Участие в запрещенном альманахе «Метрополь»

АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Терц, А. Литературный процесс в России: Лит.-крит. работы разных лет / А.Терц. - М.: Изд-во РГГУ, 2003. - 417 с.

(1933 - 2010)

Начало творческого пути (1958): стихотворения «Дорожная», «Первый лед», «Лавра» и др., опубликованные в «Литературной газете» и сб. «День поэзии». Своеобразие стиля: энергия ритма, экстравагантность сравнений и метафор, звуковые эффекты. Продолжение традиций футуристов: раннего В.Маяковского, Б.Пастернака, С.Кирсанова.

Прямой разговор с читателем-современником на протяжении всего творчества.

Книги стихов: «Мозаика», «Парабола» (1960). Видение мира в трагических противоречиях. Стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации. Тесное переплетение тем творчества, любви, истории. «Гойя» - одно из ключевых стихотворений этого периода. Отражение воспоминаний об увиденной в детстве книге рисунков Гойи, ассоциировавшихся для мальчика с трагедией Великой Отечественной войны. Образ художника, вбирающего в себя голос войны и горе народа. Своеобразие звуковой организации стиха: ассонансы и аллитерации, внутренние рифмы и созвучия, создающие художественную целостность текста.

Живописное восприятие мира, «архитектурность» образов, склонность к гиперболизации, сложной ассоциативности.

Поэма «Мастера» (1957, опуб. 1959). Художественное выражение темы творчества, мастерства через обращение к русской истории, к легенде о мастерах, построивших храм Василия Блаженного в Москве и ослепленных по приказу Ивана Грозного. Противостояние искусства и деспотической власти, «художников» и «варваров». Фольклорные и литературные (поэма Д.Кедрина «Зодчие») источники поэмы.

Книга стихов «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша»«(1962). Обращение к современной жизни Америки, России, планеты и выражение своих взглядов на искусство, задачи поэзии. Стремление проникнуть в «души» предметов, явлений. Резкие контрасты материального и духовного, грандиозного и обыденного как основа поэтического видения. Яркая метафоричность стиля, понимание «метафоры как «мотора формы». Взаимодействие стиха и прозы.

Поэма «Лонжюмо» (1963), посвященная Ленину и его марксистской школе в Лонжюмо.

Современные проблемы и конфликты в поэтических книгах «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1969), «Взгляд» (1972).

Поэма «Оза» (1964). Своеобразие формы – случайно найденный дневник. Связь темы любви и актуальной проблемы «человек и научно-технический прогресс». Опасность нашествия «программированного зверья», роботов, угрожающих человечности, любви. Понимание миссии поэта в спасении от «роботизации». Обращение к средствам фантастики, сатирического гротеска, к различным формам условности.

Эволюция художественного стиля, освобождение от экстравагантности, стремление к обогащению духовного содержания поэзии в 1970-е годы. Книга стихов «Витражных дел мастер» (1976). Образ-мотив света, его связь с осмыслением миссии художника - «сотворение света». Программное значение стихотворения «Ностальгия по настоящему». Неприятие духовной фальши, «графоманства чувств», жажда «настоящего». Ощущение ответственности поэта перед людьми и перед жизнью.

Жанровые, стилевые искания и эксперименты в творчестве 1970-1990-гг. Поэма «Авось» (1969), ставшая основой рок-оперы «Юнона и Авось» (музыка А.Рыбникова). Романтическая история любви русского путешественника и дочери губернатора Аляски.

Поэма «Вечное мясо» (1977) - фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.

Поэма «Андрей Полисадов» (1979) - история прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение. Активизация неохристианских мотивов в творчестве поэта.

Статья-манифест «Архистихи» (1982), провозгласившая равенство звука и изображения в поэзии, стремление соединить художественную выразительность слова и его графического изображения.

Проза: «Мне четырнадцать лет» (1980) и «О: Рифмы прозы» (1983) — два решения темы «о времени и о себе». Неоднозначность жанрового определения: разрушение границы между повседневным бытом творцов и жизнью их творческого духа, между поэзией и прозой. «Мне четырнадцать лет» как портрет Пастернака и автопортрет. Судьба поэта и смежные с ней судьбы как стартовая площадка для полета авторской мысли и фантазии в «О». Новый жанр прозы, подчиненный единому абрису и звучанию буквы «О».

Активизация социально-нравственных мотивов в сборнике «Прорабы духа» (1984), где сквозная публицистическая тема проходит сквозь стихи, прозу, критические заметки. Интерпретация темы «прорабства», объединяющего всех, кто служит искусству и «общественников культуры», реализовавших себя в «деятельности ради искусства».

Поэма «Ров» (1987), посвященная суду над гробокопателями, добывавшими золото из захоронений жертв геноцида. Преступление перед перед священной памятью о жертвах войны как величайший грех, ведущий к распаду связи времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями.

Тема распада в творчестве Вознесенского, ее эволюция: в 1960-е гг. – о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства, в 1980- 1990-е гг. - о распаде бытийных, жизнестроительных духовно-нравственных ценностей («Рапсодия распада»). Поиск противоядияпротив распада и варварства в искусстве, в подвижнической деятельности русских интеллигентов — «прорабов духа», в возрождении христианских ценностей.

Игровые эксперименты в сфере синтеза искусств в книгах: «Аксиома самоиска» (1990), «Видеомы: Стихи визуальные объекты, проза» (1993), поэтическом альбоме «Книга гаданий» (1995), продолжающем традиции древнекитайской книги гаданий «Ицзин». Взаимодействие слова и графики, живописи, скульптуры, создание инсталляций.

Возвращение от экспериментов к лирике: «Не отрекусь. Избранная лирика» (1996).

Размышления об уходящем ХХ веке в книге «Жуткий Crisis Супер стар» (1998-1999).

Стремление «опоэтизировать Интернет в книге «www. Девочка с пирсингом. ru. Стихи и чаты третьего тысячелетия» (2000).

Зрелищность, театральность, сценичность творчества Вознесенского. Его произведения как основа известных спектаклей («Антимиры», «Юнона и Авось»). Стихи поэта, положенные на музыку и ставшие эстрадными шлягерами.

ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow