Поэзия андеграунда

ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ (1946-1956)

2.1. СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Специфика социокультурной ситуации в послевоенные годы: репрессии, поиски «врагов народа», наступление на свободу, симптомы «холодной войны», борьба с космополитизмом. Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948 годов («О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба») - удар, нанесенный по творческой интеллигенции. Писатели, пострадавшие в результате этих постановлений: А.Ахматова, М.Зощенко, П.Нилин, кинодраматург С.Эйзенштейн; композиторы: Д.Шостакович, В.Хачатурян, В.Мурадели, В.Шебалин, С.Прокофьев и др.

Идеологическое давление на литературу и как следствие -.проявление двух внешне противоположных, но внутренне взаимообусловленных тенденций: лакировка действительности, отказ от изображения реальной сложности жизни (пример - романная дилогия С.Бабаевского «Кавалер золотой звезды» (1947-1948) и «Свет над землей» (1949-1950)) и нагнетание конфликтов, связанных с разоблачением «врагов народа» (пример - «Чужая тень» (1949) К.Симонова, Чужая тень», «Великая сила» (1947) Б.Ромашова, «Закон чести» (1948) А.Штейна.).

Ключевая роль темы войны в литературе послевоенного десятилетия.

ЛИТЕРАТУРА

Геллер, Л. Эстетические категории и их место в соцреализме ждановской эпохи // Соцреалистический канон. / Под ред. X. Гюнтера, Е. Добренко. - СПб.: Академический проект, 2000. – С.34-448.

Добренко, Е. «Правда жизни» как формула реальности. / Е.Добренко // Вопросы литературы. - 1992. - Вып. 1. - С. 4-26.

Русская литература ХХ века: Учебное пособие. В 2-х тт. Т.2: 1940-1990-е гг. / Под ред. Л.П.Кременцова. - 3-е изд..испр. и доп. - М.: Изд. центр Академия, 2005. - С. 9-15.

2.2. ПОЭЗИЯ 1945-1956 ГОДОВ

Активное развитие поэзии в послевоенное десятилетие. Первые отклики на факт Победы: не только долгожданная радость («В час мира» А.Твардовского, «Весна» Б.Пастернака например), но и горечь утрат. Драматичная судьба стихотворения М.Исаковского «Враги сожгли родную хату» (1945) (положено на музыку М.Блантером): негласный запрет до 1960-го года как слишком трагичного. Тема «жестокой памяти» как основная в творчестве А.Твардовского («Я убит подо Ржевом …» (1945—1946), «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «Сыну погибшего воина» (1949—1950), «Их памяти» (1949—1951), «22 июня 1941 года» (1950), «Жестокая память» (1951)). Не только память о миллионах смертей, но и горькое знание ухода именно этого человека, осознание невосполнимости его утраты. Тема долга перед погибшими, неразрывной связи живых и павших. Открытие темы неизвестного солдата.

Лирика поэтов фронтового поколения (С.Гудзенко, М.Луконин, Ю. Друнина, С.Наровчатов, Ю.Левитанский, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Межиров и др):обостренное чувство правды, восприятие войны как школы жизни, мотив второго рождения человека, фронтового братства. Война и юность, ощущение радости жизни вопреки жестокости войны. Сочетание романтики высоких чувств и неприглядных, жестоких подробностей фронтовой жизни.

Поэтический эпос послевоенных лет. Поэма А.Твардовского «Дом у дороги» (1942-1946). Своеобразие жанра «лирической хроники»; раскрытие темы войны через историю дома у дороги, историю семьи. Судьба пленных. Судьба солдата. Тема возвращения из войны в мир. Антивоенный пафос поэмы.

ЛИТЕРАТУРА

Акаткин, В.М. Предвестники победы // Вестник ВГУ. Серия Филология. Журналистика. - 2005, №1. [Электронный ресурс] //.Режим доступа https://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2005/01/akatkin.pdf (дата обращения 21.10 2010).

Акаткин, В.М. Александр Твардовский и время. Служение и противостояние: статьи / В.Акаткин; вступ. ст. О. Алейникова. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. — 258 с.

Золотцев, С. Нас было много на челне... / С.Золотцев // Сибирские огни. - 2007. - № 2; То же [Электронный ресурс] // Журнальный зал: [сайт]. - [Б.м., б.г.]. - URL: https://magazi n es.russ.ru/sib/2007/2/zo8.html (дата обращения 14.10.2010).

Иванов, Ю. «Я верности окопной не нарушу…»: заметки о лирике Ю. Друниной / Ю.Иванов // Наш современник. - 1977. - № 4. - С. 166-174.

Коган, А. Перечитывая войну: (Литературно- критические очерки). / А.Коган - М: Худ. лит,1975. - 318 с.

Урбан, А. «Стих встает, как солдат» / Л.Урбан. // Звезда. - 1984. - №4. - С. 188.

2.2. ПРОЗА 1946-1956 ГОДОВ

Тема Великой Отечественной войны как ведущая в прозе послевоенного десятилетия. Основные направления ее развития: 1) стремление осмыслить войну во всем ее масштабе («Буря» (1946-1947), «Девятый вал» (1952) И.Эренбурга, «Белая береза» (1947) М.Бубеннова, «За правое дело» (1952) В.Гроссмана и др.); 2) стремление рассказать о войне через судьбу отдельного человека (повести: «Спутники» (1946) В.Пановой, «Звезда» (1947) Э.Казакевича, «В окопах Сталинграда» (1946) В.Некрасова). Отсутствие необходимой временной дистанции для продуктивного развития панорамного романа о войне. Развитие жанра повести, где героическое раскрывается в способности, вопреки жестокости и бесчеловечию войны, сохранить нравственную чистоту, порядочность, человечность.

Особая роль повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946) для последующего развития военной прозы. Отказ от показного героического пафоса, акцент на общечеловеческих ценностях, изображение будней войны. Автобиографичность героя-повествователя. Достоверность свидетеля, эстетика детали, искренность тона, разговорная интонация. Значимость внутреннего лирического сюжета. Необычность ракурса изображения: война глазами интеллигента. Взаимодействие мотивов «войны» и «мира». Роль воспоминаний героя о предвоенном времени: полемическое утверждение надежности опор интеллигентного дома. Идея ценности человеческой личности, ответственности командира за жизни вверенных ему людей. Дискуссия в критике о повести «В окопах Сталинграда».

Драматизм судьбы В.Некрасова после войны. Вынужденная эмиграция в 1974 году.

Гуманизм авторской позиции в повести В.Пановой «Спутники» (1946). Внимание к повседневной жизни санитарного поезда. Показ разнообразных характеров простых людей. Особенности композиции: портретные новеллы. Соотношение прошлого и настоящего в жизни героев. Идея душевного родства, единения «спутников». Образ санитарного поезда как символа жизни.

Повесть Э.Казакевича «Звезда» (1947) и лирико-романтическая стилевая тенденция в прозе послевоенного времени. Соотношение документальности и поэтичности, принципа романтического пересоздания реальности. Специфика изображения героев: проявление исключительного в обыкновенном. Образ лейтенанта Травкина как смысловой центр повести. Символический смысл позывных «Звезда» и «Земля». Утверждение героизма как высшего проявления нравственного начала.

Развитие мемуарной и художественно-документальной прозы о Великой Отечественной войне. Интерес к войне партизанской, к деятельности разведчиков, подпольщиков, действующих в тылу врага («От Путивля до Карпат» (1945) С.Ковпака, «Люди с чистой совестью» (1946) П.Вершигоры, «Это было под Ровно» (1946), «Сильные духом» (1951) Д.Медведева и др.)

Продолжение традиций романа воспитания 1930-х годов в повестях, основанных на документальном материале: «Повесть о настоящем человеке» (1946) Ю.Полевого, «Чайка» (1945) Н.Бирюкова, «Александр Матросов» (1949) П.Журбы и др.

