Заботы о единичном, отдельном лице, удовлетворение потребности.
Защиты против внешних врагов;
Законодательства, заботы о всеобщем, интересах целого;
Платон распределяет их между тремя сословиями: правителей, воинов, земледельцев и ремесленников.
Каждому сословию соответствуют свои добродетели, которые в своей целостности составляют нравственный облик народа.
Платон различает четыре добродетели.
1. Мудрость— это достояние тех, кто способен к созерцанию идей и в силу этого может руководить государством. Мудрость приобретается через занятие философией. Она охраняет государство от случайности и различных несчастий, поэтому правителей Платон называет стражами.
2. Мужество — рождается из способности твердо придерживаться знания справедливого и противостоять опасности. Никакие искушения не могут его поколебать.
3. Умеренность — власть над вожделениями. Эта добродетель присуща всем сословиям. Никакая потребность, если она не воспринимается как значимое и самодовлеющее, не становится пороком.
|
|
4. Справедливость — каждый занимается одним делом согласно своим природным задаткам. Справедливость — основа добродетели.
По Платону, государство остается прочным, если каждый занимается делом, к которому он более всего предрасположен.
Эта предрасположенность обеспечивается не только отбором, но и воспитанием. Воспитание задает определенность в деятельности и жизни индивидов.
Вопрос заключается в том, как сохранить государство, а не как сохранить субъективную индивидуальность. Именно поэтому Платон негативно относится к частной собственности и браку.
Он понял, что порча греческой жизни происходит от того, что индивидуумы стали выдвигать на первый план свои цели, склонности и интересы, свою субъективность.
Первая отклоняющаяся форма — тимократия, где господствует честолюбие, характерное для военных (Спарта). Сильнейшие и храбрейшие реализуют свое стремление к власти за счет гармонии целого. Власть подкрепляется богатством. Деньги становятся мерилом почести и влияния. Вводится ценз.
Возникает олигархия (греч. «власть немногих»). Богатство порождает расширение бедности. Государство делится на два лагеря.
Многочисленная беднота устанавливает демократию .Страсти и желания становятся господствующими.
Раздоры ведут к заговорам и выдвижению вождей. Устанавливается тирания. Тиран опирается на самые низменные страсти и силой удерживает власть. Воспитание и гармония добродетелей уничтожены.
· Аристотель (384-322 гг. до н. э.) был учеником Платона и величайшим из мыслителей античности. Он родился в македонском городе Стагире и никогда, в отличие от Платона, не был гражданином Афин. В течение двадцати лет он пробыл в школе Платона — Академии. После смерти Платона он покинул Академию и позднее, в течение трех лет, был воспитателем Александра Македонского. После возвращения в Афины он основал собственную школу — Ликей. После смерти Александра, подвергнувшись судебному преследованию, Аристотель уехал на остров Эвбея, где и умер в 322г.
|
|
Среди политических сочинений Аристотеля особого внимания заслуживает трактат «Политика », созданный на основе анализа форм государственного устройства более ста пятидесяти девяти государств.
По Аристотелю, полис есть особого рода общение людей.
Есть несколько видов общения. Простейшее общение — это семья. Оно состоит из отношений мужа и жены, отца и детей, господина и рабов. Селение — это общение нескольких семей. Оно состоит из отношений старших и младших и персонифицируется в фигуре вождя – царя. Эти формы общения возникают из естественной необходимости.
Государство - это общение нескольких селений, достигших самодовлеющего (достаточно значительного самого по себе) состояния. Оно также первоначально возникает естественно, но уже существует для достижения благой жизни.
Именно самодовление позволяет поставить цель — достижение благой жизни. Здесь отношение принципиально иное. Если в предыдущих формах общения властные отношения определяются естественными причинами, являются патриархальными, деспотическими, то в последней форме власть осуществляется над равными и называется политической.
Поэтому политика,по Аристотелю, есть общение равных, свободных людей с целью достижения благой жизни. Но через это общение люди достигают совершенного состояния, свободного, равного.
Следовательно, природой человека является общественная жизнь.Аристотель говорит, что человек есть политическое животное. Человеческая природа определяется не физиологией, не способностями, не семьей, но полисом.