Введение. Общая характеристика историко-литературной ситуации

Программа курса

Общая характеристика историко-литературной ситуации.

Три подсистемы русской литературы: официальная советская литература, потаенная литература и литература русского зарубежья. Писатели русского зарубежья о творчестве писателей СССР.

Судьбы дооктябрьских направлений, школ в литературе СССР и русского зарубежья.

Литературные группы и объединения в СССР: «скифы», комфуты, Леф, «Серапионовы братья», конструктивисты, имажинисты, обэриуты, «Перевал», Пролеткульт, «Кузница», «Октябрь», ассоциации пролетарских писателей, Всероссийское общество крестьянских писателей, «неокрестьянские» писатели и др. Их философские, политические и эстетические платформы.

Позиции журналов «На посту», «На литературном посту», «Красная Новь», «Новый мир», «Печать и революция», «Земля Советская».

Особенности развития реализма и модернизма в литературе 1920-х гг.

Приоритетные темы в литературе 1920-х гг. Концепция нового мира и нового человека.

Формальная школа. Вульгарный социологизм в литературоведении и литературной критике.

Литературная политика партии в 1920-1930 гг. Роспуск РАПП и других литературных объединений. Первый съезд писателей.

Социалистический реализм: политические и эстетические принципы, история возникновения. Соцреализм в творчестве А. Серафимовича, Д. Фурманова, А. Фадеева, Н. Островского и др.

Судьба журнала «Литературный критик». Теоретические концепции «вопрекистов». Дискуссии 1930-х гг. о методе, мировоззрении, о языке, о формализме. Дискуссии о новом человеке. Теория бесконфликтности.

Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей.

Литература СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Принципы патриотизма и народности в освещении войны. Критические выступления и дискуссии о ложной патетике и лакировке, об эстетизации войны («Ленинградская история» К.Паустовского), о публикации в журнале «Октябрь» «Перед восходом солнца» М.Зощенко, о пьесе А.Корнейчука «Фронт» и др.

Нормативность в эстетике 1940—1950-х гг. Принцип унификации в идеологической и литературной политике партии. Произведения соцреализма. Творчество А. Ахматовой, М. Зощенко, А. Платонова, Б. Пастернака. Постановление ЦК "О журналах «Звезда» и «Ленинград»".

Дискуссия о положительном герое и теории бесконфликтности. Второй съезд Союза писателей.

Новый период в развитии русской культуры и литературы. Его связь с решениями XX съезда коммунистической партии о культе личности. Активизация литературной жизни в стране. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Вступление в литературу нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов. Взлет в творческих судьбах писателей старшего поколения.

Размежевание в писательской среде. Споры по поводу романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Критика сборника «Литературная Москва». Реакция партийной печати и Союза писателей на опубликование за рубежом романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Дискуссии по поводу прозы А. Солженицына. Размежевание журналов по принципу: официальная линия — оппозиция — почвенники.

Художественное многообразие, преодоление иллюстративности, догматизма, нормативизма. Критика концепции идеального героя.

Борьба художников за свободу творческой мысли, за историческую правду. Диссидентство, его выражение в литературном процессе.

Социальный миф и действительность. Противоречия в общественном сознании. Философский опыт и литература. Роль литературы в подготовке общества к коренным изменениям в общественной жизни.

Возрождение внимания к специфике искусства. Споры о проблеме «самовыражения», о «тихой» лирике и т. д. Проблема эстетического самоопределения искусства и писательская мемуаристика («Золотая роза» К. Паустовского, «Ни дня без строчки» Ю. Олеши, проза В. Катаева, «Время и место» Ю. Трифонова и др.).

Новый характер художественных конфликтов. Стремление осознать во всей полноте обретения и трагедии нашего пути.

Обогащение жанрово-композиционной и стилевой структуры произведений как выражение философских исканий: вхождение истории в современность; временная полифония (воспоминания, ретроспекции), вовлечение в контекст произведений с мифологическими мотивами.

Тематические и проблемные связи с литературой предшествующих периодов. Обращение к жанрово-стилевому опыту 20-х гг. активное использование условных форм изображения.

Усложнение авторской позиции. Восстановление в правах «чужого» слова и «чужой» точки зрения как признание суверенности человеческого бытия и сознания. Сказ и сказовое повествование и литературная традиция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: