Ведение учёта в церкви

Влияние арабов на развитие счётного дела

В эпоху варварства арабы сохранили значительные очаги культуры, где шло развитие общих и специальных знаний, в частности счётного искусства.

После завоевания целого ряда народов арабы применили у себя своеобразное политическое устройство. Все владения арабов распались на ряд отдельных халифатов, из которых важнейшими были Багдадский, Кордовский (в Испании) и Египетский.

Арабы были отважными мореплавателями. Создав могущественный флот, они совершали морские торговые путешествия. Благодаря своим завоеваниям арабы почти монополизировали всю мировую торговлю. Влияние арабских купцов было настолько сильным, что и до настоящего времени в обиходе остались слова арабского происхождения (караван, сарай, магазин, амбар, тариф, тара, адмирал, алгебра и т.д.).

Счётное искусство у арабов получило практическое применение не только в торговой, но и других видах деятельности. Например, организация войска была такова, что при каждом корпусе был свой секретарь, который вёл счёт захваченного и распределял доли. Одна пятая добычи шла в пользу общины, остальная – раздавалось воинам.

При втором халифе, Омаре, был устроен верховный счётный двор, который получил название – Диван. «Диван вёл общую запись всех сумм, которые составлялись из ежегодных поступлений налогов и излишков добычи, и распределял их между правоверными». Для этого в Диване составляли списки всех мусульман по племенам и семьям. Доля каждого определялась в меру заслуг перед верою и участия в священной войне. На основании такого расчёта устанавливалось ежегодное жалованье отдельных мусульман.

В торговой практике арабы ввели в оборот векселя, что было вызвано опасностями торговых путешествий и, следовательно, опасностями перевозки денег. Конкретные памятники счётного искусства у арабов до нас не дошли. Однако влияние арабов на развитие счётного искусства велико уже одним тем, что они ввели арабское начертание цифр.

Церковь оказала двоякое влияние на распространение счётных знаний. С одной стороны, она осуждала торговую деятельность, что отрицательно влияло на развитие учёта. С другой стороны, церковь способствовала развитию учёта, так как явилась крупным собственником, а также финансирующим хозяйством.

Несмотря на учения церкви, торговля и выдача денег взаймы с получением процентов развивались, и скоро сама церковь, отступив от своих учений, приспособилась к окружающей её жизни. Церковь стала усиленно собирать имущественные ценности и заниматься торговыми операциями; монастыри накопили огромные земельные владения и завели большие хозяйства.

Церковь постепенно превратилась в крупное кредитное учреждение. В Х веке она выдавала ссуды крестьянам под залог принадлежавших им земель; в XI веке – давала взаймы значительные суммы императорам Генриху III и IV.

Банковская деятельность церкви увеличилась с возникновением монашествующих орденов тамплиеров, тевтонского, францисканского. Среди них выделяется орден тамплиеров, который с конца XII до начала XIV века представлял крупнейшее банковское учреждение Европы с двумя центральными конторами (в Париже и Лондоне) и отделениями в различных французских городах. Тамплиеры являлись банкирами крестовых походов, заведовали финансами французских баронов и королей. Банкирскими операциями в то время занимались преимущественно евреи, поэтому церковные учреждения прибегали к услугам евреев, работавших в качестве руководителей банкирскими операциями церкви.

Особенно большими богатствами располагали монастыри, принадлежавшие разного рода монашеским орденам. Орден тамплиеров (принадлежавший к числу «нищенствующих») был так богат, что имел возможность купить у английского короля завоёванный им остров Кипр; вообще же у тамплиеров насчитывалось около 10 000 имений [12].

Основным источником обогащения церкви были дарения. В раннее Средневековье пользовалось широким распространением учение, в силу которого в дарении в пользу церкви усматривалась любовь к богу, и что подаяния в пользу церкви равносильны молитве. Особенно развилось дарение в пользу церкви, преимущественно земель, в эпоху около 1000 года, когда ожидали конца света. Церковь также принимала участие в торговых операциях и, в частности, в ярмарочной торговле, совмещая её с церковными праздниками. Организация ярмарок способствовала встрече продавцов и покупателей.

Церковь, обладая значительными материальными ценностями, была вынуждена вести им учёт, поэтому в ней создавалась благоприятная почва для развития учёта и его практического применения. Церковь была хранительницей остатков счётного искусства, которые уцелели от эпохи классической древности и посредством церковных институтов были переданы последующим поколениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: