Введение. Глава 11. Политические и правовые учения в России в период укрепления абсолютизма

Глава 11. Политические и правовые учения в России в период укрепления абсолютизма

Оглавление

Заключение

Своеобразие социально-политических условий Германии и Италии XVII–XVIII вв. определило сочетание в политико-правовой идеологии этих стран умеренно прогрессивных в идеологической и консервативных в политической сфере теорий.

Просветительские идеи вылились преимущественно в абстрактные теоретические построения и практически приспосабливались к существующему политическому устройству Конечно, освобождение государственно-правовой теории от теологической оболочки, восприятие идеи о государстве как общем благе, обоснование ссылками на естественное право идей свободы личности, вероисповедания, убеждений и (особенно у Беккариа) гуманизма было выражением назревших потребностей общественного развития

И все же выше допустимости пассивного сопротивления существующей государственной власти и весьма умеренной критики режима полицейского государства немецкая политическая мысль в то время не поднялась. Более того, с укреплением княжеского абсолютизма в немецких землях в политической мысли появилась его апология.

Аналогично этому даже у наиболее передового из рассмотренных мыслителей – Беккариа, чьи заслуги в развитии уголовно-правовой теории того времени были громадны, гуманистические надежды на совершенствование общих условий жизни и законодательства связывались опять-таки с просвещенным монархом.


[1] С 1910 года фундаментализмом стали называть ортодоксальное течение в протестантизме США, которое требовало буквального истолкования Библии, не допускающего критического отношения к содержанию любой из ее частей. Впоследствии этим термином стали обозначать не только христианские, но и все вообще религиозные направления, провозглашающие неизменность догматики, буквальное принятие содержания религиозных книг, строгое и неуклонное исполнение всех традиционных предписаний религии. - Прим. авт.

Глава 11. Политические и правовые учения в россии в период укрепления абсолютизма. 3

§ 1. Введение. 3

§ 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. 5

§ 3. Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков. 10

§ 4. Заключение. 12

Глава 12. Политические и правовые учения во Франции XVIII в. 14

§ 1. Введение. 14

§ 2. Политико-правовая программа Вольтера. 15

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве. 16

§ 4. Политический радикализм Ж.-Ж. Руссо. 19

§ 5. Политико-правовые учения социализма и коммунизма в предреволюционной Франции. 24

§ 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции 28

§ 7. Проблемы государства и права в документах “Заговора во имя равенства”. 30

8. Заключение. 34

Глава 13. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость. 35

§ 1. Введение. 35

§ 2. Пейн о государстве и праве. 36

§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона. 37

§ 4. Взгляды А. Гамильтона на государство и право. 39

§ 5. Заключение. 40

ГЛАВА 14. Политические и правовые учения в России в период дальнейшего укрепления дворянской монархии (вторая половина XVIII в.) 40

§ 1. Введение. 40

§ 2. Идеология “просвещенного абсолютизма”. 41

§ 3. Политико-правовая идеология феодальной аристократии. 44

§ 4. Политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма. 46

§ 5. Политико-правовая идеология крестьянских движений. 50

§ 6. А.Н. Радищев о праве и государстве. 51

§ 7. Заключение. 54

ГЛАВА 15. Политические и правовые учения классиков немецкой философии конца XVIII - НАЧАЛА XIX в. 55

§ 1. Введение. 55

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве. 56

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве. 60

§ 4. Заключение. 64

ГЛАВА 16. Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII -начале XIX в. 67

§ 1. Введение. 67

§ 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии. 67

§ 3. Традиционализм Э. Бёрка. 71

§ 4. Историческая школа права. 72

§ 5. Заключение. 74

Глава 17. Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе первой половины XIX в. 75

§ 1. Введение. 75

§ 2. Либерализм во Франции. Б. Констан. 76

§ 3. Либерализм в Англии. Взгляды И. Бентама на право и государство. 79

§ 4. Возникновение юридического позитивизма. Дж. Остин. 80

§ 5. Теория “надклассовой монархии” Л. Штейна. 81

§ 6. Политико-правовое учение Огюста Конта. 82

§ 7. Заключение. 85

Глава 18. Социалистическая политико-правовая идеология в Западной Европе в первой половине XIX в. 86

§ 1. Введение. 86

§ 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в. 86

§ 3. Заключение. 92

Глава 19. Политические и правовые учения в России в период кризиса самодержавно-крепостнического строя. 93

§ 1. Введение. 93

§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского. 94

§ 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н. М. Карамзина. 100

§ 4. Революционная идеология. Политические и правовые идеи декабристов. 102

§ 5. Политико-правовая идеология в России 30–50-х гг. XIX в. 105

§ 6. Заключение. 109

Глава 20. Буржуазные политические и правовые учения в Европе во второй половине XIX в. 110

§ 1. Введение. 110

§ 2. Юридический позитивизм.. 111

§ 3. Социологические концепции государства и права. 114

§ 4. Политико-правовая идеология либерализма в России. 121

§ 5. Заключение. 129


На рубеже XVII и XVIII вв. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны. При Петре I закончились консолидация и законодательное оформление феодалов в единое привилегированное "благородное" сословие (шляхетство), резко противостоявшее остальным группам, особенно "подлому люду" (т.е. нижестоящему по терминологии законодательства той эпохи). При Петре I привилегии шляхетства (за которым впоследствии установилось название "дворянство"), его право владеть землей и крепостными обосновывались тем, что шляхетство обязано нести военную и гражданскую службу под угрозой конфискации земель и крепостных у тех, кто уклоняется от службы государству. Одновременно резко расширилось и укрепилось крепостное право. При Петре I в крепостное состояние были обращены многие ранее свободные люди, сотни и тысячи крепостных приписывались к фабрикам и заводам, упразднение холопства практически означало распространение бесправия холопов на всех вообще помещичьих крестьян, помещики наделялись правом суда над крепостными, расширялась личная власть помещиков над крестьянами.

Крутая ломка ряда вековых устоев, перестройка традиционных отношений, резкий поворот в духовной жизни общества потребовали идеологического обоснования. Период петровских реформ сопровождался значительным изменением идейной основы, содержания и программных положений политико-правовой идеологии господствующего класса. Новым было уже то, что одной из форм выражения этой идеологии были законодательные акты абсолютистского государства, бесчисленные указы, регламенты, уставы, манифеста, многие из которых написаны Петром или им отредактированы.

Официальная доктрина абсолютизма включала традиционное теологическое обоснование царской власти. В законодательных актах (Воинский устав, Духовный регламент и др.) утверждалось: "Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевает". Власть монарха рассматривалась как "божественное поручение", но основным способом обоснования петровских реформ были ссылки да "общее благо". В ряде указов и иных актов Петра упоминается о "пользе и прибытке общем", о том, что он, Петр, всегда "старался о народной пользе" и "для;того заводил разные перемены и новости". "Мы прилежное старание всегда имеем, — говорилось в одной из жалованных грамот Петра, — о распространении в государствах наших к пользе общего блага и пожитку подданных наших, купечества и всяких художеств (ремесел), рукоделий, которыми все прочие благоучрежденные государства процветают и богатятся".

Однако под общим благом практически разумелось прежде всего укрепление господствовавшего класса феодалов, расширение его привилегий, ужесточение крепостничества. Именно при Петре I крепостное право в России принимало наиболее грубые формы, ничем не отличалось от рабства. Помимо расширения и укрепления крепостничества резко выросла торговля крепостными — продажа вообще, продажа одиночками, не семьями, отдельно от земли. Царь неоднократно выражал недовольство тем, что крепостных продают в розницу, "как скотов, чего во всем свете не водится и от чего немалый вопль бывает". Но он же попустительствовал тому, что указы о запрете продажи крестьян в одиночку, отдельно от земли, о запрете принуждать их к браку оставались невыполненными, равно как и указы против расточительных и жестоких помещиков. Жесткие требования к дворянству, касавшиеся обязательной службы, грозный тон и непреклонность царских велений компенсировались потаканием дворянскому произволу по отношению к крепостным.

Идея "общего блага", даже "всенародной пользы" была присуща многим абсолютным монархиям того времени. Суть ее сводилась к тому, что лишь монархи знают, что именно необходимо их подданным и стране в целом. И на Западе, и в России концепция просвещенного абсолютизма была основана на высокомерном и презрительном отношении к народу, как темной, непросвещенной, пассивной массе. Идеи "общего блага" в ряде петровских указов сопровождались рассуждениями о глупости и ленивости народа, который может и должен быть облагодетельствован только при помощи насилия и принуждения: "Всем известно, что наши люди ни во что сами не пойдут, ежели не приневолены будут". Отсюда — необычная даже для той эпохи жестокость ряда указов, обилие угроз, особенно "подлому люду", батогами, палками, штрафами, каторгой, тюрьмой, цепями.

Преодоление отсталости страны осуществлялось свойственными абсолютизму методами административного вмешательства во все стороны жизни подданных, всесторонней опеки, полицейского надзора и принуждения. В указах подробно, во всех деталях, описывается, как сеять коноплю, получать пеньку, выделывать кожу (только с салом, но не с дегтем), убирать хлеб (косами и граблями, но не серпами), причем исполнителям предписывается строго карать ослушников: "Ибо сами знаете, что добро и надобно, но наши люди без принуждения не сделают".

Самодержавное государство Петра официально прославляло полицию, о которой в одном из регламентов говорилось: "Оная споспешествует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения... принуждает каждого к трудам и к честному промыслу... полиция есть душа государства и всех добрых порядков, фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности".

Обрушивая на подданных лавину указов, Петр был обеспокоен малой эффективностью многих из его предписаний. Проблема усложнялась и тем, что гигантски выросший за время его реформ чиновничий аппарат был пропитан духом взяточничества, казнокрадства, своеволия, ябедничества. Далеко не все указания центральной власти, порой противоречащие одно другому и сильно устаревшему законодательству, практически осуществлялись. Отсюда — сетования царя на беззакония, его попытки организовать "полезную юстицию", наладить режим неуклонного исполнения велений царской власти. "Всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти, чего нигде на свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть", — говорилось в одном из указов Петра. Предписывая вершить все по закону, царь грозил, что кто указ преступит, "казнен будет смертию безо всякие пощады".

В эпоху петровских реформ наука, культура, опыт более развитых стран Западной Европы использовались для совершенствования промышленности, военного дела, законодательства, государственного аппарата, всех областей жизни. Воспринимая этот опыт, Россия приобщалась к мировой цивилизации, к передовой материальной и духовной культуре. Вместе с тем насильственное ускорение приобщения, административные методы и сословно-классовые основы насаждения иностранных образцов дали побочный результат в виде преувеличенного и показного восприятия российским дворянством иностранного вообще. Знание и признание иностранного расценивались как обязательный внешний показатель послушания представителей служилого сословия, их способностей к службе и карьере, и, наоборот, приверженность к допетровским обычаям и нравам считалась непокорностью, упрямством, проявлением тупости.

В политико-правовой идеологии иностранные влияния также порой сводились к воспроизведению модных иностранных терминов. Однако на теоретическом уровне политико-правового сознания восприятие распространенных на Западе идей происходило иначе. Абсолютизм требовал нового идеологического обоснования в духе времени. Этому духу соответствовала лишь теория естественного права, ряд положений которой находился в вопиющем противоречии с феодальной действительностью России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: