и музыкальная гимназия, индустриальные, сельскохозяйственные и экономические, педагогические и другие техникумы. При многих
средних школах организованы интернаты, которыми пользуется большое число учащихся.
Профессиональное обучение осуществляется в профессиональных училищах на базе обязательной школы (срок обучения в них от одного до трех лет), а также в технических школах, где обучается молодежь, имеющая среднее образование (срок обучения—от шести месяцев до двух лет).
Студенты высших учебных заведений получают государственную помощь: стипендии и единовременные пособия.
Учителя младших классов обязательной школы, готовятся в педагогических училищах, учителя старших классов—в педагогических институтах, учителя средних школ — в университетах.
В социалистической Венгрии уделяется большое внимание образованию взрослых. Созданы вечерние и заочные средние школы трудящейся молодежи, вечерние и заочные отделения вузов.
Система народного образования Венгрии включает в себя детские воспитательные учреждения для детей от 3 до 6 лет. В настоящее время детские сады посещают свыше 75% общего числа детей соответствующего возраста.
С 1970 г. действует положение, согласно которому все дети, которые не ходят в детский сад, должны перед поступлением в школу посещать подготовительные 24-дневные курсы при школах. Задача этих курсов сводится к тому, чтобы сформировать у дошкольников необходимые для жизни в коллективе навыки и нормы поведения, дать им некоторые знания, которые помогут им учиться в школе.
Больших успехов в области просвещения добилась Социалистическая Республика Вьетнам.
В 1956 г. Партия трудящихся Вьетнама поставила задачу — в течение трех лет обучить грамоте все неграмотное население республики в возрасте от 12 до 50 лет. Эта задача успешно выполнена.
В настоящее время во Вьетнаме осуществлено всеобщее начальное обучение на родном языке; создана письменность у народов, не имевших ее.
В республике введена единая 10-летняя общеобразовательная средняя школа, которая имеет три ступени: первая ступень — I—IV классы, вторая — V—VII классы и третья VIII—Х классы, Разработаны новые программы, утверждены единые учебные планы.
В школах СРВ обучение тесно соединено с производительным трудом учащихся. Каждая школа III ступени имеет большой учебно-опытный участок для земледелия и скотоводства, где организуется работа учащихся. При некоторых школах созданы также производственные цехи: кузнечный, столярный, слесарный, швейный, работа в которых помогает учащимся приобрести политехнические знания, глубже усвоить основы наук, подготовиться к будущим рабочим специальностям. Доходы от выработанной учащимися продукции пополняют фонды школы.
Специалистов средней квалификации готовят средние профессиональные школы.
В прошлом во всем Индокитае имелось лишь одно высшее учебное заведение — университет в Ханое. Преподавание как в университете, так ~ и в средних школах велось на французском языке. В настоящее время в СРВ открыты педагогические, медицинские институты, институты социально-экономических наук, архитектурный институт, высшая юридическая школа, агрономические школы и другие специальные учебные заведения. Эти учебные заведения готовят новую интеллигенцию: инженеров, агрономов, геологов, учителей, врачей и других специалистов — строителей нового Вьетнама.
Весьма сложной была перестройка народного образования в Германской Демократической Республике.
Разгром германского фашизма создал предпосылки для построения демократической системы образования и воспитания. Решение Потсдамской конференции гласит (III раздел, п. А, § 7): “Образование в Германии должно так контролироваться, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристические доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей”.
В октябре 1945 г. ЦК Коммунистической партии Германии и ЦК Социал-демократической партии Германии издали общее воззвание “К демократической реформе школы”.
С 1945 по 1949 г. проходил первый этап реформы. школы — демократизация системы народного образования, тогда возникла единая школьная система с 8-летним сроком обучения. В Германской Демократической Республике была создана единая демократическая светская школа. Впервые в истории Германии все дети получили одинаковые права на образование в единой школе. Школа освобождалась от влияния милитаризма и нацизма.
Важным звеном демократизации школы явилась подготовка учителей из рабоче-крестьянской молодежи. Были введены новые учебники, новые программы, глубоко изучались труды немецких педагогов-демократов, а также педагогика и опыт школ СССР.
Второй этап начался после образования ГДР (1949). Его задачей было построение социалистической школы.
Система народного образования в ГДР имеет следующую структуру: дошкольные учреждения, общеобразовательные учебные заведения, профессиональные школы, университеты и другие высшие учебные заведения..
Дошкольные учреждения получили в ГДР широкое распространение, и правительство республики запланировало в 1980 г. охватить общественным дошкольным воспитанием всех детей соответствующего возраста.
Дети, не посещающие детского сада, в течение года перед поступлением в школу по 3 раза в неделю посещают специальные занятия, которые ведет их будущая учительница. Занятия проводятся по программе соответствующей группы детского сада и направлены на то, чтобы уравнять образовательную подготовку к школе всех детей к началу учебы.
Общеобразовательной школой ранее была основная восьмилетняя школа, - а теперь стала десятилетняя школа и полная средняя школа с 12-летним сроком обучения.
Общеобразовательная политехническая средняя школа принимает детей с 6-летнего возраста, состоит из двух ступеней нижней (I—IV классы) и верхней (V—Х классы). Учащиеся, окончившие основную школу, могут также продолжать учение в профессиональных школах.
На базе общеобразовательной школы строится 4-летняя средняя школа (12-летка) Здесь учащиеся получают аттестат зрелости.
Средние специальные заведения имеют 3-летний срок обучения и также дают учащимся по окончании аттестат зрелости
Воспитательниц детских садов готовят педагогические школы; учителей низшей ступени основной школы, пионерских вожатых, воспитателей детских домов — учительские институты; учителей средней и высшей ступеней средней школы — университеты и педагогические институты. Имеется институт для повышения квалификации учителей и директоров школ. В 1970 г. создана Академия педагогических наук.
В школах ГДР осуществляется политехническое обучение. В декабре 1959 г. был принят “Закон о социалистическом развитии школьного дела в Германской Демократической Республике”, провозгласивший подготовку к переходу от 8-летнего к 10-летнему обязательному образованию. Во всех классах общеобразовательных школ ГДР введено обучение труду. Начиная с VII класса учащиеся школы проводят еженедельно один учебный день на производстве. Они изучают под руководством инженеров и мастеров основные политехнические курсы: металлообработку, машиноведение, введение в сельскохозяйственное и промышленное производство. Учащиеся занимаются в специально оборудованных кабинетах, а также работают на предприятиях, на отдельных отведенных для них рабочих местах.
После освобождения от японской колонизации (1945) на территории Северной Кореи — в Корейской Народной Демократической Республике развернулась работа по созданию новой системы народного образования. С весны 1946 г. велось школьное строительство; наряду с расширением сети школ проводилось коренное изменение содержания и форм учебно-воспитательной работы, создавались новые учебники; началась ликвидация неграмотности. К 1949 г. неграмотность в основном была ликвидирована, и с 1950/51 учебного года началась подготовка к переходу ко всеобщему обязательному начальному обучению. В 1956/57 учебном году было введено всеобщее обязательное начальное обучение, а в 1958/59 учебном году — обязательное семилетнее обучение.
Система народного образования в КНДР складывается из следующих звеньев.
Для детей от 3 до 7 лет — детские сады, для "детей с 7 до 11 лет — 4-летняя народная школа.
На базе народной школы работают 3-летние неполные средние школы.
В соответствии с законом 1959 г. полные средние школы и средние профессиональные учебные заведения заменены системой технического обучения: 2-летняя техническая школа на базе семилетки, 2-летняя повышенная техническая школа на базе технической школы. В этих школах учащиеся получают полное среднее образование и профессиональную подготовку не менее чем по одной специальности.
Подготовка учителей для народной и неполной средней школы осуществляется в учительских институтах, срок обучения — 4 года; учителей для технической и повышенной технической школы готовят педагогические институты.
Кубинская народная революция осуществила глубокие революционные преобразования в области просвещения. В Республике Куба в самые короткие сроки была разрешена проблема неграмотности: к 1963 г. лишь 3, 9% населения осталось неграмотным, тогда как до революции неграмотной была треть населения, 1961 год был объявлен “годом образования”.
Система народного образования на Кубе глубоко демократична, на всех ступенях — бесплатное обучение, многие учащиеся получают стипендии, все школы национализированы.
В дошкольных учреждениях воспитываются дети в возрасте от 45 дней до 6 лет, причем детские сады повсеместно открываются и в сельской местности.
После революции введено 9-летнее обязательное образование. Начальная школа — шестилетняя, допрофессионального типа. Среднее образование разделено на две ступени: среднее образование допрофессионального типа (3 года) и высшее среднее специальное образование (3 года). Наряду с обязательными учебными предметами большое место в учебном плане занимают факультативные курсы.
По окончании основной средней школы учащиеся могут поступить в высшую среднюю школу или в среднее профессиональное учебное заведение.
Для подготовки учителей созданы специальные двухгодичные школы, завершается педагогическое образование двумя годами учебы в Институте педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване).
Трудный победный путь прошла Монгольская Народная. Республика, которая, минуя стадию капиталистического развития, успешно строит социализм. Замечательны победы Монгольского народа и на культурном фронте. Из неграмотной Монголия стала республикой сплошной грамотности. Большую помощь в строительстве новой монгольской школы оказал Советский Союз.
В 1958 г. принято решение об осуществлении всеобщего обязательного бесплатного 7-летнего обучения.
Система народного образования имеет следующую структуру: детский сад для детей от 3 до 8 лет; 4-летняя начальная школа; 3-летняя неполная средняя школа; 3-летняя полная средняя школа. После семилетней школы можно поступить в средние специальные учебные заведения.
В МНР — 4 вуза, где обучается несколько тысяч студентов.
В Польской Народной Республике перестроена вся система народного образования на основе принципа единой школы. Получили развитие детские сады для детей от 3 до 7 лет.
Основной формой дошкольного учреждения являются детские сады, кроме того, в сельской местности имеются детские площадки и дошкольные очаги, работающие обычно в весенние и осенние сезоны.
В зависимости от времени пребывания в них детей детские сады делятся на полнодневные (от 5 до 7 часов) — это так называемый городской тип — и неполного дня (5 часов в день) — сельский тип. Детские сады полного дня работают весь год, сады неполного дня — от 6 до 10 месяцев в году.
Детский сад в Польше — это учреждение преимущественно для городских детей. В деревне же распространены также одногодичные детские сады. Это учреждения для детей в возрасте 5—6 лет, имеющие основной целью подготовку их к школе и обеспечение всем детям равного “школьного старта при начале учебы.
Для детей от, 7 до 17 лет создана 12-летняя единая школа, состоящая из двух ступеней — основной обязательной школы и лицея. Особенно велик рост основных обязательных школ в связи с осуществлением обязательного обучения. Уже в 1950 г. резко изменился социальный состав учащихся за счет детей рабочих,. крестьян, чему способствовало создание при средних школах интернатов, выдача учащимся стипендий и организация особых отделений для учащихся из среды трудящихся. С 1961/62 учебного года срок обязательного обучения с семи лет продлен до восьми лет.
Основная школа делится теперь на две ступени: начальная (I—IV классы") и неполная средняя (V—VIII классы). Общеобразовательная средняя школа (лицей) — четырехлетняя — строится на базе основной восьмилетней школы.
Программы основной и общеобразовательной школ ориентируют на всестороннее развитие учащихся, воспитание сознательных и творчески активных граждан Польской Народной Республики. В лицеях учащиеся занимаются факультативно по интересующим их предметам.
Профессиональные школы (2—3 года обучения и 4—5 лет обучения) строятся на базе основной школы и готовят квалифицированных рабочих и кадры средней квалификации для. разных отраслей народного хозяйства.
Подготовка учителей I—IV классов основной школы производится в 5-летних педагогических лицеях (на базе основной школы); учителей V—VllI классов готовят 2-летние учительские институты (на базе лицея); учителей лицеев готовят университеты и высшие педагогические школы (5 лет обучения).
Решительные изменения были произведены и в системе народного образования Социалистической Республики Румынии. По закону от 3 августа 1948 г. все граждане республики, без различия пола, национальности, расы или религии, имеют право на образование. Оно организуется только государством и строится на демократических принципах. Школа в СРР светская. Успешно ведется борьба с неграмотностью; в прошлом, Румыния имела очень низкий процент грамотного населения.
Система народного образования состоит из следующих звеньев. Детские сады, охватывающие детей 3—7-летнего возраста.
В Румынии детские сады посещают около 70% всех детей дошкольного возраста. С 1971/72 учебного года действует новая программа детских садов, в которой больше внимания уделяется преемственности программ дошкольных учреждений и начальной школы.
С 7 лет — общеобразовательная 8-летняя школа; средняя школа (лицей) с 4-летним сроком обучения (IX—XII классы). С Х класса осуществляется дифференцированное обучение на гуманитарном и физико-математическом отделениях. В крупных городах имеются средние физкультурные и художественные школы с 5-летним сроком обучения.
Профессиональное образование построено или на базе 8-летней школы (2—4 года обучения), или на базе средней школы (1—3 года обучения).
Подготовка учителей происходит на базе 8-летней школы (педагогические училища с 6-летним сроком обучения). На базе лицеев создаются 2-летние учительские институты. Учителей V—VIII классов готовят педагогические институты с 3-летним сроком обучения; учителей для лицеев готовят университеты.
В Чехословацкой Социалистической Республике осуществлена коренная перестройка в области народного образования. Произведена большая работа по совершенствованию учебных планов, разработке школьных программ, созданию и улучшению новых учебников, соответствующих задачам новой, социалистической школы.
В 1960 г. Национальное собрание Чехословацкой Социалистической Республики утвердило “Закон о системе воспитания и обучения”. Было введено девятилетнее обязательное обучение, которое дети начинают традиционно с 6 лет. С 3 до 6 лет дети могут посещать дошкольные учреждения, которые называются “материнскими школами”.
Число детских дошкольных учреждений в ЧССР продолжает расти, и в настоящее время “материнские школы охватывают свыше 70% детей соответствующего возраста. Особое внимание в “материнских школах уделяется подготовке детей шестого года жизни к школе. Для детей, не посещающих дошкольных учреждений, организуются специальные подготовительные группы при “материнских и начальных школах. Первый класс основной школы рассматривается как подготовительный, переходный от дошкольного воспитания к систематическому школьному обучению.
Девятилетняя обязательная школа делится на две ступени: начальную (I—V классы) и неполную среднюю (VI—IX классы). С IV класса ведется изучение русского языка, в VI—IX классах отводится 2 часа в неделю на изучение предметов по выбору учащихся. Основная 9-летняя школа является базой, на которой строится дальнейшее общее и профессиональное образование молодежи.
Общеобразовательная средняя школа (гимназия) (X—XII классы) готовит к поступлению в вузы. С 1965/66 учебного года введена дифференциация учебных планов гимназий по двум направлениям — естественнонаучному и гуманитарному.
Учебными планами предусматривается посильное участие школьников в общественно полезном труде. В программах по естественным и точным дисциплинам большое место занимают лабораторные и. практические занятия, задачи, расчеты и вычисления, связанные с практикой.
Ввиду того что значительно возросли требования к воспитательной роли школы, с VI класса введен новый учебный предмет — “Общественно-политическое воспитание”. Целью этого курса является усвоение учащимися основных норм коммунистической морали, формирование у них правильного научного мировоззрения, приобретение основных сведений о политическом и экономическом строе ЧССР, подготовка к активному участию в общественной и политической жизни своей страны. Кроме того, в новом учебном плане большее внимание уделяется музыкальному и художественному воспитанию.
В целях развития индивидуальных способностей детей и удовлетворения их интересов в учебный план включены такие предметы (по выбору): курс шитья и приготовления пищи и хоровое пение—в VI—IX классах, иностранный язык—в VIII—IX классах, художественное воспитание—в IX классе; введены практические занятия по природоведению (VI—IX классы), физике (VII—IX классы), химии (VIII—IX классы) и спортивные игры.
Среднее профессиональное обучение проводят профтехучилища, а также техникумы (срок обучения 2—4 года); 4-летние средние профшколы дают аттестат зрелости.
Учителей для всех ступеней школы готовят вузы на базе 12-летней школы. Срок обучения в вузах — 4—5 лет.
После второй мировой войны правительство С о ц и а диетической Федеративной Республики Югославии Союз коммунистов Югославии уделили большое внимание развитию просвещения и культуры. Основное внимание было направлено на ликвидацию неграмотности и повышение культурного уровня всего народа. Все национальности, населяющие Югославию, получили возможность обучаться на своем родном языке.
В 1958 г. был разработан “Общий закон о школе”.
Система народного образования включает следующие звенья: дошкольные учреждения для детей с 4 до 7 лет; обязательная основная 8-летняя школа, дает образование детям с 7 до 15 лет; первая ступень обучения — I—IV классы, вторая ступень — V—VIII классы; дает полное среднее общее образование и аттестат зрелости гимназия с 4-летним сроком обучения на базе основной школы. В большинстве гимназий со 2-го года обучения учащиеся выбирают гуманитарное или естественно-математическое обучение. Существуют также гимназии какого-либо одного профиля.
В 1966/67 учебном году разработан проект об обязательном 10-летнем обучении.
Среднее профессиональное образование строится на базе 8-летней общеобразовательной школы (4 года обучения).
Преподавателей начальных классов основной школы готовят, педагогические училища с 5-летним сроком обучения на базе основной школы. Учителей-предметников готовят педагогические академии (2 года обучения) и университеты.
В конце 60 — начале 70-х годов многие социалистические страны завершили создание основ социализма и приступили к строительству развитого социализма. В связи с этим были разработаны материалы к реформе народного образования (ГДР—1965 г., Румыния—1968 г., Болгария—1969 г., Югославия— 1970 г., Венгрия— 1972 г., Польша и Чехословакия — 1973 г.).
Основными направлениями намеченных. реформ являются дальнейшее расширение сети учреждении дошкольного воспитания с целью максимального охвата детей соответствующего возраста; сокращение сроков начального обучения и введение предметного преподавания основ наук в IV—V классах общеобразовательной школы; продление сроков всеобщего обязательного обучения до 10—12-ти лет с осуществлением дифференциации образования в старших классах школы; изменение содержания и введение соответственно с этим новых форм и методов обучения, усиление политехнизации школы и рационализации трудового воспитания; усиление идейной направленности на марксистско-ленинских основах коммунистического воспитания учащихся.
В последние годы в связи с экономическим и социальным развитием, бурным развитием науки и техники в социалистических странах осуществляется переход на новое содержание образования. Изменены учебные планы и программы, с привлечением ученых, методистов и учителей пересмотрены и созданы новые учебники. В них усилен теоретический материал, возрос удельный вес знаний из области математики, естественных наук и техники, много внимания уделено политической и гражданской подготовке учащихся. Укрепляется связь с предприятиями, введена производственная практика учащихся.
Имеются большие успехи в области внедрения в процесс обучения технических средств. Используется радио и телевидение, организованы систематические учебные телевизионные передачи, включающие ряд циклов по отдельным учебным процессам. Они имеют целью расширить общий кругозор детей, дать им представление о важнейших идеях и методах современной науки, ознакомить с мировыми достижениями научного прогресса, с выдающимися деятелями своей родины. Проводятся эксперименты по программированному обучению и применению обучающих машин.
Во всех социалистических странах строительство новой школы основывается на марксистско-ленинском учении о коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Для работников народного образования настольными книгами стали произведения классиков марксизма-ленинизма.
Крепнет дружба народов социалистических стран, усиливается интернациональное воспитание учащихся. Педагоги стран социализма систематически обмениваются опытом своей работы.
Большими тиражами выходят в переводах советские педагогические книги, постоянным спросом среди учительства и трудящихся пользуются книги Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. Проводятся обсуждения книг выдающихся деятелей советской педагогики и просвещения, создаются кружки учителей по изучению истории советской школы и педагогической мысли. Глубоко и. разносторонне изучается развитие прогрессивной педагогики своей родины и других стран.
Огромное значение для обмена опытом педагогов социалистических стран имеют международные педагогические конференции. семинары, встречи учителей и научных работа
Народы социалистических стран показывают человечеству образец борьбы за светлое, будущее, за подлинно народное образование за воспитание нового человека в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, за дружбу между народами и мир во. всем мире.