Тема возвращения фронтовика из «войны» в «мир», сложность психологического процесса возвращения. Рассказ А.Платонова «Возвращение» (опуб. под названием «Семья Иванова») (1946). Возвращение не столько к исходной точке жизни (к дому, семье), сколько к себе, своей сущности. Взаимодействие мотивов «дома» и «дороги» как основа внутренней динамики рассказа, источник его психологического конфликта. Двойной смысл названия рассказа: возвращение как сюжетная коллизия и как сдвиг в душе героя, его возвращение к жизни.

Острота проблем в изображении жизни деревни. Книга очерков В.Овечкина «Районные будни» (1952). Публицистическая заостренность в раскрытии социально-нравственных конфликтов послевоенной жизни деревни. Углубление данной тенденции в произведениях В.Тендрякова «Падение Ивана Чупрова» (1954), Г.Бакланова «В Снегирях» (1954), С.Воронина «Ненужная слава» (1954).

Актуализация темы научного поиска в прозе послевоенного времени: В.Каверин «Открытая книга» (1 часть 1946-1954; оконч. ред - 1980), Д.Гранин «Искатели» (1954), Л.Леонов «Русский лес» (1953). Критическое изображение реальных противоречий действительности. Проблема выбора жизненной и научной позиции, карьеризм в науке, наука и нравственность.

Дальнейшее развитие исторического романа. Cтремление писателей изобразить переломные моменты истории России. Многомерное изображение эпохи Петра I в романе Ю.Германа «Россия молодая» (1953). Цикл исторических романов Н.Задорного об освоении Дальнего Востока: «Далекий край» (1949), «Амур-батюшка» (1944-1949), «К океану» (1950). Тема формирования русской государственности в романе А.Югова «Ратоборцы» (1948).

ЛИТЕРАТУРА

Бочаров, А.Г. Слово о победителях. Военная проза Э. Казакевича / А.Г. Бочаров. - М.: Художественная литература, 1970. - 88 с.

Головина, Л.А. «Звезда» Э. Казакевича / Л.А.Головина // Литература в школе.- 2006 - № 5. - С. 33-34.

Есаулов, И. Сатанинские звезды и священная война / И.Есаулов. // Новый мир. - 1994. - № 4. - С. 224 -240.

Кардин, В. Виктор Некрасов и Юрий Керженцев: [о книге В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда»] / В. Кардин // Вопросы литературы. - 1989. - № 4. - С. 113-148.

Краснощекова, Е.А. О поэтике Андрея Платонова [Электронный ресурс] / Е.А.Краснощекова. // https://www.philology.ru/literature2/krasnoshchekova-79.htm. (Дата обращения 27.02.11).

Лазарев, Л. Былое и небылицы: Полемические заметки / Л.Лазарев. // Знамя. – 1994. - №10.

Лейдерман, Н. Парадоксы «Русского леса» / Н.Лейдерман // Вопросы литературы. - 2000. - №6. - С. 29-59.

Нинов, А. Вера Панова. Очерк творчества. / А.Нинов. - Л.: Лениздат, 1964. - 240 с.

Хрулёв, В.И. Художественное мышление Леонида Леонова / В.И.Хрулев - Уфа: Гилем, 2005. - 536 с.

Эйдинова, В. Негаснущий свет «Звезды» / В.Эйдинова // Слова, пришедшие из боя. - М.: Книга, 1980. - С. 33-56.

Ялышко, В.Г. Военные повести В.Некрасова и В.Кондратьева: опыт сопоставительного анализа / В.Г.Ялышко // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. – 1993. - №1. – С.27-34.

ДРАМАТУРГИЯ 1945-1956 ГОДОВ

Влияние идеологических установок на развитие драматургии Пагубное воздействие теории бесконфликтности, упрощение, примитивизация конфликтов. Отражение атмосферы холодной войны в пьесах данного периода: «Голос Америки» Б.Лавренева, «Русский вопрос» К.Симонова и др. Падение художественного уровня пьес.

Воплощение в лучших произведениях тех позитивных тенденций, которые проявили себя в поэзии и прозе. Темы «жестокой памяти» войны и возвращения к мирной жизни. Обнажение психологических и материальных трудностей, сопутствующих возвращению. «Золотая карета» (1946, 1955, 1964) Л.Леонова - одна из лучших пьес послевоенного времени. Три редакции пьесы - три интерпретации авторского замысла. Своеобразие жанра пьесы как социально-философской драмы. Образ полковника Березкина как воплощенной совести войны. Психологическая многослойность конфликта. Острота смысложизненных вопросов: как жить и чем жить? Специфика трактовки темы счастья. Роль символики в пьесе. Соотношение образов «черного хлеба счастья» и «золотой кареты». Неоднозначность финала пьесы.

ЛИТЕРАТУРА

Рудницкий, К. Портреты драматургов / К.Рудницкий. - М.: Сов. писатель. – 400 с.

Мир и война. Очерки из истории русской советской драматургии 1946-1980 годов / под ред И.П.Вишневской. - М.: Ленанд, 2009. – 288 с.

Тимонина, М.С. Метафора как способ характеристики персонажей пьесы Л.М.Леонова «Золотая карета» / М.С.Тимонина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. – Вып. 9 (65), – С.166-169.

Финк, Л. Драматургия Леонида Леонова / Л.Финк. – М.: Сов. писатель, 1962 – 352 с.

3. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ» (1956-1965)

3.1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Границы периода, их размытость, основные вехи «оттепели»: смерть Сталина (1953), ХХ-ый (1956) и ХХII (1961) съезды партии, осудившие культ личности, – смещение Хрущева со своего поста на пленуме ЦК КПСС 14 октября 1964 ггода.

Повесть И.Эренбурга «Оттепель» (1954), давшая название данному периоду. Противоречивость оттепельных процессов, «потепление» в сфере политической, общественной, культурной жизни страны и строгая «дозированность» свободы, дарованной сверху.

Главное завоевание «оттепели» - начало процесса духовного освобождения, преодоления страха, разрушения мифа о Сталине и переоценки ценностей, недавно казавшихся истинными.

Важнейшие события оттепели: поворот к социально ориентированной экономике, реабилитация узников сталинских лагерей, в том числе и писателей; возвращение в литературу незаслуженно «забытых», замалчиваемых имен (С.Есенина, А.Грина, А.Платонова, М.Волошина и др.), в том числе - представителей русского зарубежья (М.Цветаевой, И.Бунина); восстановление справедливости по отношению к деятелям культуры, пострадавшим вследствие выхода Постановлений 1946-48 гг., публикация их произведений; смягчение цензурных условий; падение «железного занавеса», укрепление международных контактов (Международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г.).

Активизация литературной жизни в стране, появление новых литературно-художественных журналов, альманахов, способствовавших открытию новых имен, выходу из забвения авторов 1920–1930-х («Юность», «Москва», «Молодая гвардия», «Дружба народов», «Урал», «Волга» и др.). Острота литературных дискуссий. Роль А.Твардовского, ставшего главным редактором журнала «Новый мир», в развитии оттепельных процессов.

Статья В.М.Померанцева «Об искренности в литературе» («Новый мир», 1953) одно из первых проявлений «оттепели» в сфере культуры.

События, свидетельствующие о неустойчивости оттепельных процессов: травля Б.Пастернака за присуждение ему Нобелевской премии (1956); арест рукописи романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба», архива А.Солженицына; разгром выставки художников-авангардистов в Манеже; судебные процессы над писателями (1964г. – над И.Бродским, 1965-1966гг. – над Ю.Даниэлем и А.Синявским), расстрел восставших рабочих в Новочеркасске (1962).

«Оттепель» как особое умонастроение, свод интеллектуальных и моральных ориентиров, политических и эстетических принципов, проявившихся не только в 1950-1960-е, но и в последующие годы. Поколение шестидесятников, воплотивших это умонастроение в своем гражданском поведении и в литературной практике: активность политической позиции, антисталинизм.

Основные черты литературы периода «оттепели»: стремление освободиться от лжи, от навязываемых стереотипов; доминирование гуманистических установок; выдвижение в качестве главного героя подчеркнуто обыкновенного человека (не деятеля, не идейного борца); тенденции идеализации и романтизации в его изображении.

Активизация стилевых исканий, обращение к творческому опыту русских писателей 1920-х годов, а также зарубежных писателей (Хемингуэя, Ремарка, Фолкнера).

ЛИТЕРАТУРА

Россия в годы «оттепели» (1953 - 1964) [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://khruschov.at.ua/publ/stati/rossija_v_gody_quotottepeliquot_1953_1964/3-1-0-205. (Дата обращения 22.10. 2010).

Русская литература ХХ века: Учебное пособие. В 2-х тт. Т.2: 1940-990-е гг. / Под ред. Л.П.Кременцова. - 3-е изд..испр. и доп.. — М.: Изд. центр Академия, 2005.

Вайль, П., Генис, А. 60-е. Мир советского человека. Изд. 2-е испр / П.Вайль, А.Генис. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 368 с.

Гольдштейн, А. Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики Очерки о русской литературе XX в. / А.Гольдштейн. — М.: Новое литературное обозрение, 1997. — 444 с.

Матусевич, В. Записки советского редактора / В.Матусевич. – М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 256 с.

Советское богатство. Статьи о культуре, литературе и кино. / Под ред. М. Балиной, Е. Добренко, Ю. Мурашова. - СПб.: Академический проект, 2002. — 455 с.

3.2.ПОЭЗИЯ 1956-1965 ГОДОВ

Бурное развитие поэзии в период «оттепели». Ее роль в формировании общественного сознания. Публицистическая открытость слова поэта. Разнообразие проблематики, жанров, стилевых поисков.

Лирико-философское и социально-философское осмысление опыта истории, культуры, «вечных» тем в творчестве А.Ахматовой («Стихотворения» (1961), «Бег времени» (1965), «Поэма без героя» (1940-1965)), Б.Пастернака («Когда разгуляется» (1956-1959, опуб. 1961), Н.Заболоцкого («Стихотворения» (1957, 1959), «Избранное» (1960), «Стихотворения и поэмы» (1965)), Н.Асеева («Лад» (1961)), В.Луговского («Середина века» (1958)), А.Твардовского («Теркин на том свете «(1963), «За далью – даль» (1950 -1960), «По праву памяти» (1967-1969, опуб. 1987), «Из лирики этих лет. 1959 -1967» (1967)).

Публикация стихов поэтов, погибших на Великой Отечественной войне (П.Когана, М.Кульчицкого, Вс.Багрицкого, Н.Майорова, Н.Отрады и др.).

Поэзия фронтового поколения: С.Гудзенко («Избранное» (1957)), Ю.Левитанский («Земное небо» (1963)), Д.Самойлов («Ближние страны»(1958)), Б.Окуджава («Лирика» (1956), «Острова»(1959), «Веселый барабанщик» (1964)), Б.Слуцкий («Память» (1957), «Время» (1959)), Н.Глазков («Моя эстрада»(1957)) и др. Военная тема как источник лирического самораскрытия. Связь темы войны с темами юности, скоростного взросления человека в экстремальных условиях и темой нравственного долга перед всем живым на земле. Актуальность осознания высокой миссии поэта; стремление поэтов-фронтовиков преподать читателю некий нравственный урок, частая декларация превосходства этики над эстетикой. Высокий стиль, торжественность стиха.

Различия в восприятии войны – гордое осознание причастности к великому делу (С.Гудзенко), парадоксальная радость в соответствии с пушкинским мотивом «есть упоение в бою у бездны мрачной на краю» (Д.Самойлов), стремление освободиться от фронтового опыта как ненужного (Ю.Левитанский), нежелание праздновать даже праведную победу (Б.Окуджава).

Обращение к теме Ленина в творчестве поэтов как старшего, так и молодого поколения. Восприятие вождя революции как носителя подлинных ценностей в противовес Сталину (А.Твардовский «Памяти Ленина», А.Вознесенский «Лонжюмо», «Я в Шушенском»).

Выступления молодых поэтов в Большой аудитории Политехнического музея в Москве как одно из знаковых событий периода «оттепели».

. »Эстрадная» поэзия (Е.Евтушенко («Шоссе энтузиастов», 1956, «Обещание» 1957), А.Вознесенский («Парабола», 1960, «Мозаика», 1960), Р.Рождественский («Флаги весны», 1955, «Испытание», 1956, «Дрейфующий проспект», 1959), отчасти - Б.Ахмадулина («Струна», 1962)).

Публицистическая открытость, ярко выраженная гражданственность, декларация внешне броского, иногда плакатного стиха, не свободного от прямолинейной дидактики. Усложнение поэтической ткани произведений, нестандартность ритмических построений стиха, острая метафоричность, тяготение к воссозданию чужого монолога

Ориентация на устное произношение стиха, на большую аудиторию слушателей. Поэт в роли учителя в школе для взрослых. Продолжение традиций гражданской поэзии В.Маяковского.

Актуализация современных проблем как глобального масштаба, так и бытовой повседневности. Темы отцов и детей, бюрократизма, мещанства и человечности. Максимализм молодости в стихах.

Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Ким, В.Высоцкий, А.Галич, Н.Матвеева, Ю.Визбор, А.Городницкий, М.Анчаров, Е.Клячкин и др.) – жанр стихотворения–песни, исполняемой под гитару.

Изначальная независимость авторской песни от официоза. Сокращение дистанции между автором и слушателем-читателем, образование дружественного круга «своих», предельная искренность тона.

Разнообразие творческих индивидуальностей: неосентиментализм Окуджавы, острая социальность Высоцкого и Галича, неоромантизм Матвеевой, стилистическое богатство и философия просвещённого оптимизма Кима. Жанровая универсальность авторской песни: от городского романса до анекдота, поэтического мини-спектакля и т.п.

Лианозовская группа, объединяющая поэтов и художников (Г. Сапгир, И. Холин, Я. Сатуновский, Вс. Некрасов, Е.Кропивницкий, Л.Кропивницкий, Л.Мастркова и др.). Поставангардистские тенденции. Редукция лирического «я», беспристрастность видения, использование подчеркнуто непоэтического языка маленького человека, отринутого на обочину жизни.

СМОГ (Смелость, Мысль, Образ, Глубина или Самое молодое общество гениев): Л.Губанов, В.Алейников, Ю.Кублановский, С.Соколов, В.Делоне и др. Стремление к эстетическому бунтарству.

Ахматовский круг (И.Бродский, Д.Бобышев, Е.Рейн, А.Найман) – ориентация поэтов на традиции акмеизма.

Объединение поэтов при Ленинградском университете (В.Уфлянд, М.Еремин, Л.Виноградов и др.) – продолжение традиций обэриутов.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев, Ю. Наша авторская… история, теория и современное состояние самодеятельной песни / Ю.Андреев. – М.: Молодая гвардия,1991. - 272 с.

Зайцев, В.А. Современная советская поэзия. 1960-1970 годы (стилевые поиски и тенденции). Пособие по спецкурсу / В.А.Зайцев. – М.: Изд-во МГУ, 1998. - 177 с.

Лавлинский, Л.Л. Сердца взрывная сила: (О лирической поэзии 60 г.) / Л.Л.Лавлинский. - М.: Сов. писатель, 1972. - 317 с.

Македонов, А. В. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930 - 1970-х гг. / А.В.Македонов. - Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1985. - 359 с.

Чупринин,. С. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики / С.Чупринин.. - М.: Советский писатель, 1983. – 287 с.

Савицкий, С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы) / С.Савицкий. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 224 с. То же [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://ethesis.helsinki.fi/julkaisut/hum/slavi/vk/savitsky/andegrau.pdf (дата обращения 22.02.2011).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: