России второй половины ХIХ В.
Тема 43. Культура
ЛИТЕРАТУРА
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие факторы влияли на внешнюю политику России пореформенной эпохи? Каковы ее основные задачи и особенности?
2. Каким образом России удалось добиться отмены ограничительных статей Парижского мира? Какой ценой она сумела это сделать? Существовала ли альтернатива осуществляемому политическому курсу, связанному с созданием и усилением Германии?
1. Как русско-польские отношения влияли на международное положение России? Как они воздействовали на курс внешней политики России?
2. Каковы причины присоединения Средней Азии к России? Что способствовало, а что препятствовало осуществлению этого процесса? 5. 5. Определите, используя карту, основные этапы и последствия присоединения Средней Азии к России.
6. Каковы причины и ход русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?
1. Используя карту, сравните условия Сан- Стефанского мирного договора и Берлинского конгресса 1878 г. Почему Россия вынуждена была принять менее выгодные для нее решения Берлинского конгресса?
|
|
8. Каковы причины русско-французского союза? Что способствовало, а что мешало сближению России и Франции? Какую роль сыграл этот союз как во внешней политике России, так и в развитии международных отношений?
Балканский вопрос // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.
Берлинский конгресс 1878 г. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1.
Болховитинов Н.Н. Русско- американские отношения и продажа Аляски. 1834-1867. М., 1990.
Восточный вопрос // Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история. М., 1993.
Восточный вопрос во внешней политике России кон. XVIII -нач. XX вв. / Под ред. Н.С. Киняпиной. М., 1977.
Киняпина Н.С. Внешняя политика России второй половины XIX в. М., 1974.
Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993.
Нарочницкая Л.Н. Россия и национально-освободительное движение на Балканах. 1875-1878. М., 1979.
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
Российская дипломатия в портретах / Под ред. А.В. Игнатьева. М., 1992.
Халфин Н.А. Присоединение Средней Азии к России. М., 1965.
Хевролина В. Власть и общество. Борьба в России по вопросам внешней политики. 1878-1894 гг. М., 1999.
Пореформенный период - это время подъема общественного движения, расцвета реализма, бурного развития научно-технической мысли; время, когда начавшийся в предреформенный период расцвет русской культуры достиг своей вершины.
Социально-исторические условия. Развитие культуры в этот период в значительной степени определялось оживлением общественно-политической жизни России (см. тему 41 Общественное движение 60-90-х гг. XIX в.).Либеральные реформы середины XIX в. придали процессам новый стимул. В то же время сложная социально-политическая обстановка, подъем общественного движения, развернувшаяся идеологическая борьба, ужесточение режима и действия Александра III обусловили сложность, противоречивость и неравномерность всех социокультурных процессов этого периода.
|
|
1.2. Основные особенности. В пореформенный период получили свое дальнейшее развитие основные тенденции, школы и направления, сформировавшиеся в первой половине XIX в.
Главная особенность культуры пореформенной России - широкое развитие демократических начал: расширился круг лиц творческого труда, в который все активнее вовлекались представители непривилегированных сословий; на передний план выдвинулись социальные проблемы, тема народа; передовое русское искусство получило ярко выраженную критическую направленность, в основу всей художественной культуры России был положен реалистический метод.
Демократическим тенденциям противостояла тенденция усиления государственной регламентации всех областей культуры.
Еще теснее стала связь передового русского искусства с народным творчеством, дальнейшее развитие получил процесс формирования единой российской культуры, сочетавшей высокое профессиональное мастерство с простотой и доступностью произведений.
Истинно народному искусству, опирающемуся на традиции фольклора противостояло далекое от жизни салонно-академическое искусство.
Б ольшое влияние не только на российскую общественную мысль, но и наискусство, особенно литературу оказывали идеи христианства. Зарождавшаяся оригинальная русская философия приобрела религиозную окраску.
Широкое распространение получила благотворительность и меценатство. Представители практически всех крупнейших российские купеческих династий Морозовых, Хлудовых, Рябушинских, Бугровых, Шелапутиных, Алексеевых и многих других - передавали значительные средства на создание приютов, богаделен, школ, университетов. Фамилии предпринимателей С.И. Мамонтова, С.И. И П.И. Щукиных, Третьяковых, Бахрушиных, фон Мекк были связаны с поддержкой художников и музыкантов, собиранием и содержанием выдающихся коллекций произведений искусства, исторических документов, библиотек. Многие из таких собраний передавались обществу, составляя основу организовывавшихся музеев и галерей.Развитие художественной культуры, организация художественных обществ и выставок способствовали дальнейшему расширению круга ценителей и покровителей искусства, большое распространение получило коллекционирование. Много сделал для развития русской живописи известный коллекционер и меценат С.И. Мамонтов; великолепную коллекцию русской иконописи и живописи собрал друг П.М.Третьякова И.С.Остроухов. В 1892 г. П.М.Третьяков передал свое собрание, а также коллекцию своего брата С.М.Третьякова в дар Москве.