Драматурги

Поэты

А. А. Ахматова (1889—1966)

Поэзия Анны Ахматовой в годы революции и гражданской войны. Лирическая книга «Подорожник». Патриотические мотивы в книге («Мне голос был. Он звал утешно»). Книга «Anno Domini MCMXXI». Лириче­ская концепция современности. Новый духовный облик лирического «я». Усиление трагического пафоса в поэзии. Тема любви. Ахматова и «женская поэзия» начала века.

Снижение интенсивности поэтического творчества во второй половине 20-х гг. Обращение к пушкинской теме: статьи, комментарии, заметки.

Творческий подъем со второй половины 30-х гг. Работа над 6-й книгой лирики, ее место в сборнике «Из шести книг». Тема творчества в стихах, посвященных поэтам.

Поэма-цикл «Реквием», творческая история, время публикации. Глубина трагического постижения народного горя в поэме. Тема гуманизма и милосердия. Образ Матери. Евангельские мотивы. Новые черты лиризма, своеобразие жанра и композиции. Общественное и художественное значение поэмы.

Поэзия Анны Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Тема родины в цикле «Ветер войны» и других стихах. Героизм и трагизм защитников Ленинграда в военной лирике. Тема борьбы с фашизмом и спасения цивилизации. Лирический образ победы.

Усиление творческой активности в 50 — начале 60-х гг. Завершение творческих замыслов (цикл «Северные элегии», «Поэма без героя»). Целостность и внутреннее единство художественного мира. Основные черты поэтики поздней Анны Ахматовой.

«Поэма без героя». Творческая история. Творческое преображение исто­рического и биографического, «сплав миров» в поэме. «Голоса» и голос автора. Художественно-смысловая активность композиции. Особенности поэтики. Литературные традиции в поэме. Связь поэмы с лирикой.

Итоговый сборник «Бег времени». Принципы отбора произведений в сборник. Анна Ахматова о своем пути.

Переводы из китайских, индийских и европейских поэтов. Поэзия народов СССР в переводах Анны Ахматовой.

М.А. Волошин (1877—1932)

Творчество Волошина после 1917 г. Поэтический сборник «Демоны глухонемые». Образы распада государства и народа как исторической целостности. Стихи 1919 г. «Неопалимая купина», «Гражданская война». Позиция «над схваткой». Комментарий поэта к своему творчеству перио­да гражданской войны («Россия распятая»). Стихи Волошина против террора. Концепция гуманизма. Трагедия материальной культуры по Во­лошину (цикл «Путями Каина»). Смысл творчества, роль поэта в истории человечества. Своеобразие стиля и языка.

Публицистика, мемуары поэта. Исторические и духовно-религиозные темы в творчестве Волошина. Стихотворение «Владимирская Богоматерь», его место в духовных исканиях поэта.

С.А. Есенин (1895—1925)

Религиозный еретизм юного С. Есенина. Христианское и крестьянское начала в мировозрении и ранней поэзии С. Есенина. Россия — образ земного рая. Православная образность. Мотив двойничества в образе лирического героя.

Метафизика революции в поэмах 1916—1918 гг. Утопия Третьего Завета. Образ России — нового Назарета. Еретические мотивы в поэме «Инония». Марксистская и эмигрантская критика о поэме «Инония». «Кобыльи корабли»: антиутопические мотивы, покаянные настроения.

Эстетика С. Есенина. «Ключи Марии», «Отчее слово», «Быт и искусство». Теория метафоры. Проблемы космизма и национального искусства. Общее и различное в эстетике С. Есенина и теоретиков имажинизма.

«Пугачев» и пушкинская традиция в изображении пугачевского бунта, сходство и различие.

«Страна негодяев». Оппозиционные настроения С. Есенина. Драма обманутой революцией личности, концепция народного героя.

«Москва кабацкая». Мотивы Ф. Вийона. Мотивы А. Пушкина. Тема крушения идеалов социалистического рая. Особенности образа лирического героя. Тема «осенней» любви в цикле «Любовь хулигана».

Официальная идеология и авторские сомнения в произведениях «Стансы», «Ленин», «Песнь о великом походе», «Капитан земли».

«Персидские мотивы». Особенности персидской лирики в есенинской версии искусства любви. Традиции лирики А. Пушкина и М. Лермонтова в «Персидских мотивах» (романтический сюжет о любви «дикарки» и северянина, исцеление «души своей опальной»). Миф о голубой и веселой стране. Ностальгические мотивы.

Мотивы лирики 1920-х гг.: покой, «все принимаю», изгойство, отверженность, покаяние. Элегические настроения и мотив смерти. Трагическая трактовка образа крестьянской России, тема противостояния города и деревни, конфликт между «живым» и «железным».

«Анна Снегина». Лирическое и эпическое начала. Импрессионизм в художественном решении лирической темы. Некрасовские традиции в решении эпической темы. Деревня и революция. Тема двойственности национального характера.

«Черный человек». Влияние «Моцарта и Сальери» А. Пушкина. Б. Пастернак о моцартовском начале в личности С. Есенина («Люди и положения»). Тема преодоления поэтом раздвоенности.

Жанры в творчестве Есенина. Есенинская классификация собственных жанров: «поэмы», «маленькие поэмы», «стихотворения». Возрождение жанра элегии и песни. Прижизненное собрание сочинений. Традиции классической поэзии и народно-поэтического творчества. Борьба вокруг творческого наследия поэта. Художественная индивидуальность и проблема творческого метода. Место Есенина в развитии русской поэзии. Есенин и современность.

О.Э. Мандельштам (1891—1938)

Вопросы теологии в ранней лирике О. Мандельштама. Протестантские, католические, православные мотивы в творчестве 1910—1920-х гг.

Лирика первой половины 1920-х гг. От оправдания революции («Прославим, братья, сумерки свободы...») до темы одиночества, изгойства лирического героя в стране Советов («В Петербурге мы сойдемся снова...», «1 января 1924» и др.). Новое в поэтике 1920-х гг., отказ от аскети­ческих рифм, интерес к ассонансам и т. д.

Статья 1921 г. «Слово и культура». Неприятие «вещности» поэзии; одухотворение вещного мира, понятие эллинизма.

Проза О. Мандельштама («Шум времени» и «Египетская марка»). Родовой и культурный контекст. Парнок — двойник писателя. Импрессионистическая эстетика «Египетской марки», сознание повествователя как способ организации повествования и вьфажения эстетической и нрав­ственной позиции автора.

Поэзия 1930-х гг. Мотивы отчаяния. Образ «людья». Тема освобождения лирического героя от страха, стихотворение. «Мы живем, под собою не чуя страны...».

Воронежские стихи. Пейзажная лирика. Восприятие природы как жизнеутверждающего начала. Тема «я должен жить». Мотив противостояния ударам судьбы. Раздвоенность лирического героя, образ тени — второго лирического «я» поэта. Раздвоенное отношение к реальности, тема «Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож...». «Стансы», «Ода Сталину», темы выбора, принятия реальности. «Стихи о неизвестном солдате». Трагическая судьба поэта.

В. В. Маяковский (1893—1930)

Лирика в период революции («Ода революции», «Левый марш» и др.). Осмысление новой роли поэта в мире («поэт-рабочий»). Романтизм и утопия в поэзии периода гражданской войны. Борьба двух миров в «Мистерии-буфф» и поэме «150 000 000». Обобщенно-условный характер образов в творчестве этих лет. Соединение героики и сатиры. Элементы революционного максимализма, формализма в поэме «150 000 000».

Поэмы «Люблю», «Про это». Личное и общественное в поэмах. Тра­гические мотивы в поэме «Про это». Связь поэмы с ранним творчеством поэта. Проблемы интерпретации образного мира, композиция поэмы. Роль «Про это» в развитии жанра лирической поэмы в русской литературе.

Поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!», их место в творческом развитии поэта. Взаимоотношения эпического лирического начал.

Циклы стихотворений о Западе. Патриотизм и гуманизм — исходная позиция поэта. Тема искусства и красоты в парижском цикле («Верлен и Сезанн» и др.). Идеи социальной справедливости и гуманизма в стихах об Америке. Тема интернационализма и дружбы народов. Поэтика зарубежных циклов.

Лирика. Основные темы и мотивы. Идейно-художественное многообразие и нравственное содержание. Концепция лирики у Маяковского, ее развитие. Эволюция лирического «я». Роль циклизации в лирике. Основные лирические жанры, их развитие и трансформация.

Сатира («О дряни», «Прозаседавшиеся»), Политическая сатира. Галерея сатирических типов («Помпадур», «Служака», «Подлиза» и др.). Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Мастерство Маяковского-сатирика.

Драматургия. Пьесы «Клоп» и «Баня». Дискуссии вокруг пьес. Основные сатирические образы в пьесах. Роль картин будущего в драматургии Маяковского. Принципы типизации и роль условности. Комическое и трагическое в пьесах. Киносценарии поэта.

Проза. Автобиографический очерк «Я сам». Публицистические очерки о зарубежных поездках. Стиль прозы.

Эстетические взгляды поэта. Программные стихотворения, статья «Как делать стихи». Оценка и анализ собственного творческого пути («Во весь голос»). Поэтическое новаторство Маяковского. Проблема творческо­го метода. Обновление стиха, проблема стихосложения у Маяковского. Метафорическое богатство в поэзии. Новые функции ритма и рифмы. Диалектика взаимодействия традиционного и нового. Традиции классической поэзии и фольклора.

Проблемы научного изучения биографии и творчества Маяковского.

Маяковский и современность.

Б.Л. Пастернак (1890—1960)

Представление о лирике у раннего Б. Пастернака.

Книга «Сестра моя — жизнь». Концепция бессмертия души и бесконечности бытия. Вечность и повседневность.

Концепция «мертвого» послереволюционного времени. «Детство Люверс» — повесть о живой душе. Единый мир в сознании героини.

«Темы и вариации». Трансформация пушкинских мотивов. Новое в поэтике.

Споры о поэтике Б. Пастернака (В. Брюсов, И. Эренбург, С. Клычков, К. Мочульский, А. Лежнев, Г. Адамович ).

Б. Пастернак и Леф, расхождения эстетического характера, неприятие лефовского толкования миссии поэта в революционную эпоху как жизнестроителя. Поэт-жизнестроитель и поэт-созерцатель в «Высокой болезни».

«Воздушные пути». Трагическое решение темы революционной не­обходимости и предопределенности.

«Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», «Спекторский». Рево­люция и народ, революция и личность. Тема личного выбора и исторической предопределенности. Лирическое и эпическое начала в поэмах. Опыт романа в стихах («Спекторский»).

Проза 1920—начала 1930-х гг. Эстетические концепции искусства, рожденного природой, определение гения. Пастернак и Маяковский — творческое взаимодействие и взаимоотталкивание.

Стихи «Второго рождения»: тема принятия «миров разноголосицы».

Книга «На ранних поездах». Философия внутреннего покоя, согласованности творчества поэта с творчеством природы. Многоликость образа России. Стихи о Великой Отечественной войне: патриотические и христианские мотивы.

«Доктор Живаго». Творческая история. Евангельские мотивы. Концепция жизни и смерти в контексте философии бессмертия души. Концепция личности, ее соотношения с историей и вселенной. Стихи Юрия Живаго и тема голгофского пути Христа.

Стихи «Когда разгуляется». Темы «рождений, скорбей и кончин», бесконечности Божьего мира.

М.И. Цветаева (1890—1941)

Внегрупповая литературная позиция М. Цветаевой. Первые книги «Молитва», «Волшебный фонарь», «Из двух книг». Импрессионистичность поэтики Цветаевой. Дневниковость лирики Цветаевой. Поэзия 1913—1915 гг. от условности к реальности, особенности логического ударения, экспрессия. Фольклорные мотивы в лирике периода первой мировой войны.

«Лебединый стан». Трансформация романтического образа вольности в образ свободы-отравы. Революционная Россия в историческом контек­сте, темы самозванства, невинной крови. Символика белого и черного у Цветаевой и Блока. Концепция вины в трактовках Блока и Цветаевой. Метафизическое содержание образа Белой гвардии. Противостояние лирической героини и революционной стихии. Образ лирической героини в поэзии Цветаевой («А меня никто не тронет: / Я надменна и бедна») и Ахматовой («Но в мире нет людей бесслезней, / Надменнее и проще нас»).

Проза о революционной России. «Октябрь в вагоне». «Вольный проезд». Мотив опричнины.

Интимная лирика 1920-х гг. Любовный диссонанс в поэзии Цветаевой и Ахматовой. Тема родины.

Романтические пьесы («Червонный валет», «Метель», «Фортуна», «Приключение», «Каменный ангел», «Феникс»),

Эмиграция.

Возвращение на родину. История последнего сборника.

А.Т. Твардовский (1910—1971)

Формирование личности поэта (роль сельской среды, крестьянского труда, природы, семьи, круга чтения). Первые стихотворные опыты (поэмы «Вступление», ранняя лирика). Поэма «Страна Муравия». Правдивость общего пафоса и, вместе с тем, односторонность взглядов на коллективизацию. Сказочно-фольклорный поэтический склад поэмы. Жанровое своеобразие. Сложность исканий героя, воплощение их в духе классических традиций русской поэзии. Стихотворения, созданные одновременно с поэмой.

Твардовский в годы Великой Отечественной войны. Работа во фронтовой печати. Творческая история поэмы «Василий Теркин». Пафос «горькой правды» в картинах войны и труда. Своеобразие жанра поэмы как героического эпоса, собирательность ее героя. Композиция «Книги про бойца» (центральное положение Теркина, его связи с кругом эпизодических персонажей - «образом» массы бойцов). Место и роль лирического героя поэмы. Поэтический мир «Василия Теркина».

Поэма «Дом у дороги», ее проблематика, образы героев, жанр. Трагический пафос, идеи гуманизма. Эпическое и лирическое в поэме. Усиление роли и места лирического героя. Новое в стиле и поэтическом языке «Дома у дороги». Проза Твардовского. Книга «Родина и чужбина». Послевоенная лирика.

«За далью — даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, образы «далей» современности и исторических «далей». Конкретность и обобщенность картин и образов поэмы. «Вечные» темы в ней (духовность, долг, совесть). Язык и стиль поэмы. Связь публицистических и лирико-исповедальных черт стиля.

Творчество Твардовского 60—70-х гг. Новое обращение к образу Василия Теркина, «помещенному» в сатирическую среду («Теркин на том свете»). Обличение серьезных пороков общества и своеобразие сатириче­ской палитры Твардовского (сочетание обиходного, бытового и фантастиче­ского типов образа). Нравственный идеал поэмы, формы его проявления. Центральный конфликт поэмы — противоборство «жизни и смерти». Пафос утверждения «жизни» как исторической справедливости бытия.

Философская лирика поэта. «Вечные» темы в ней. Новое в поэтике.

Поэма «По праву памяти». Время ее написания и время публикации. Ораторский склад поэмы. Биографичность и широкий смысл поэмы. Движение лирического героя поэмы к правде. Сила поэтического слова, элементы публицистики, рожденные освобождением памяти поэта и велением совести.

Твардовский - редактор.

Значение творчества Твардовского для русской литературы.

H. А. Заболоцкий (1903—1958)

Творческая эволюция поэта в 20—30 гг. Духовные поиски и художественный эксперимент в ранний период. Книга «Столбцы». Антимещанская направленность, черты абсурдизма, соединение пластической изобразительности, одического пафоса и гротескно-сатирического стиля. Участие Заболоцкого в группе ОБЭРИУ. Социально-философские поиски в поэмах начала 30-х годов. Воздействие на Заболоцкого философии Н. Федорова, К. Циолковского, художественных взглядов В. Хлебникова, П. Филонова.

Творчество Заболоцкого середины 30-х гг. Художественно-философское осмысление мира в его противоречиях, раздумья о человеке и природе, стремление проникнуть в тайны бытия («Лодейников»). Изменения в поэтике. «Вторая книга». Критические нападки на Заболоцкого. Незаконные репрессии, арест и ссылка, десятилетие вынужденного молчания.

Послевоенное лирическое творчество. Расширение тематического диапазона, углубление и развитие социально-философских мотивов. Тема и образы природы в поздней лирике. Социальные, нравственные и эстетические мотивы. «Вечные» темы любви, жизни и смерти (цикл «Последняя любовь»). Элегический характер позднего творчества. Единство и цельность художественного мира Заболоцкого. Особенности его поэтики и стиха.

Обновление и развитие традиций русской поэтической классики, фило­софской лирики 18—19 вв. { Державин, Баратынский, Тютчев ).

Н.М. Рубцов (1936—1971)

От первых стихотворных опытов к зрелой поэзии 1960-х гг. Поэтические книги «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы», «Последний пароход», «Подорожники» и др.

Концепция «тихой», «смиренной» родины («Ночь на родине», «Огороды русские», «Чудный месяц плывет над рекою...»). Философия покоя в лирике Есенина и Рубцова. Родовое начало в лирике Рубцова («По вечерам»), образ современной России в контексте истории, Русь древняя и сегодняшняя; мотивы самобытности и духовного богатства Руси («Видения на холме», «Душа хранит»). Языческая образность («Сапоги мои — скрип да скрип...»). Тема кровной привязанности к родине в лирике Есенина, Ахма­товой, Рубцова. Поэзия и красота деревенского лада. Традиции Есенина, Клычкова, Клюева в трактовке темы наступления города на деревню. Драматизм, трагедийность мироощущения поэта, его тяга к гармонии.

Христианская традиция в трактовке земной жизни и смерти в лирике Рубцова, тема бессмертной вселенной («Тихая моя родина!», «Я люблю судьбу свою...», «Звезда полей» и др.).

Литературный контекст, русская поэзия в лирике Н. Рубцова, образы Пушкина, Лермонтова, Есенина, Хлебникова.

Классическая ясность стиха. Обновление традиционных жанров в лирике Рубцова. Жанр элегии. Взаимодействие реалистических и романтических начал. Сквозные образные мотивы света и ветра в поэзии Рубцова. Роль эпитета, цвета, образной символики.

Темы Рубцова в лирике современных ему поэтов (Ф. Сухов, Н. Тряпкин и др.).

Е.Л. Шварц (1896—1956)

Путь в театр. Поиски собственного театрального языка. Ранние пьесы — «Ундервунд» (1929), «Приключения Гогенштауфена» (1931).

Создание в пьесах Шварца условно-экспериментальной ситуации как средство постановки философских проблем; использование заимствованных сюжетов и коллизий и их переосмысление. Гротеск, эксцентрика, подчеркнутая театральность как существенные черты стиля. Сатирическая и лирическая комедии в его творчестве.

Творческая судьба пьесы «Голый король». Первая сценическая интерпретация пьесы театром «Современник» в 1960 г.: созвучность проблематики пьесы духовной атмосфере «оттепели».

«Снежная королева» — важный этап в творческой биографии Шварца на пути к созданию собственного, романтического, художественного мира. Жанровая природа пьесы; образ сказочника; лирическое начало в пьесе; разработка традиционного сказочного сюжета. Контрасты гуманизма и антигуманизма, свободы и произвола как основа конфликта; идея сохранения и укрепления человеческого в человеке и ее актуальность в социально-психологической атмосфере 30-х годов. Разнообразие юмори­стических и сатирико-иронических интонаций.

«Тень» — первая «взрослая» пьеса Шварца; философский характер конфликта, своеобразие его драматургического воплощения, его трагедийные аспекты. Ученый и Тень. Образ человека культуры, мотив героического сопротивления абсурдности окружающей действительности. Проблема личной ответственности. Условность художественного мира пьесы; сплав сатирического и героического, лирического и комического начал.

«Дракон». Место пьесы в ряду «антифашистских» сказок Шварца. Нравственно-философская проблематика. Осмысление трагических противоречий истории на основе принципа романтизма. Жанрово-стилевое многообразие. История сценического воплощения пьесы; театральная постановка 1962 г. на сцене Ленинградского театра Комедии; влияние пьесы на развитие общественного сознания 60-х гг.

А.В. Вампилов (1937—1972)

Театр Вампилова. Тенденция к сопряжению водевиля, мелодрамы, комедии, высокой романтической драмы. Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Средства психологического анализа. Духовная эволюция героя (Колесов — Бусыгин Зилов — Шаманов). Автор и его герои.

«Прощание в июне» и появление типичного вампиловского героя; черты художественного стиля пьесы.

«Старший сын». «Драма случая» — роль в сюжете острого переломного момента, случайности, парадокса. Превращение комической ситуации в драматическую и ее лирико-комедийное разрешение. Главные герои и возможность их духовного развития.

«Утиная охота». Жанровое своеобразие («монодрама»): трагифарсовое начало в художественном мире пьесы. Образ Зилова и его двойствен­ность. Проблема выбора; драма несостоявшейся жизни. Роль ретроспек­ции в композиции пьесы. Смысл названия. Роль символических деталей.

«Прошлым летом в Чулимске». Шаманов в ряду других вампиловских героев. Любовный сюжет как испытание героя. Переход от моно­драмы к драме характеров. Взаимоотношения героя и героини как основа развития действия. Женские характеры и проблема авторского идеала. Одноактные трагикомедии «Провинциальные анекдоты». Вампилов и «послевампиловская» драматургия. Традиции Вампилова в творчестве драматургов «новой волны» 1970—1990-х гг. Дальнейшая разработка созданного им героя, развитие его эстетических принципов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: