Тема 13. СССР в середине 60-х — 80-е гг. Нарастание кризисных явлений

Тема 11. Великая Отечественная война

Начало войны. Цели Германии в войне. Характер войны со стороны Германии и СССР. Освещение войны в западной и отечественной литературе. Поражения Красной Армии в начальный период войны и их причины. Оборона Бреста, Смоленска, Одессы, Киева, Севастополя, Ленинграда и Москвы. Контрнаступление советских войск под Москвой.

Перестройка страны на военный лад, создание Государственного Комитета Обороны. Производство вооружения как главная задача. Перераспределение трудовых ресурсов. Эвакуационные мероприятия.

Боевые действия советских войск в первый период войны (с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г.) как стратегическая оборона советских Вооруженных Сил; разгром фашистских войск под Москвой; срыв попытки гитлеровской коалиции сокрушить СССР в молниеносной войне.

Второй период войны (с 19 ноября 1942 г. по конец 1943 г.). Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Партизанское движение.

Третий период войны (с января 1944 г. по 9 мая 1945 г.). Разгром фашистского блока, изгнание вражеских войск за пределы СССР; освобождение от оккупации стран Европы; полный крах фашистской Германии и ее безоговорочная капитуляция.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.

Война с Японией. Разгром Квантунской армии. Безоговорочная капитуляция Японии (2 сентября 1945 г.). Завершение Второй мировой войны.

Решающая роль СССР в разгроме фашистской Германии и спасении мировой цивилизации от варварского уничтожения.

Тема 12. Советское государство в послевоенные годы (вторая половина 40-х — 60-е гг.)

СССР в политической системе послевоенного мира. Итоги Второй мировой войны. Образование военно-политических блоков. Страны народной демократии. Трудности и успехи в восстановлении народного хозяйства Советского государства.

Политические последствия научно-технической революции. Вступление мировой цивилизации в эпоху научно-технической революции. Неоколониализм. Влияние стран третьего мира на мировые процессы.

Политическая жизнь советского общества. Монопольное положение КПСС в политической системе Советского государства. Первые шаги по преодолению культа личности Сталина. Меры по демократизации советской политической системы. XX съезд КПСС — начало перестройки партии и советского общества, причины ее неудачи. Углубление деформации КПСС, недостатки в функционировании институтов социалистической демократии. Нарастание бюрократизации государственной и общественно-политической жизни страны.

Попытки осуществления политических и экономических, реформ в 50—60-х гг. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития. Аграрная политика. Развитие промышленности. Социальная политика. Культурная жизнь. Н. С. Хрущев и его место в политической истории страны.

Внешнеполитическая деятельность Советского государства. Достижения и просчеты во внешней политике. Противостояние двух военно-политических союзов: НАТО и стран Варшавского договора (ОВД). "Холодная война". Мирное сосуществование: успехи и противоречия. Социалистические страны: сотрудничество и проблемы.


Л. И. Брежнев и новый курс в политической и социально-экономической сферах жизни страны. Неудачи реформ второй половины 60-х годов и усиление командно-административной системы. Тенденция к свертыванию демократических преобразований. Нарастание противоречий и диспропорций в экономике. Противоборство демократических и бюрократических тенденций развития советского общества. Проблемы развития социальной политики. Остаточный принцип в социальной сфере. Духовный кризис общества. Правозащитное и диссидентское движение как выражение демократического сопротивления административно-командной системе. Негативные процессы в области внутрипартийной жизни КПСС (перерождение партийных кадров в центре и на местах).

Основные направления внешнеполитической деятельности страны. Разрядка 70-х гг. и начало Хельсинкского процесса. Противоборство двух политических систем (капиталистической и социалистической).

Обострение международной обстановки на рубеже 70— 80-х гг. Война в Афганистане и ее последствия. Советский Союз и страны социалистической системы: проблемы взаимоотношений.

Тема 14. Перестройка и ее последствия (1985—1993 гг.)

Объективная необходимость коренных перемен в социально-экономических и политических отношениях советского общества. М. С. Горбачев и перестройка. Противоречивый характер и неподготовленность перестройки. Отсутствие единства у руководства партии и страны в целях и задачах перестройки. Последствия перестройки. Начало демократизации общества: гласность, реформы политической системы, новая структура власти в центре и на местах. Грубые просчеты и ошибки в сфере социально-экономической политики и в области внешнеполитической деятельности. Субъективизация процесса приватизации, возникновение коррупции, резкий рост преступности.

Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Усиление политической борьбы в Советском Союзе. Национальный радикализм и межнациональные отношения. Беловежские соглашения и распад СССР, их оценка в современной литературе. Возникновение СНГ. Возрождение многопартийности. Трагические события 3—4 октября 1993 г. Их оценка, суждения противоречивого характера средств массовой информации. Октябрьские события 1993 г. как следствие борьбы за власть.

Противоречия и усиление политических разногласий. Обострение политических и национальных проблем на Кавказе, боевые действия в Чечне 1994—1996, 1999—2000 гг. и их последствия.

Парламентские выборы 1999 г. и президентские ^выборы 2000 г. В. В. Путин. Складывание новой политической ситуации в России.

Интеграционные процессы в СНГ и России. Российская Федерация на пути радикальной социально-экономической модернизации (реформирования). Культура современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Тема 15. Становление новой российской государственности (1993—2000 гг.)

Политическая смена государственного строя России. Переход к рыночной экономике: ошибки и просчеты, успехи, трудности, противоречия. Новая Конституция Российской Федерации и изменение политической системы страны. Переход государственного строя России в новое качество. Политическое развитие страны, Б. Н. Ельцин. Парламентские выборы 1995 г. и президентские выборы 1996 г.


7. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении учебного курса "История России"

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении учебного курса "История России" составлены с учетом требований государственного стандарта в области государственного образования, рекомендаций Всероссийского совещания заведующих и деканов социогуманитарных факультетов вузов России, проведенного в Москве в апреле 2000 г., и учитывают уровень достижений российской исторической науки на сегодняшний день. Они составлены также с учетом резкого сокращения количества учебных часов по лекциям и семинарским занятиям в учебном процессе аудиторных занятий.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении учебного курса "История России" весьма разнообразны. Их формы и методы многочисленны, но все они преследуют одну цель — помочь студенту при самостоятельном освоении учебной программы с использованием лекционных материалов и рекомендуемой учебно-методической литературы.

Одной из ведущих форм и методов самостоятельной работы студентов по изучению учебного курса "История России" являются рекомендации по изучению конкретных вопросов, положений, событий и фактов в соответствии с программой курса. В основном задания на самостоятельное изучение тех или иных конкретных тем даются лектором во время чтения лекций. На семинарских занятиях преподаватель, ведущий семинары, может дополнить (расширить, уточнить) задания на самостоятельное изучение учебного курса в соответствии с учебной программой курса "История России".

При задании уточняются вопросы самостоятельного изучения, указывается рекомендуемая литература. По отдельным темам учебного курса может быть рекомендована дополнительная литература (монографические исследования, статьи в журналах, документальные публикации в сборниках документов и материалов).

Ниже приводятся методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по всему курсу "История России". -

Тема 1. Введение в учебный курс "История России"

Для самостоятельного изучения рекомендуются следующие вопросы:

Отечественная история — неотъемлемая часть всемирной истории. Подходы к изучению истории: формационный подход и цивилизационный подход, обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Понятие о цивилизации. Н. Я. Данилевский, А. Д. Тойнби — авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" (цивилизаций).

Отечественные историки — ученые С. М. Соловьев, Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, М. Н. Покровский, Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин и др. Их вклад в развитие российской исторической науки.

При этом основные понятия по указанным вопросам преподавателем излагаются в лекционном материале. Несколько подробнее рекомендуется объяснить их также на семинарских занятиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: