К теме 14

К теме 13

К теме 12

К темам 8-11

К теме 7

К темам 4, 5 и 6

К темам 2 и 3

13. Аристотель. Афинская политика. М., 1936.

14. Античная культура и современная наука. М., 1985.

15. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.

16. Бартошек М. Римское право. М., 1989.

17. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: филосо­фия, наука, религия. М., 1980.

18. Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и фило­софской мысли в Китае. М., 1966.

19. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайского государства. М.,1983.

20. Королева-Коноплянская Г. И. Идеальное государство и идеаль­ное управление в политических учениях Платона и Аристотеля. М., 1992.

21. Крашенинникова Н.А. Индусское право: Право и современ­ность-М., 1982.

22. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон, Аристотель. М., 1993.

23. Платон. Собр. соч. в 4 т. М., 1994.

24. Переломов Л.С. Слово Конфуция. М., 1992.

25. Момзен Т. История Рима. СПб., 1993.

26. Цицерон. Диалоги: О государстве и о законах. М., 1995.

27. Малявин В. Конфуций. М., 1992.

28. Книга правителя области Шан. М., 1993.

29. Вико Дж. Новая наука. М. 1944.

30. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994.

31. Культура и общественная мысль: Античность Средние века. Эпоха возрождения. М., 1988.

32. Локк. Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3. Два трактата о правлении.

33. Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

34. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

35. Кампанелла Т. Город солнца. М., 1954.

36. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1986.

37. Грюнбаум Г.Э. Классический ислам (600-1258) М., 1973.

38. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.

39. Иван IV. Грозный. Послания. М., 1951.

40. Иосиф Волоцкий. Послания / Публ. А.А. Зимина. М., 1956

41. Иосиф Волоцкий. Просветитель / Спасо-Преображенский Валаамский Монастырь. М., 1993.

42. Курбский А.М. Послания Ивану IV // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.

43. Курбский А.М. Сказание о Великом Князе московском. СПб, 1913.

44. Максим Грек. Переводы и послания. Л., 1984.

45. Максим Грек. Сочинения: в 3 ч. Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 1996.

46. Нил Сорский. Предание о скитской жизни. М., 1991

47. Памятники литературы Древней Руси. М., 1984.

48. Публицистика Смутного времени. Л., 1925. Вып. XIII.

49. Сочинения И.Пересветова / Публ. А.А.Зимина. М.; Л., 1956.

50. Малинин В. Старец Елизарова монастыря Филофей и его Послания. Киев, 1901.

51. Громов М.Н. Максим Грек. М., 1983.

52. Зимин А.А. Пересветов и его современники. М., 1959.

53. Золотухина Н.М. Иосиф Волоцкий. М., 1981.

54. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политической мысли. М., 1985.

55. Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. I-я треть XVI в. М., Л., 1970.

56. Концепция разделения властей: история и современность М., 1992.

57. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1969.

58. Собственность: Право и свобода. М., 1992.

59. Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX в. М., 1995.

60. Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. М., 1993.

61. Толчинскнй Б.Л. Лафайет и Бонапарт // Государство и пра­во. 1993, №4.

62. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1988.

63. Медушевский А.Н. Французская революция и политическая философия русского конституционализма // Вопросы философии. 1989, №10.

64. Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.

65. Робеспьер М. Статьи и речи. М., 1959.

66. Гулыга А. Кант. М., 1993.

67. Гулыга А. Гегель. М., 1993.

68. Зеньковский В.В. История русской философии. В 4-х т. Л., 1991.

69. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

70. О России и русской философской культуре философского русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

71. Лазарев В.В. Чаадаев. М., 1987.

72. Скрипилев Е.А. Добролюбов. М., 1988.

73. Графский В.Г. Бакунин.М., 1985.

74. Ильин И.А. Статьи и речи. М., 1992.

75. Бердяев Н.А. истоки русского коммунизма. М., 1990

76. Маркс К. К критике гегелевской философии права: Введение // Маркс, Энгельс. Собр. Соч. Т.1.

77. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 10.

78. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Соч. Т. 19.

79. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т. 21.

80. Американская социологическая мысль. М.,1994.

81. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

82. Даль Р. Введение в экономическую демократию. М., 1991.

83. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

84. Религии мира: История и современность. М., 1993.

85. Чиркни Б.Н. Мусульманская концепция права. М., 1984.

86. Фридмен Л. Введение в американское право. М., 1991.

87. Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч. Т. 39.

88. Ленин В.И. О диктатуре пролетариата. Полн. собр. соч. Т.39.

89. Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М., 1989.

90. Сталин И. Вопросы ленинизма. М., 1946.

Раздел 12. Глоссарий (словарь)

Абсолютизм (от лат. absolutus – безусловный) – форма правления, при

которой вся государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная) находится в руках одного лица – монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации и бюрократизации власти. А. был характерен для европейских монархий ХVII–ХVIII вв.

Автаркия (греч. autarkeia – от autos – сам и narkeo – нахожусь в достатке) – стремление к обособлению экономики страны от экономики других стран с целью создания замкнутой хозяйственной жизни в рамках одного, самодостаточного государства.

Автократия (от греч. autocrator – самодержец) – единоличная форма правления. И. Кант использовал этот термин как синоним абсолютизма.

Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном её органе и снижает роль других, прежде всего представительных ее институтов. А. вообще присущ власти и политике, но основания и степень его различны: природные, прирожденные качества политического лидера («авторитарной», власти личности), разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например состоянием войны, общественного кризиса и т. п.), социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т. п., вплоть до иррациональных, когда А. переходит в его крайнюю форму – деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарно всякое предписание воли власти обществу, навязанное ему, а не принятое добровольно и осознанно повиновение. Объективные основания А. могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания А. Три признака или свойства А. отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) централизация власти; 2) безапелляционный командный метод руководства; 3) безусловное повиновение. Исторически А. существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах (ср. античные греческие и восточные деспотии и тирании – Персия, Спарта и многие др., феодальные абсолютистские режимы и т. п.). Крайняя форма А. – тоталитаризм.

Анархизм – (греч. anarchia – безвластие). Идея безвластия, безгосударственного устройства общества положена в основу теории анархизма. А. – политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Идеи А., содержащиеся в зародышевой форме в трудах целого ряда античных и средневековых мыслителей, были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином, который сформулировал понятие «общество без государства» в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793). Сложившийся как политическое течение в 40–70-х гг. XIX в. в Западной Европе А. никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенной цели. Традиционно выделяются четыре основных направления в А.: индивидуалистическое, мютюэлистское, синдикалистское и коммунистическое. В основу теории индивидуалистического А. была положена идея абсолютивной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан ни существующими религиозными догмами, ни нормами права и морали. Родоначальником этого направления считается М. Штирнер, изложивший основные положения теории индивидуалистического А. в своей книге «Единственные и его собственность» (1845). Отрицая государство, он сводил социальную организацию общества к так называемому «союзу эгоистов», целью которого являлось бы налаживание обмена товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения «уникальности» личности каждого. Идея обмена на базе «свободного договора» стала основополагающим принципом теории мютюэлизма, созданной П.Ж. Прудоном. Исходя из того, что источником социальной несправедливости является неэквивалентный обмен, Прудон видел возможность уничтожения эксплуатации в реформах системы товарного обращения, отвергая при этом революционное насилие как средство переустройства общества. Организация безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества, являющимися одно временно самостоятельными частными производителями, и финансирование их деятельности при минимальной процентной ставке через так называемый народный банк означали бы, по замыслу Прудона, полную независимость личности от государства, делая последнее ненужным и в конце концов обреченным на уничтожение.

Анархия – безвластие. Греческие мыслители считали ее наибольшим злом, еще худшим, чем любая неправильная форма правления; безвластие возникало в результате неизбежного вырождения простых правильных форм правления (монархия, аристократия, демократия) и являлось закономерным результатом охлократии.

Анархо-коммунизм – течение в рабочем движении, главными идеологами которого стали М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. Они были уверены, что государство в любой его форме есть орудие угнетения масс, и выступали за него немедленное уничтожение путем народного бунта. Отвергая государственность как таковую, они высказывались против участия рабочих в парламентских выборах и в деятельности каких-либо представительных органов власти. Их социальным идеалом являлось общество, основанное на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей, орудиями труда, в которых процесс производства и распределения продуктов также носил бы коллективный характер, но с учетом вклада каждого из его участников. П.А. Кропоткин сформулировал, в частности, «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий естественное стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Поэтому переход к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производства и распределения продуктов, возможен лишь через революционное разрушение всего того, что разъединяет людей, – государственной власти и частной собственности.

Анархо-синдикализм – течение в рабочем движении, ставящее своей целью уничтожение капиталистического строя посредством революционной борьбы синдикатов (французское название профсоюзов). Исходя из того, что основной функцией буржуазного государства является защита интересов привилегированных слоев общества, А-с. рассматривает борьбу с ним как главную составную часть процесса разрушения капиталистического строя, движущей силой которой должна стать экономическая, а не политическая организация рабочего класса. Во-первых, потому, что подлинное объединение рабочих осуществимо только на основе их производительных интересов, во-вторых, политическое объединение как союз разнородных по социальному происхождению элементов, связанных лишь единством мнений, не может выражать интересы рабочего класса в целом и ведет к его подчинению идейному влиянию выходцев из непролетарской среды. А-с. отвергает парламентскую деятельность политических партий как средство революционного преобразования общества, поскольку она неизбежно ведет к компромиссам.

Столь же бесперспективным А-с. считает и вооруженное восстание, локальный характер и ограниченное число участников которого при наличии в руках государства армий заведомо обрекает его на поражение. Отрицая политические средства борьбы с буржуазным государством, А-с. ориентирует рабочих на так называемое «прямое действие», которое заключается в давлении, оказываемом профсоюзами на предпринимателей и органы государственной власти. «Прямое действие» может принимать различные формы: стачки, демонстрации, саботаж, бойкот. Реализация тактики «прямого действия» имеет своей целью как улучшение положения рабочего класса в рамках существующего строя, так и, что особенно важно, подготовку всеобщей экономической стачки, которая рассматривается в качестве средства осуществления революционного переворота. Победа всеобщей стачки, согласно теории А-с., будет означать переход капиталистической собственности в распоряжение профсоюзов, которые, став основными ячейками нового федеративного общества, возьмут на себя функции производства и распределения продуктов на социалистических принципах.

Аристократия (греч. aristokratia, от aristos – лучший и kratos власть) – знать, элита. В античной политико-правовой теории под А. понималась лучшая, мудрейшая часть общества, руководствующаяся идеальными мотивами (заботой о благе целого). Ее правление считалось лучшим, наиболее бескорыстным и компетентным, в противовес олигархии.

Архия (от греч. archi – власть, правление) – политически организованное, управляемое властью общество, формирующее государство. А. отличается этим от анархии – безвластного, догосударственного или послегосударственного состояния общества. Отсюда наименования государственных форм правления: монархия (правление одного) и олигархия (правление группы). Синонимом понятия А. служит другое греческое имя власти – «кратия» (власть). В греческом языке оно дало ряд сложных слов, широко применяемых и сейчас: аристократия (правление лучших), тимократия (правление воинственных), демократия (правление народа), охлократия (правление толпы).

Б

Большевизм – историческая форма марксизма, характеризующаяся акцентированием идей о классовой природе государства, диктатуре пролетариата и роли коммунистической партии в становление социалистического общества и государства.

Буддизм – одна из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления». Характерной особенностью является веротерпимость как к другим религиям, так и многообразию течений в себе самом.

В

Варна - особая сословная группа. Брахманы - варна, в которую входили священнослужители, жрецы. Кшатрии - варна, в которую входили воины, правители. Вайшья - варна, в которую входили земледельцы, ремесленники. Шудра - варна, в которую входили слуги.

Веды - литературные памятники религиозного содержания, священные книги индусов. Дхармасутра и Дхармашастра - религиозно-ритуальные и правовые брахманские компиляции.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха, положившая начало Нового времени в европейской истории. Характеризуется становлением гуманистической антиклерикальной культуры, «обмирщением» общественного сознания.

Г

Геронтократия (от греч. geron – старик, kratos – власть) – принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Классический пример Г. – Спарта, где главным властным органом являлась герусия (совет геронтов – старейших).

Государство – центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. В политико-правовой науке вплоть до конца XIX в. эти понятия не различались. Сложились три различных подхода к исследованию Г.:

1) политико-философский и политико-научный, идущий от античной традиции, сохранившийся и развивающийся по сей день, при котором Г. рассматривается как средство решения общих дел (республика), а также как средство, обеспечивающее политическую жизнь народа и человека (Аристотель);

2) классовый как порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы; согласно марксизму государство есть машина для угнетения одного класса другим;

3) правовой – Г. как источник права и закона, организующий жизнь общества. История государства позволяет проследить чередование и изменение исторических типов государственного устройства совместной жизни людей. Г. возникает из предгосударственных форм власти вождя племени, шамана, жреца. Эволюция Г. прошла несколько основных этапов.

1. На ранней стадии становления Г. сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т. е. на свободных граждан – членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представи-

тели мира искусства – скульпторы, поэты, художники и т. п.) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчиненные низы (в Риме это деление на патрициев и плебеев и др.) и рабов, а также различные категории полусвободных (отпущенников и пр.). Это еще не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав. Две функции Г. четко раз-

личаются: устройство «общих дел» в сообществе свободных (что не исключало и в нем регулирования социальных и классовых отношений) и господство – подавление по отношению к порабощенным в буквальном смысле слова. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития Г. 2. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) – собственность монарха

(«государевы люди»). Разрушенные (в Европе), но еще сохраняющиеся по типу отношений кровно-родственные связи порождают власть сеньориального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. Начиная с XIII в. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формируются предпосылки и основы государства Нового времени. Ведущим процессом развития Г. уже в этот период стала концентрация власти на расширяющейся социальной и экономической базе. Этот процесс, в свою очередь, опирался на овладение властью Г. принадлежащей ему территории (устранение полицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединение земель) вместе с централизацией и концентрацией власти и ее прогрессирующей деперсонализацией, т. е. замену отношений личной вассальной преданности монарху и в целом отношений вассалитета организованным государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные отношения и функции. К XVI в. относится появление самого понятия «Г.» (Н. Макиавелли), роль которого до того выполняли понятия владения, земли, княжества, королевства, империи и т. п., а в научной литературе – понятие республики. Латинское слово status (состояние) стало исходным для западноевропейских state (англ.), staat (нем.), etat (фр.), stato (ит.), еstado (исп.) и т. д., сохранивших одновременно и значение «состояния».

3. ХVII–ХIХ вв. стали периодом подготовки и формирования гражданского общества с устоявшимися социальными и классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих исторических изменений этого процесса (формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн и т. д.) одно из основных – образование общества суверенного народа, которое высвобождалось из-под гнета Г. и становилось равным ему партнером, вступало в договорные (конституционные) отношения с политической властью. Другое очень важное изменение – распад империй и утверждение национальных государств, наиболее пригодных для развития этносов, консолидирующихся в нацию.

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Исторически идея Г.о. восходит к Древней Греции и античному Риму, к политико-юридической мысли того времени, в частности, к творчеству Цицерона, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. От лат. civis – гражданин – было образовано понятие civitas – общество. Оба понятия были связаны одновременно с представлением о городе и государстве, о том, что лежит по ту сторону (сiter), т. е. в городе, в отличие от деревни, и о культурном различии между ними, отраженном в родстве понятий сivis (гражданин), civilis (гражданский и культурный («цивильный»)), откуда идет понятие civilitas (обходительность), давшее начало понятию цивилизации. В русском языке история слова и идеи также весьма схожи: город (град) – гражданин – горожанин, что тоже отличает его от жителя деревни («деревенщины») со всеми их культурными особенностями.

Представление об особых правах и обязанностях гражданина в Древнем Риме было весьма развито: это был лично свободный человек (т. е. не раб), подданный Римской империи (т. е. не иноземец), житель Италийского полуострова (а не провинции, точнее колоний) и т. д. Римлянин имел гражданские обязанности: служил в армии, участвовал в народных собраниях, в политике и т. п. – и права, даже привилегии: его нельзя было предать позорной казни распятием на кресте.

Однако лишь в середине XVII в. Т. Гоббс в двух трудах – «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651) – изложил принципиально новую концепцию Г.о., возникающего при переходе от природного (естественного) состояния первозданных, необузданных страстей, всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом изменяется сам человек, превращающийся в гражданина не по

признаку подданства («римские граждане»), а потому, что он – развитая, целостная и активная личность. Вместе с ним преображается и общество со всеми присущими ему отношениями. Г.о. – это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества. Впоследствии концепция Г.о. со всеми ее проблемами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.) разрабатывалась плеядой виднейших мыслителей – Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом и др. Возникшая первоначально как философская концепция идея Г.о. постепенно стала одной из центральных проблем политической мысли и освободительных движений Запада. Создание Г.о. – один из примеров целенаправленных общественных преобразований, достигнутых в длительной борьбе прогрессивных сил общества, ознаменовавшейся рядом социальных революций. Для развитых стран XIX–XX вв. становление Г.о. стало в конце концов признанной общественной целью.

Д

Даосизм - одно из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли. Основатель Лао-цзы.

Декадентство (декаданс) – от франц. decadence, позднелат. decadentia – упадок. Это общее направление кризисных явлений культуры конца ХIХ – начала ХХ вв. Отличается настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса отвергается как сугубо утилитарная. Мотивы неприятия действительности, всеотрицания, тоски по духовным идеалам отразились, в частности, в философии Ф. Ницше.

Демагог – (греч. demagogue) – первоначально так в Древней Греции называли руководителей политических группировок, ведущих за собой народ (демос). Внешний признак демагогии – ложный пафос, цветистое красноречие, обращение к примитивным инстинктам слушателей, спекуляция реальными проблемами в скрытых, нередко личных целях.

Демократия – (от греч. demos – народ и cratos – власть, народовластие) – одна из основных форм правления. Д. известна в истории раньше, чем другие (монархические) формы политической организации общества: прямая первобытная, общинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов политического развития человечества (у древних германцев, славян, в частности). Государственные формы Д. были хорошо известны античному миру. В Греции они длительное время чередовались с различными формами монократии (тирания, деспотия), в Древнем Риме республиканская Д. в течение нескольких столетий предшествовала правлению монархического имперского типа. В европейском Средневековье неоднократно и на длительное время возникали демократические города-государства (феодального и феодально-теократического типа, например, в Голландии, Венеции, Лукке, Женеве, Генце и Новгороде). В феодальном Средневековье, особенно западном, в рамках монархического правления сохранялись от римских муниципальных органов власти и формировались заново условно демократические институты местного самоуправления – провинциальные парламенты с сословным и далеко не полным (городским) правительством, частично выборным, частично основанным на привилегиях («по праву»). В Новгороде вечевые собрания избирали религиозного владыку (республика была теократической) – архиепископа (с 1156 г.), посадника и тысяцкого – светскую власть и князя – военачальника, которого вече могло смещать, как и других должностных лиц. Социальная и политическая свобода представительной власти и суверенность народа – атрибуты Д. – хранились до самого разгрома Новгорода Грозным. Не исчезали и прямые, плебисцитарные (хотя и далеко не всеобщие) демократические формы правления – кантональные народные собрания (мужчин) в Швейцарии (сохранившиеся в одном из кантонов и по сей день); дворянские собрания, соборы (земские и поместные) в России; наконец, церковные сборы, коллективные органы власти в наиболее замкнутых, но также претендовавших на представительное выражение интересов народа в структурах церкви. Таким образом, Д. – исторический процесс, подобный процессу реализации других универсальных ценностей – свободы, справедливости и др., он бесконечен, но реален и проходит через ряд вполне определенных этапов, зафиксированных теорией.

Держава (от славян. «държа» – владычество, могущество) – возвышенное обозначение страны и государства, синонимичное им, но со значением господства, мощи, поэтому понятие Д. применяется далеко не ко всем странам, а лишь к наиболее значительным. Понятие Д. связано с идеологией державности – сознанием политического веса страны, ее масштабов, экономического или военного могущества.

Деспотизм (от греч. деспот – господин, владыка) – абсолютная и беззаконная власть, произвол, самоуправство, самодурство. В политико - правовой мысли Европы с XVII в. этот термин заменяет тиранию.

Дхарма (для брахманизма) - свод обязанностей, которые должны были исполнять каждая из варн. Дхарма (для буддизма) - управляющая миром природная закономерность, естественный закон.

Е

Ереси – от греч. Hairesis – особое вероучение, религиозные течения в христианстве, оппозиционные, либо прямо враждебные официальному вероучению.

Естественное право – в теории государства и права – совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

З

Замкнутое торговое государство – термин И.Г. Фихте, означавший коллективистское, самообеспечиваемое государство (вариант автократии).

Западничество – в широком смысле слова это постоянное направление русской общественной мысли, в том числе ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппозиции к идеи самобытности и уникальности исторических судеб России, также к тому, что в середине XIX в. Называлось славянофильством и выражалось формулой «самодержавие, православие, народность», а позднее – почвенничеством. В узком смысле западники – направление русской общественной мысли 40–50-х гг. XIX в., обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма как необходимые для развития России, и присущее В.Т. Белинскому, А.И. Герцену, Т.Н. Грановскому, К.Д. Кавелину, Б.Н. Чичерену. Традиция З. в истории идей проявляется уже в ХII–XIII вв. через противостояние устоявшейся и колонизируемой частей Киевской Руси. В целом его общее положение, или парадигма, в ответе на вопрос, похожа ли история России на историю Западной Европы, таково: чем более своеобразным становился ход нашего общественного развития в сравнении с западноевропейским, тем менее своеобразен был он по отношению к ходу развития восточных стран, и наоборот. В этой посылке содержатся указания на ход многих дискуссий о «судьбах России» в прошлом, настоящем и даже будущем. К началу 40-х гг. XIX в. определилось противостояние западников и славянофилов. Социальный идеал первых, оформившийся как течение к 1839 г., – конституционная монархия или буржуазный парламент по европейским образцам. Славянофилы, оформившиеся двумя годами позже как оппозиция западникам, ратовали за самобытность исторического пути России.

Центральная фигура дискуссий между западниками и славянофилами – Петр Великий. Целостности идеологии в рамках З. первой половины XIX в. не было, так как объединяющим началом западников служило скорее отрицание славянофильства, чем поиск конструктивного социального идеала. В числе тех и других были люди с преобладанием консервативных, либеральных и умеренных умонастроений, основным полем для дискуссий служила литературная критика; местные социальные реалии и западниками, и славянофилами учитывались слабо. Те и другие сошли с авансцены идейной жизни 1860-х гг. с принятием реформы об освобождении крестьян, уступая место революционным демократам и почвенникам. Русские западники тем не менее причастны к разработке идей правового государства (даже в форме конституционной монархии), основных гражданских свобод. Последующие формы З. отличались большим разнообразием: здесь и революционные демократы, и либералы, и большинство приверженцев марксизма, и приверженцы позитивизма (с его культом науки, в том числе социальной), противостоящие многим течениям народничества, анархизму и «народному социализму».

Е

Ереси – от греч. Hairesis – особое вероучение, религиозные течения в христианстве, оппозиционные, либо прямо враждебные официальному вероучению.

Естественное право – в теории государства и права – совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

И

Идея права – право как свобода (Г.В.Ф. Гегель).

Императив (от лат. imperatives – повелительный) – идущий от И. Канта термин, указывающий на общий закон, высшее требование, важнейший принцип, который определяет, что должно делать и как исполнять обязательное. Категорический И. формулируется Кантом так: «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом... чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, так же как к цели и

никогда не относился бы к нему только как к средству». В политико-правовой сфере он трактовался как неукоснительное правило взаимоотношений между индивидами, социальными группами и государством.

Империя (от лат. imperium – имеющий власть, могущественный, сильный) – 1) в Древнем Риме – высшая государственная власть народа, проявлявшаяся при выборах, в принятии законов, в объявлении войны и при заключении мира, а также в верховном суде; 2) высшее полномочие древнеримских магистров-царей, а при Римской республике – консулов, преторов, диктаторов, протопреторов, городского и преторианского префектов и цензоров. Высшая государственная власть давалась им либо народом Рима посредством

выборов, либо особым законом. В свою очередь это полномочие подразделялось на применявшееся в военной сфере (давалось консулам) и в гражданской (предоставлялось преторам). Диктатор получал в Римской республике высшую степень И.; с утратой республиканского характера полномочий И. ее высшая степень давалась пожизненно императорам Рима сразу после овладения ими властью; их И. распространялись на всю территорию, контролируемую Римом; 3) территория, на которую распространялась власть императора; 4) государство, возглавляемое лицом, принявшим или получившим по династической линии титул императора; 5) политическая система, объединяющая под началом жесткой централизованной власти неоднородные этнонациональные и административно-территориальные образования на основе отношений метрополия – колонии.

Индустриализм (от лат. industia – старательность) – учение, которое преобразует буржуазный строй в единую, централизованно управляемую промышленную ассоциацию, обеспечивающую всеобщее благосостояние.

Институты – обозначение двух классов политических и социальных явлений: 1) политических учреждений с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом (И. власти – правительство, законодательное собрание, государственный или городской совет, префектура и т. д.); 2) формы и сущности политических функций, отношений, типов управления: И. президентства (президентской власти), представительства (т. е. процедуры избрания доверенных лиц, членов представительных органов власти – парламента и пр., представляющих в них интересы и волю избирателей), партии или партий, ассоциаций и т. п. Степень и характер институционализации общества, т. е. числа возникающих в нем И. и легкости их образования, свидетельствуют об уровне развития и типе общества, его политической системе и ассоциативной жизни,

свободе образования политических и иных группировок. В этом отношении современное демократическое государство существенно отличается от архаических и авторитарных, особенно тоталитарных государств, политическая и общественная структура которых сводится к минимуму формализованных и официальных И.

Институционализм – превращение какого-либо политического явления или движения в организованное учреждение, формализованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти различных уровней и т. п. Начальные формы И. возникают на уровне общественного самоуправления и самоорганизующих (стихийных) процессов: массовых или групповых движений, волнений и т. п., когда в них возникают упорядоченные, направленные действия, лидеры, способные их возглавить, организовать, а затем и постоянные руководящие группы, а само явление поддается управлению. Более развитые формы И. представлены сложившейся политической системой общества со сформированными политическими институтами и институциональной системой власти, учреждений, политических ассоциаций и т. п.

Исламское (мусульманское) право – одна из основных мировых систем права (наряду с континентальным и англосаксонским), сложившаяся в Арабском халифате в VII-Х вв. Основным содержанием являются правила поведения верующих и санкции за их нарушения (шариат), вытекающие из ислама.

Имамат - в шеитской государственно-правовой концепции – важнейший институт осуществления государственных и духовных полномочий, означающий сосредоточение всей власти в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

Иудаизм – религия, возникшая в 1-м тысячелетии до н.э. в Палестине, распространена среди евреев. Одной из иудейских сект было первоначально и христианство, которое позже отделилось и противопоставило себя иудаизму, однако иудаистические священные книги целиком вошли в христианскую Библию (Ветхий завет, т.е. «древний договор» - в отличие от Нового завета - Евангелий).

К

Консерватизм – (от лат. сonservator – охранитель) – направление в политико-правовой мысли России, возникшее как идейная реакция на Великую французскую революцию. Его виднейшими представителями были Э. Берк и Ж. де Местр, критиковавшие рационализм и религиозный нигилизм Просвещения, теории естественного права и общественного договора. Э. Берк выступал за постепенную эволюцию государственных институтов; идеалом Ж. де Местра была государственность Средневековья.

Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае, со временем превратившееся в государственную идеологию, основателем которого был Конфуций (552–479 гг. до н. э.). К. уподобляло государство большой семье, а императора и подданных – отцу и его детям. Оно отрицательно относилось к правлению через законы, противопоставляя им высокие нравственные принципы, обязательные и для правителя, и для подданных.

Каста - обособленная группа лиц с наследственным характером их деятельности, складывающаяся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам.

Кальвинизм - одно из направлений протестантизма, сформировавшийся в Швейцарии под руководством Жана Кальвина (ХVI в.), отличающийся жесткой религиозной нетерпимостью, идеей сращивания общинно-религиозного управления и государства, носившее пробуржуазный характер.

Клерикальное государство – форма организации государственной власти при которой церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику и все сферы общественной жизни. Исторически клерикальными были средневековые государства Европы и являются современные исламские государства.

Л

Легизм (от лат. lех – закон) – течение в Древнем Китае, выступавшее за единоличное правление, основанное на жестких законах, превентивных наказаниях и коллективной ответственности. Виднейшим представителем Л. Был Шан Ян (390–338 гг. до н. э.), убежденный противник конфуцианства.

Либерализм – в широком значении это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивидов в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значении Л. Стал доминирующим типом политической культуры Запада. Как определенное понятие Л. вошел в политический словарь Европы в 30–40-е гг. XIX в. Но его

идейно-теоретические корни и первые опыты практического воплощения (в Англии и США) уходят в конец XVII–XVIII вв. Творцами «классического» Л., первого этапа его исторического развития, являются Локк, Монтескье, Джефферсон и др. Идейно-нравственное ядро «классического» Л. образовали следующие положения: 1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей; 2) автономия индивидуальной воли; 3) сущностная рациональность и добродетель человека; 4) существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность; 5) создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека; 6) договорный характер отношений между государством и индивидом.

Легитимность – от лат. Legitimus – законный, правомерный – юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка. В социологическом смысле термин введен М. Вебером для отличия «эмпирической» легитимности социального порядка, связанной с его фактической значимостью для людей, от нормативной легитимности, связанной с формальным соответствием социального порядка законам страны (легальностью).

Лютеранство – одно из политических течений реформации и сложившаяся в ХV-ХVI вв. ветвь протестантизма. Основателем является М. Лютер. Исходными пунктами учения являются: догмат об оправдании веры и требование переустройства христианской церкви на демократических началах.

М

Макиавеллизм (от имени Н. Макиавелли) – символ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленной цели.

Меритократия (от лат. meritus – достойный и греч. kratos – власть) – форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди.

Мессианизм (от древнееврейского «машнах» – помазанник) – 1) религиозное учение о спасителе мира; 2) воззрения на особую роль какого-либо народа, государства, общественной группы, организации, личности в изменении к лучшему хода мирового развития, общественного порядка, конкретно-исторической кризисной ситуации. М. сложился в иудаизме как предсказание предстоящего пришествия на землю посланца Бога – мессии, который установит справедливый порядок, угодный Богу; как выражение надежды на помощь сверхъестественных сил в общественных делах. Первоначально мессией назывался царь, получавший помазание в церемонии интронизации. После разрушения древнееврейского государства постепенно формируются представления о его грядущем восстановлении с помощью Божьего посланца – мессии. Последний, восстанавливая договор Бога Яхве с еврейским народом, находящимся под его покровительством, обеспечит на земле победу евреев и их избавление от иноземного гнета. В книгах библейских пророков такая победа обусловлена вмешательством сверхъестественных сил в судьбу еврейского народа.

Многочисленные поражения попыток восстановления еврейского государства в ходе истории способствовали усилению мистических моментов в образе мессии и его взаимоотношениях с народом. В христианстве, освоившем и переработавшем идеи иудейского М.,

складывается учение о двух пришествиях Иисуса Христа на землю. В первом он возвещает людям новое евангельское учение, дает надежду на спасение, искупая своей смертью на кресте первородный грех Адама и Евы. В ходе второго, предстоящего пришествия он избавляет человечество от бедствий, устанавливая справедливое Царство Божие на земле после Страшного суда. В отличие от иудейского, христианский М. оставил идею национальной исключительности, спасение лишь одного богоизбранного народа.

Метрополия (греч. metropolis, от meter – мать и роlis – город) – государство, владеющее колониями. В античном мире М. назывался полис, граждане которого основали новые поселения, также становившиеся со временем полисами.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного лица – монарха. В древнегреческой политико-правовой мысли М. являлась одной из простых правильных форм правления. От своей противоположности – тирании – ее отличала мотивация правителя: забота об общем благе, а не своекорыстные цели.

Мораль и политика – взаимодействие между моралью и политикой в истории политических и правовых учений знает три варианта: 1) полное подчинение моралью политики (Сократ, Платон и др.); 2) полный разрыв между политикой и моралью (Макиавелли); 3) стремление сохранить аутентичность политики и морали (либерализм). В христианской теологии справедливость рассматривается как основа и критерий моральности политики. С первой тесно связана и такая категория, как «равенство». Например, Аристотель различал распределительную и уравнительную справедливость: первая основана на геометрическом равенстве, вторая – на арифметическом.

Н

Нация (от лат. natio – племя, народ) – тип этноса, исторически возникшая общность людей с определенным самосознанием. Ж.-Ж. Руссо и его последователи понимали под Н. сообщество граждан, являвшихся единственным источником и носителем суверенитета.

Нестяжательство – одно из направлений в обновленчестве русской православной церкви ХVI в., связанное с требованием удешевления церкви и упрощения церковных ритуалов.

Нормативизм – одно из важнейших направлений в правовой науке ХХ в., рассматривающее право исключительно как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания, «право в чистом виде» (поэтому нормативизм иногда называют «чистой теорией права»). Главным теоретиком нормативизма был австрийский правовед Ханс Кельзен.

О

Общение – в истории политико-правовых отношений О. эволюционировало от примитивных форм (сведение счетов, стычек на собраниях и т. п.) к более цивилизованным. Социум упорядочением О. занимался постоянно, о чем свидетельствуют, например, античные законы о запрещении являться в народное собрание с оружием.

Олигархия (от греч. – oligarchia, от oligos – немногий и arche –власть) – власть немногих в государстве. В древнегреческой мысли олигархия являлась одной из неправильных форм правления, антагонистом аристократии. Олигархи руководствовались стремлением к обогащению, а не заботой о благе сограждан.

Охлократия (от греч. оchlos – толпа, cratos – власть) – власть толпы, в древнегреческой мысли О. являлась одной из неправильных форм правления, противоположностью демократии. Охлос, в отличие от демоса (народа), руководствуется низменными побуждениями; в итоге государство разрушается и наступает анархия.

Общественно-экономическая формация – понятие, отражающее стадиальность развития общества, заложенное в марксизме (выделяются следующие формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая).

П

Патернализм (от лат. раtеr – отец) – доктрина о государстве как заботливом отце по отношению к социально ущемленным группам населения.

Плутократия (от греч. plutos – богатство и kratos – власть) – форма правления, при которой наиболее богатые обладают всей полнотой государственной власти (современный политико-правовой неологизм).

Полис – античный город-государство и одновременно гражданская община, чаще всего с правлением аристократии или демократии. В древнегреческой мысли государство и общество отождествлялись.

Политика (от греч. polis – город-государство, прилагательное от него – роliticos: все, что связано с городом, – государство, гражданин и пр.) – в современном понимании: основная организационная и регулятивно-контрольная сфера общества. Термин П. получил распространение под влиянием трактата Аристотеля «Политика», посвященного государству и праву. Он называл человека политическим животным, поскольку его главное качество – стремиться к общению с другими людьми ради общего блага, а политику именовал наукой о добром и справедливом.

Полития – смешанная форма правления, предложенная Аристотелем (см. «Афинская полития»), которая обладала устойчивостью благодаря сочетанию лучших черт аристократии и демократии (правление лучших в сочетании с участием в политической жизни всех граждан, законодательным преодолением крайности богатства и нищеты).

Поселок общности – в социалистической доктрине Р. Оуэна так названа единица нового социального строя, основанная на коллективном труде и общественной собственности, члены которой не нуждаются в поощрениях и наказаниях.

Права человека – неотъемлемые свободы и права личности. В Новое время утвердилось понимание П.ч. не только как естественных, полученных от рождения, но и неотъемлемых, на которые не может посягнуть ни одно государство. В американской Декларации Независимости (1776) дана классическая формулировка П.ч.: «...все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

Правительство – орган исполнительной власти государства.

Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. П. характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитетом и силой государства. П. закрепляется в официальных документах государства; устанавливая всеобщую форму отношений, оно определяет меру свободы людей, их объединений, государственных органов во взаимоотношениях между ними и гарантии этой свободы. П. направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества. Происхождение и сущность П. – одна из двух главных проблем (наряду с причиной появления государства и его предназначением), рассматриваемых историей политических и правовых учений.

Право абстрактное – право абстрактно свободной личности, первая ступень движения права от абстрактного к конкретному (Г.В.Ф. Гегель).

Право особое – право как определенная ступень и форма свободы (Г.В.Ф. Гегель).

Плюрализм политический – политическое многообразие, т.е. сосуществование и взаимодействие в обществе различных политических партий и иных общественных организаций (профсоюзных, церковных, коммерческих и др.), которым закон обеспечивает свободу выражения их интересов.

Позитивизм – ведущее направлениев социологии ХIХ в. Основные концепции были сформулированы в трудах О. Конта, Милля, Спенсера. Главное в позитивизме – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» социальной теории, использующей методы наблюдения, сравнительный, исторический, математический.

Просветительство – одно из основных направлений в политической идеологииФранции ХVIII в., выражавшее интересы различных слоев третьего сословия. Просветителями были Вольтер, Монтескье, французские материалисты.

Протестантизм - одно из направлений в христианстве формировавшееся в ХV-ХVI вв., рассматривающееся в начале римской католической церковью как ересь. Основными политическими доктринами протестантов является: необходимость вмешательства религиозных общин в государственное и муниципальное управление, религиозное самоуправление. Протестантизм явился идеологической основой европейских буржуазных революций.

Р

Равенство – социальный идеал, проявляющийся на протяжении всей истории человечества и по-разному осмысливаемый в сменяющихся исторических эпохах; принцип, в соответствии с которым людям обеспечиваются социальные условия и возможности соблюдения их прав и свобод; ключевая ценность демократического общества, одна из высших политических ценностей, воплощение принципа справедливости. В доисторическую эпоху принцип Р. определялся скудностью естественных ресурсов и производимых продуктов, что вело к жесткой спецификации в племенных и родовых объединениях, «выбраковке» слабых. В рабовладельческом обществе его действие распространялось лишь на свободных граждан, но не рабов, хотя в эпоху поздней античности стоики выдвигали положения о равенстве людей перед Высшей силой и обосновывали необходимость социального Р. Христианство также провозгласило Р. всех людей перед Богом, но церковь при этом санкционировала сословные и классовые перегородки и привилегии. Социалистические трактовки Р. (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.) связывали его с

необходимостью устранения частной собственности.

Релятивизм – (релятивный – относительный) – признание относительного, условного и субъективного характера познания, человеческих суждений и оценок, отрицание абсолютности этических норм и правил.

Республика (от лат. res publica – общее дело) – форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо их большинству. От имени граждан управление осуществляется представительными органами, избираемыми либо прямым путем, либо на основе особых процедур косвенного народного волеизъявления. Управление, осуществляемое на основе представительства народа, считается республиканским независимо от того, пользуются граждане действительными или

только формальными правами на власть. Степень участия граждан во властных структурах бывает различной в разных Р. и даже в одной и той же Р. На протяжении ее исторического существования. Республиканская форма может предоставлять минимум или максимум свобод гражданам; участие в выборах фактически может принимать как незначительная часть населения, так и его подавляющее большинство (аристократическая и демократическая республики). Термин Р. закрепился в политико-правовой мысли благодаря Цицерону. В Средневековье и даже в Новое время его применяли к так называемым политическим государствам, в том числе монархиям. Например, Ж. Боден, апологет абсолютизма, назвал свой трактат «Шесть книг о республике».

Республиканцы – одно из двух основных течений в политической жизни США после войны за независимость, которое выступало за конфедерацию штатов и демократическую республику. Его виднейшим представителем был Т. Джефферсон.

Роялизм (от фр. rоуаl – королевский) – политическое течение в Западной Европе эпохи буржуазных революций, основанное на приверженности монархии, т. е. монархизм.

Радикализм – понятие, отражающее концепции методов политической борьбы, выражающейся в крайних иногда непарламентских способах ведения политической дискуссии, признающее основным методом обновления политической жизни революционные, а не эволюционные изменения.

Реформация – сложное по социальному составу и содержаниюидеологическое движение ХVI в., принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви. Охватило большинство стран Западной и Центральной Европы. В узком смысле Реформация – религиозные преобразования в духе протестантизма.

С

Совет промышленников – орган реального управления при системе индустриализма.

Солидаризм – доктрина Л. Дюги (1859–1928), согласно которой различные классы – это составные части общества, нуждающиеся друг в друге. Классовую борьбу возможно преодолеть путем объединения предпринимателей и рабочих одной отрасли в синдикаты. Именно они будут руководить экономической и социальной жизнью; партии, парламентаризм и т. п. постпенно отомрут, а государство станет лишь системой публичных служб.

Страна (русское «сторона» – местоположение) – обозначение государственно-организованного сообщества. Понятие С. является синонимом понятия государства, но имеет более широкое культурно-историческое и социально-экономическое содержание.

Суверен – носитель суверенитета. Первоначально под сувереном понимался монарх (Боден), монарх или собрание лиц (Гоббс). От Дж. Локка идет традиция о народе-суверене.

Суверенитет (от лат. super – над) – независимое от каких-либо сил и обстоятельств верховенство. Классическое определение С. было дано Ж. Боденом как «высшей, абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными в политическом сообществе». Он сформулировал пять признаков С.: 1) верховная законодательная власть; 2) решение вопросов войны и мира; 3) назначение должностных лиц; 4) высшая судебная власть; 5) право помилования. Большой вклад в теорию С. внесли Макиавелли, Гоббс, Локк, Руссо и др.

Социализм – совокупность доктрин, политическое движение, а также определенная организация общества. В современном смысле термин «социализм» был впервые употреблен в Англии в 1827 г. для обозначения сторонников кооперативного движения Р. Оуэна. Далее термин получил широкое распространение по всей Европе и означал общественный строй, при котором средства производства должны находиться во владении общества и где труд каждого становится критерием распределения благ.

Т

Теократия (от греч. teos – Бог, kratos – власть) – форма правления, при которой глава государства одновременно является и главой церкви, а иногда и обожествляется. Древние государства Востока, как правило, были теократиями.

Террор – (от лат. terror – страх, ужас) – устрашение, запугивание. Истории известен государственный Т., характерный массовым уничтожением противников правящего режима (например, террор якобинцев 1793–1794 гг.).

Тирания – неправильная форма правления, противоположная монархии и отличающаяся от нее нравственной мотивацией правителя.

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Теория разделения властей – политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной). Идея о разделении властей высказывалась Аристотелем, Марсилией Падуанским. Была сформулирована в качестве самостоятельного учения Шарлем Монтескье в середине ХVIII в.

Тимократия - вырождение идеальной аристократии, которая приводит к появлению частной собственности и делению людей на свободных и рабов.

Томизм – система идеологического обоснования могущества церкви в жизни общества, освящения существующего порядка.

У

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – политико-правовая доктрина, созданная И. Бентамом. Ее суть заключается в утверждении пользы как главного средства решения общественных задач и прежде всего в обеспечении наибольшего счастья для наибольшего количества людей, т. е. максимизации всеобщей пользы через установление гармонии честных и общественных интересов. В частности, полезным является установление демократической республики.

Ф

Факция (от лат. factio – политическая группировка) – в античном мире так именовались группировки богатых или бедных граждан. Например, в Риме в I в. до н. э. существовали факции оптиматов и популяров.

Фаланга – то же, что фаланстер.

Фаланстер – первичная ячейка нового социального строя без частной собственности и эксплуатации, предложенная Ш. Фурье. Это добровольное объединение людей для совместной жизни (труда, общения и воспитания) на основе коллективной собственности. Его участники создают общеобязательные правила поведения и сознательно их соблюдают.

Федералисты – одно из двух основных течений в политической жизни США после войны за независимость, которое выступало за единое федеративное государство и олигархическую республику. Его виднейшим представителем был А. Гамильтон.

Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) – социально-политические движения, идеологии и государственные режимы правототалитарного типа. В точном смысле фашизм – феномен политической жизни Италии 20-40-х гг. ХХ в. С 30-х гг. название «фашизм» распространяется и на другие режимы: национал-социалистский режим в Германии, военно-фалангистский режим в Испании, военно-полицейский режим в Португалии, действительно имевшие определенные общие черты с режимом Муссолини. Фашизм противопоставляет так называемым институтам и ценностям демократии «новый порядок» и предельно жестки средства его утверждения. Фашизм опирается на народные массы, массовую тоталитарную политическую партию, профсоюзы и непререкаемый авторитет «вождя».

Х

Харизма (от греч. charisma – благодать) – мистическое свойство, ниспосланное свыше и выделяющее ее обладателя из массы верующих. В науке этот термин закрепился благодаря М. Веберу, который считал, что повиновение власти может быть основано на эмоциональной связи последователя с лидером, верящего в его особые качества (необыкновенная отвага, дар пророчества, магические способности и т. п.).

Ш

Шариат – свод мусульманских религиозных и правовых нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным «плодом божественных установлений». Является непосредственным действующим правом в ряде мусульманских стран.

Э

Эгалитаризм (от фр. egalite – равенство) – утопическая общественная теория, обосновывающая необходимость равенства имущества на основании индивидуального или коллективного хозяйства, опирающаяся на всеобщую уравнительность как принцип организации социальной жизни. Следы Э. можно обнаружить в общественных движениях Древней Греции и Рима, в высказываниях ветхозаветных пророков, а затем в евангельской проповеди. Практики Э. придерживались некоторые раннехристианские общины, а затем

средневековые сектанты. Левеллеры в XVI в. в Англии, последователи идей Руссо, а затем якобинцы в XVIII в. во Франции были сторонниками принципа уравнительности с сохранением частной собственности.

Элита (от лат. eligere и фр. elite – лучшее, отборное, избранное) – с XIX в. данный термин стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии и получил широкое распространение в политико-правовой науке XX в. Э. – центральное понятие элитарных теорий, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры является высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры (т. е. творческие функции),

и остальная масса населения (выполняющая нетворческие, репродуктивные функции). Предшественниками современных теорий Э. были Платон и Макиавелли. Как целостная система взглядов эти теории были сформулированы в начале XX в. Парето, Моской, Михельсом. Определение Э. в западной политико-правовой науке неоднозначно: в частности, ею именуются люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности (Парето); наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества, правящий класс (Моска).

Этатизм (от фр. etat – государство) – засилье государства в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной и другой деятельности.

Я

Якобинство – в широком политическом смысле радикальное революционное течение, использующее весь спектр средств (включая и массовый террор) для зав


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: