Внешняя политика в 1920-е гг

Большевисткая власть не была признана легетимной и на западе, особенно в силу господствующих взглядов большевисткой элиты о пермоментной революции. Однако к 1922 г усилились позиции государственников, эту позицию занял и Ленин. Контакт с западным миром Советская элита попыталась найти на эконом уровне. Поэтому Советская Россия откликнулась на приглашение принять участие в Генуэзской международной конференции. Возглавил делегацию нарком ин дел Чичерин. В состав делегации входили Красин, Литвинов, Варовский. Конференция открылась 10 апреля 1922 г в Ренуге. В ней приняли участие 34 государства, кроме США. Главным вопросом конференции было эконом сотрудничество и в связи с ним актуализировался вопрос о судьбе национализ собствен иностранцев в России.

Советское правительство согласилось признать довоенные долги и компенсировать убытки за национализирован предприятия путем сдачи концессию или аренду ранее принадлежащ им предприятий, в ответ выдвигал требование дипломатического признания гос-ва., предоставлен кредитов и аннулирование долгов.

Страны Антанты потребовали:

1)Отмены Гос монополии во внешней торговли, кот была установлена Советским правительством.

2)Выплаты Советской России 18 млрд золотых рублей долга.

3)Удовлетворение прав ин собственников.

В ответ Советская делегация выдвинула контр-притензии потребовав 39 млрд рублей золотом за ущерб нанесенный интервенцией. Договориться не удавалось. Тогда советская страна в лице Чичерина и мин ин дел Германии Раттенао 16 апреля 1922 г залючили в Раппало договор в кот Советская Россия и Германия отказались от всех претензий друг к другу. Этот договор положил начало тесному эконом сотрудничеству между странами. В Германии было открыто торгов представительство России. И почти сразу же торгов представ стали открыв в большинстве стран Европы. Лучше всех складыв отношения с Германией. В 1926 г в Берлине был подписан Советско-Германский договор о ненападении, продлен в 1931 г. В рамках договора развернулось техническое сотрудничество. Были созданы тренировочно-испытательные базы германских летчиков в Липетске и танкистов в Казане. Германская сторона в свою очередь предоставила возможность обучения в своих военных, учебных заведениях. Такой курс прошли Тухачевский и др.

33.Культурная революция. Одной из важнейших составляющих политики советской власти была провозглашена культурная революция. В конечном счете, она преследовала две основные задачи: приобщение к культуре широких слоев населения; организация культуры таким образом, чтобы она показывала преимущества нового строя. Советская власть спешила доказать, что революция произошла в интересах народа. В 1918 г. было предпринято массовое издание классиков литературы под название?,: «Народная библиотека». Вместо роскошных дореволюционных изданий для узкого круга лиц, предлагались издания дешевые, но строго выверенные, без искажений цензуры и, кстати, отлично оформленные. К работе над иллюстрациями были привлечены лучшие русские художники Б. Кустодиев, А. Бенуа, В. Конашевич. В серии «Народная библиотека» вышли произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Некрасова, Тургенева. И это, заметьте, в то время, когда финансовое и экономическое положение государства было крайне затруднено. Школы, библиотеки, музеи, театры, институты, лаборатории, художественные галереи, клубы, все богатство культуры объявляется народным достоянием. Уже в 1917 г. были национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата, частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева. Активно создавались новые музеи: в некоторых усадьбах - музеи быта (имения Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых), игрушки, изящных искусств, мебели (Александровский дворец Нескучного сада), Морозовского фарфора, живописи, антирелигиозные экспозиции. Всего только с 1918 по 1923 гг. было открыто 250 новых музеев. Однако сменить хозяина в условиях революции было далеко не самым сложным делом. Массы никогда не считали дворянскую культуру своей. Горький в «Несвоевременных мыслях» приводит факты разграбления имущества в Зимнем, Гатчинском и других дворцах. Был разгромлен Малый театр в Москве, обворована уборная знаменитой актрисы М.Н. Ермоловой. В процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Пропадали бесценные библиотеки и архивы. В барских домах устраивались клубы, школы, но эти постройки быстро ветшали и разрушались. В тоже время, большевистское правительство никак нельзя обвинить в том, что они не пытались обуздать революционную стихию. Уже в ноябре 1917 г. при Наркомпросе была создана комиссия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Затем последовал целый ряд декретов об охране библиотек, памятников искусства и старины. Однако новые хозяева продолжили «народную традицию», только с более благородными целями. Произведения искусства бессовестно и неумно разбазаривались, раздаривались, ими оплачивали сделки с западными партнерами (особый размах эта деятельность приобрела в 20—30-е гг. На недоуменные возгласы тех же запедных специалистов отвечали примерно так: «Все равно скоро будет мировая революция и все к нам вернется». Идеологический критерий становится основным в оценке качества любого «продукта» творческой интеллигенции. Система образования, общественные науки, литература, искусство и театр превращались в инструменты воспитательного воздействия Советской власти на широкие народные массы. Установление идеологического единомыслия в обществе. Октябрь 1917г. положил начало радикальной перестройке российского общества. Большевики прекрасно понимали, что удержать власть без победы в головах невозможно. Установление советской власти положило начало богоборчества и гонений на православие. Компании по изъятию мощей и церковных ценностей перемежались с физической ликвидацией клира, агрессивной антирелигиозной пропагандой. Юридическим обоснованием репрессий стал декрет СНК о свободе совести в церковных и религиозных обществах от 23 января 1918г., по которому церковь лишалась права юридического лица со всеми вытекающими отсюда последствиями.

После гражданской войны стали разрабатываться планы кардинального наступления на церковь, повод к которому дал страшный голод, захвативший в свою орбиту до четверти хлебопроизводящих губерний. Церковь начала искать пути спасения голодающих с лета 1921г. Духовенство приступило к созданию епархиальных комитетов помощи голодающим. Верующие миряне, сами заоывшие, когда были сыты, делились, чем могли. Однако инициатива РПЦ сбора пожертвований для голодающих была отвергнута. Основание нашлось. Церковь, как институт, отделенный от государства, не мог заниматься благотворительностью. Ленин решил использовать голод в политических целях, давая установку: «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десяткой лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». 16 февраля 1922 г. Президиум ВЦИК принял Постановление «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». 23 февраля декрет был опубликован в «Известиях ВЦИК». В соответствии с документом изъятию подлежали церковные ценности из драгоценных металлов. Развернувшаяся по всей стране компания по изъятию церковных ценностей почти повсюду сопровождалась вспышками антиправительственных выступлений. Всего было зарегистрировано 1414 кровавых эксцессов. Причиной было не только изъятие святынь, но и кощунственное поведение членов комиссий, которые курили и сквернословили в храмах, издевались над священниками. В целом за период 1921-1922 г.г. большевики изъяли у Церкви священные предметы и драгоценности на сумму свыше 4,5 миллионов золотых рублей

На переднем крае антирелигиозной борьбы были партийные органы и общественные организации в лице РКСМ, Союза безбожников, бессменным руководителем которого стал Е.Ярославский. В 1929г. произошло не только переименование организации, но и изменение ее структуры. «Союз воинствующих безбожников» строился по военному признаку, разбиваясь на большое количество ячеек, отрядов и групп. Верховным органом организации являлся Центральный Совет СВБ, которому подчинялись областные советы. Изменение структуры и переименование Союза безбожников в Союз воинствующих безбожников соответствовали целям первой безбожной пятилетки - «полное обезбоживание страны» и «ликвидация всех остатков религиозного быта». В соответствии с поставленной партией целью формировались и главные задачи организации - подготовка митингов трудящихся, на которые выносились резолюции о закрытии и сносе церквей; сбор подписей под ходатайствами о закрытии и сносов храмов и колоколов; проведение антирелигиозных праздников и карнавалов с разведением костров из богослужебных книг, церковной утвари, икон. Первоначально основной упор делался на устную пропаганду. При СВБ было создано бюро лекторов, куда вошли естественники, археологи, обществоведы, этнографы. Антирелигиозный фронт усиливался многочисленными печатными изданиями. Так, за период с 1922 по 1932 г. было издано 1700 названий антирелигиозных произведений общим тиражом 40 миллионов экземпляров3. Утверждению идеологического единомыслия в обществе способствовали государственные праздники. В формировании советской праздничной культуры четко прослеживались следующие тенденции: - политизация государственных праздников, имевших четко выраженное мировоззренческое значение; - замещение народных и религиозных праздников советскими с иным идеологическим зарядом; - акцент на молодежь, которая являлась питательной почвой для формирования «нового типа людей - с новыми отношениями, новыми навыками, новыми устремлениями, новой психологией и новым идеологическим строем». - установление новых дат государственных праздников, отражавших вехи становления советской власти.

С 1923г. во всероссийском масштабе стали отмечаться Комсомольское Рождество и Комсомольская Пасха. Антирелигиозным содержание наполнялись и новые советские праздники. Вот как об этом вспоминал сын репрессированного священника В.И. Соколов: «1мая 1926года состоялась традиционная демонстрация...У часовни Нижнее-Никольской церкви была сделана длительная остановка, и на платформе было разыграно целое представление; изображались Чемберлен в цилиндре и с моноклем, капиталист и толстый поп с красным носом, держащий в руке большую бутылку с надписью «Пиво Пием новое»... Затем прогремела такая песня: «Мы на небо залезем, разорим всех богов!». Развевались кумачи на которых выделялась надпись: «Религия - опиум для народа» В революционных зрелищах действия строились по примитивной схеме лобового противостояния: здесь - наши, там - враги, иллюстрируя в лицах и событиях лозунги большевиков, чтобы масса знала за кем идти. На проведение советских государственных праздников большевики мобилизовали лучшие театральные силы и средства. Практически каждое массовое действие готовили ведущие режиссеры Петербурга и Москвы: С.Радлов, В.Соловьев, Н.Петров, Вс.Мейерхольд, К. Марджанов. В Татарстане это были актеры и режиссеры-лефовцы Татарского государственного театра Фуад Саллави, Асхат Мазит, Сулейман Валеев-Сульва. Типичными были предметы празднования: даты скорбных событий (убийство Урицкого, Володарского), даты революционных событий, дни профессий, месячники, недели. Важнейшими праздничными датами были годовщина Великой Октябрьской социалистической революции - 7 ноября, день международной солидарности трудящихся - I мая, международный женский день - 8 марта, установленный еще в 1910г. как день солидарности женского пролетариата за равные экономические и политические права женщин. Особое внимание в первые годы Советской власти уделялось молодежи. Начиная с 1923г. ежегодно проводились Международный день работницы, Дщь юбилея РКП(б), празднование годовщин Казанской организации РКСМ, День Парижской Коммуны, Кампания печати. Во всех учебных заведениях проходили торжественные собрания, на которых выступали ветераны революционного движения, партийные деятели, устраивались вечера воспоминаний, диспуты, дискуссии. Новая власть решительно поддерживала разрушение традиционной народной морали. Молодежные лидеры организовывали дискуссии об отмирании любви, как пережитке капитализма. Преследование церковных обрядов (венчание, крещение) шло на государственном уровне, взамен предлагались «новые» традиции - «октябрение» (крещение), когда ребенка с пеленок принимали в комсомол и давали революционное имя. Вообще в годы революции появилось немало мягко говоря странных имен, мода на которые очень быстро прошла. Популярными были имена типа - Революция, Диктатура, Гегемона, Ледат (Л.Д. Троцкий), Вилен (В.И. Ленин), Вектор (Великий коммунизм торжествует), Тролезин (Троцкий, Ленин, Зиновьев), Ясленик (Я с Лениным и Крупской). Знамя борьбы за новый быт подняла Александра Коллонтай, возглавлявшая Народный комиссариат государственного призрения. Под лозунгом «Дорогу крылатому Эросу», она требовала разрушения семьи как явления присущего буржуазному обществу. Индивидуализм, чувство частной собственности, по ее мнению, противоречили главному принципу марксистско-ленинской идеологии - товарищеской солидарности. Именно Коллонтай ввела в оборот понятие «половой коммунизм», который призывала претворять в жизнь революционную молодежь. Житейски привычными стали лозунги «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» или «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей». На место церковного брака с традиционно главенствующей ролью мужчины в семье, заступали свободные сексуальные отношения. В Москве, Петрограде, Казани шокировало оригинальностью общество «Долой стыд», члены которого разгуливали по улицам нагишом. А народный комиссар здравоохранения Семашко в газете «Известия» мягко увещевал членов общества, приводя в качестве аргументов против движения слишком низкую температуру, грозящую здоровью населения. Однако попытки внедрить новый быт не смогли изменить психическую структуру большинства людей, привязанность к семейному очагу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: