Тема 2. Возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства: Русь в IX—XIII вв.
Целесообразно дать задание на самостоятельное изучение вопросов следующего содержания:
Происхождение славян. Отделение славянской языковой группы, получившей название "праславян", от общего индоевропейского массива. Начало распада "праславянского" мира. Нашествие гуннов в Европу, в результате которого был нанесен серьезный урон развитию славянских племен. Начало массового переселения ряда славянских племен на Балканский полуостров. Активное и повсеместное распространение этнонима "славяне".
Проблема этногенеза восточных славян (славяне, финно-угорские, балтийские племена, норманны). Политический смысл норманнской теории. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Начало Русского государства. Призвание Рюрика. Правление Олега.
Что же касается таких вопросов, как:
|
|
1) Киевская Русь: тенденция становления политического и социального строя, формирование законодательства. "Русская Правда".
2) принятие христианства, его значение. Развитие земледелия и рост городов Руси. Складывание феодального земледелия. Эволюция восточнославянской государственности в XI—XIII вв. Распространение ислама.
3) внешнеполитическое положение Руси в IX—XIII вв. Взаимоотношения с Византией и Западной Европой. Русь и кочевые народы. Татаро-монгольское нашествие, его социально-экономические и политические последствия. Русь и Золотая Орда.
4) наступление крестоносцев на северо-востоке Европы, участие русских земель в его отражении. Победа князя Александра Невского. Ледовое побоище, победа русских над немецкими рыцарями. Образование Литовского государства. Русь и Литва. Социально-политические изменения в русских землях в XIII—XIV вв., то при их лекционном изложении целесообразно остановиться лишь на основных положениях проблематики. Такой же подход целесообразно осуществить и при проведении семинарских занятий.
Одна из самых насыщенных фактографическим материалом тема, представляющая для понимания и запоминания известную трудность. В этой связи на фоне исторического освещения процесса образования Русского централизованного государства в лекции и на семинарских занятиях рекомендуется кратко изложить следующие основные вопросы (с показом значимости основных исторических событий):
Северо-восточная Русь в XIV — первой половине XVII в. Возникновение новых политических центров (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Специфика формирования единого Русского государства. Борьба московских князей за доминирование в северо-восточной Руси. Возвышение Москвы, ее роль в объединении северо-восточных русских земель. Формирование сословной системы организации общества. Специфика формирования единого Российского государства: социально-экономические предпосылки.
|
|
Борьба с властью татаро-монголов. Куликовская битва. Свержение татаро-монгольского ига. Ликвидация остатков Золотой Орды. Завершение объединения северо-восточной Руси вокруг Москвы. Развитие форм феодальной земельной собственности. Утверждение поместной системы землевладения и процесс закрепления крестьян в конце XVI — начале XVII в. Оформление крепостного права.
Для самостоятельного изучения целесообразно выделить следующие вопросы:
1. Различия в общественно-политическом развитии стран Западной Европы и России. Эпоха Возрождения на Западе и особенности развития России при Иване IV.
2. Укрепление самодержавия в середине XVI в. Иван Грозный. Складывание сословно-представительной монархии и реформы 50-х гг. Опричнина, причины и последствия. Социально-экономический и политический кризис XVI — начала XVII в. Введение патриаршества на Руси. Борис Годунов и попытка выхода из кризиса на пути крепостничества.
3. Европа в начале нового времени. Формирование целостной европейской цивилизации. Соперничество между Москвой и Литвой за влияние в северо-восточной Руси. Русские земли в составе Речи Посполитой. Ливонская война. Покорение Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Покорение Сибири Ермаком. Добровольное вхождение Украины в состав Российского государства. Борьба России за выход на Балтику во второй половине XVI в. Русская колонизация, ее значение.
При этом на лекциях и семинарских занятиях на основе самостоятельного изучения вышеперечисленных вопросов целесообразно акцентировать внимание студентов на истории правления Ивана Грозного, Бориса Годунова и попытках выхода из кризиса крепостничества.