Обзор ведущих радиостанций Сахалина

(«Европа плюс Сахалин», «Авторадио» и «Радио 105,5»)

Сегодня южносахалинцы имеют возможность принимать своими приемниками более десяти радиостанций, среди них самостоятельные программы (не считая новостей) выходят лишь на волнах «Авторадио», «Европа плюс Сахалин», «105,5» и «Радио «Сахалин». Каждая из них заняла свой сегмент радиослушателей.

Так, например, «Европу плюс Сахалин» слушает население в возрасте от 19 до 34 лет (70,3 %) в основном это студенты, работники торговли, предприниматели и служащие[23]. Радиостанция занимает одну из лидирующих позиций в сахалинском регионе. Ведь принимать сигналы «Европы плюс» могут не только жители областного центра, но и близлежащих городов – Холмска и Корсакова. Впервые «поймать» волну «Европы» холмчане смогли у себя в городе в мае 1999 года, то есть спустя пять лет после того, как появилась эта радиостанция в Сахалинской области. В зоне охвата вещания оказались 280 тысяч человек.

30 апреля 2001 года к радиослушателям «Европы плюс Сахалин» присоединились и жители Корсакова. С этого момента охват достиг 312 тысяч человек, что составляло 53,4% от населения области на тот момент[24].

В первые годы объем вещания в сутки составлял шесть часов утром, потом добавился вечерний выпуск, а вскоре после того, как телерадиокомпания подключилась к спутниковому каналу «Европа плюс», аналогов на тот момент которому не было в России, их вещание увеличилось до 22 часов в сутки. Но руководством было принято решение о круглосуточном режиме работы. Это была первая радиостанция из сети «Европа плюс» и первая радиостанция на Дальнем Востоке, имевшая такой большой объем вещания [25].

Тогда в эфире радиостанции звучали такие передачи как «Панорама», «Только факты», «Криминальная хроника», «В гостях у Варвары». Фирменной же программой был «Уикенд на Европе плюс». Радиослушателей в этой передаче ждали встречи с различными интересными людьми.

В феврале 1998 году в эфире радиостанции появляется постоянная программа «Хит-парад Европы плюс». Это было логично, поскольку 95% эфирного времени «Европы плюс Сахалин» занимала музыка. Радиостанция и по сей день позиционирует свой формат как «лучшая мировая музыка последних 30 лет».

«Европа плюс» поддерживает разговорно-музыкальный формат. Эта станция отдает предпочтения следующим характеристикам при выборе музыкальных композиций:

· музыка должна быть динамичной, бодрой, вызывающей положительные эмоции благодаря этим качествам;

· музыка должна быть популярной, любимой радиослушателями;

· шлягерность песни, легкость в запоминании вплоть до желания спеть ее.

«Европа плюс» всегда пытается избегать в своем эфире «тяжелой» музыки, носящей явно депрессивный характер. Категорически ставится заслон блатным песням, «цыганщине» и разномастной низкокачественной «попсе», которую в избытке можно услышать в эфире других радиостанций.

75% музыки звучащей в эфире радиостанции – это зарубежные и отечественные хиты. Около 55 % составляет танцевальная музыка. В эфир идут в основном новинки эстрады – около 70% музыки не старше 3–4 месяцев.

«Европа плюс Сахалин» входит в холдинг «Сахалинская медиагруппа», директором которой является В. В. Чуйко. Стоимость рекламного времени составляет от 33 до 130 рублей в секунду. Естественно, что наиболее дорогая реклама на радиостанции в прайм-тайм.

Большой популярностью среди всех программ «Европы плюс Сахалин» пользуется ежедневная программа «Презент», куда радиослушатели посредством телефонной связи, а также СМС могут отправить свои поздравления и заказать мелодию в качестве подарка. В коллективе радиостанции работают ди-джей Александра Накипова, Александр Подоленчук, Диана Дулепова и другие. В начале каждого часа выходит блок новостей региона, в середине часа – новости экономики, а на последних минутах передается информация о погоде по всей области.

В июле 2002 года островитяне смогли настроить свои радиоприемники на частоту 531 кГц, где стала работать новая радиостанция «Авторадио-Сахалин». Сахалинское «Авторадио» вещает с 6 утра до 3 ночи. Выпуски рекламы осуществляются с 7.00 до 21.00 на 15-й и 45-й минуте каждого часа. Стоимость рекламного времени варьируется от 15 до 50 рублей в секунду.

Целевой аудиторией «Авторадио» являются автомобилисты. Это люди различного социального достатка в возрасте от 25 до 45 лет. Поэтому основная информация, передаваемая в программах «Авторадио-Сахалин», касается непосредственно автомобилистов.

Команда радиостанции участвовала в автопробеге «Владивосток-Москва» и проехала через всю Россию. А в 2006 году байкеры под флагом «Авторадио» покорили Алтай и просторы Монголии. Вместе с радиослушателями играли в футбол, чтобы определить обладателя Большого футбольного кубка «Авторадио» и выяснить на футбольном поле, кто же сильнее – команда автолюбителей или команда ГИБДД.

Часто коллективы «Авторадио» и Радио «105,5» принимают участие в жизни города, проводя вечеринки и даже городские праздники. Не забывают они и о дорожных проблемах. Так на волнах «Авторадио-Сахалин» вышел ряд программ посвященных детскому травматизму. Благодаря «Агентству народных корреспондентов» (это название рубрики) слушатели могут получить оперативную информацию о ситуациях на дорогах, а также сами поделиться сведениями о дорожной обстановке. Все конкурсы так же нацелены на радиослушателей-автолюбителей (например, разыгрываются «литры бесплатного топлива»).

В первые годы своей работы «Авторадио» выходило в эфир два раза в день: утром с 7 до 12 и вечером с 20 до 21. Вечерняя программа радиостанции «Агентство народных поздравлений» пользовалась такой популярностью, что в эфир дозванивались даже моряки.

Помимо «регулярных» благодарностей и дипломов от региональных властей в арсенале «Авторадио-Сахалин» в 2007 году появился диплом участника национальной премии «Радиомания»

Радиостанция относится к музыкально-развлекательному коммерческому радиовещанию. На официальном сайте медиахолдинга редакторы радиостранички пишут: «Главная ценность нашего музыкального формата – позитивное разнообразие. Это музыка, которую мы любим, узнаем с первых тактов и напеваем. Одна из важных составляющих музыкального разнообразия – это любимая не одним поколением советских людей музыка 80-х, которая сегодня привлекает к нам не только взрослую аудиторию, но и молодежь»[26]. В эфире «Авторадио-Сахалин» звучат такие программы как «Полный абзац» – ежедневный обзор местной островной прессы, «Будь в курсе» – новости экономики и финансов и т. д. К тому же ведущие готовят «Агентство Забавных Сообщений» и «Народные новости» с учетом местной специфики. Новостные программы освещают жизнь как Южно-Сахалинска, так и всего островного региона.

Коллектив «Авторадио-Сахалин» регулярно проводит различные сезонные акции: «Вместе за рулем», «Весна, любовь и медные трубы», «Дачный сезон» и другие, а также участвует во Всероссийских акциях «День Города» и «Кубок «Авторадио» по футболу».

Радиостанция входит в холдинг АСТВ – альтернативного сахалинского телевидения и является сетевым партнером «Авторадио-Москва».

«Радио 105,5» – единственная радиостанция Сахалинской области, где круглосуточное вещание полностью подготавливается островными журналистами без помощи сетевых партнеров. Вещает радиостанция на одноименной волне 105, 5 FM. В зону ее покрытия входят Южно-Сахалинск с пригородами, а также частично Анива, Корсаков и Долинск.

Появилась эта радиостанция 24 апреля 2002 года. Она так же, как и «Авторадио – Сахалин» входит в медиахолдинг АСТВ (директором радиовещания медиаходинга является Т. Попова, а продюсирует «105 и 5» с 2006 года Ю. Гильмутдинова). Реклама в эфире радиостанции выходит с 6 утра до 24 ночи на 20-й и 40-й минутах каждого часа. Стоимость рекламного времени колеблется от 25 до 80 рублей за секунду эфирного времени.

Целевой аудиторией радио «105,5» являются южносахалинцы разных социальных групп и возрастных категорий. В качестве музыкального оформления радиостанция использует хиты конца 80-х и 90-х годов, а также современную отечественную и зарубежную эстраду.

Коллектив радиостанции широко использует возможности прямого эфира и обратной связи с радиослушателями. Ежедневно по утрам в прямом эфире звучит утреннее радиошоу «Утро в стиле FM» с его постоянными ведущими Аленой Бариновой и Василием Храмковым. За четыре часа шоу радиослушатели могут наслаждаться не только хорошей, разнообразной музыкой и шутками, но и поучаствовать в развлекательных играх, узнать много интересного, а также услышать и разместить объявление о купле или продаже в рубрике «Барахолка «Элит».

Три года назад вместо «Утра в стиле FM» выходило шоу под названием «Первая смена», его вели Василий Храмков и Ольга Лесникова. В шоу существовала игра-конкурс «Не лыком шиты», особенность которой заключалась в том, что радиоведущие и аудитория менялись местами. Радиослушатели сами придумывали и задавали вопросы для Ольги и Василия. Как признались ведущие, программу вскоре пришлось закрыть, так как они постоянно разгадывали вопросы.[27]

Во время утреннего эфира радиослушатели могли не только наслаждаться различной музыкой, но и посоревноваться в знании популярных мелодий в конкурсе «По барабану», а также узнать новый интересный кулинарный рецепт в рубрике «Жуй с нами».

Ежедневно по будням на «Радио105,5» выходят информационные программы различных тематик – Автоновости, светские, спортивные и музыкальные новости, а также гороскоп, программа о событиях дня «Было дело», обзор прессы «Черным по белому», новости туризма «Руссо туристо» и специализированная программа «Знак качества».

Игры на 25-й минуте часа – это постоянный, неотъемлемый элемент эфира радиостанции. Лучшими проектами, завоевавшими популярность у радиослушателей, стали «Крепкий орешек», «Словарный запас», «Черный квадрат», «Однорукий Джек», «Киномафия». Как и подобает музыкальной радиостанции еженедельно на «105,5» подводят итоги «музыкальной недели» в программе «Хитовый ТОП от 105,5». Наконец, каждый день радиослушатели имеют возможность поздравить друг друга с праздниками и передать приветы всем южносахалинцам в прямом эфире благодаря популярной программе «Участок поздравлений».

Особой популярностью пользуются спецпроекты и городские акции. Так совместно с «Радио 105,5» горожане Южно-Сахалинска ежегодно встречают «День Радио» и «День города». Каждое лето на выездных автомобильных акциях со стикерами («Черный квадрат на колесах», «Радио РАДАР», «Прятки по-взрослому», «Формула «105,5») радиослушатели получают призы и хорошее настроение. Отметим также, что характерной особенностью эфира радиостанции являются разнообразные джинглы, отбивки и паспорта передач.

В копилке благодарностей и наград радиостанции в 2005 году появился диплом победителя в Национальной премии «Радиомания» в номинации «Литературная программа». За 2007–2008 года коллектив радиостанции завоевал первое место в фестивале информационных программ региональных радиовещателей «Вместе – Радио» в номинации «Тематическая программа». Радиослушатели без труда по любимым голосам ведущих смогут узнать радиостанцию. В звезды эфира «записаны» Денис Федосеев, Алена Баринова, Денис Демин, Ксения Левицкая и Ирина Моисеенко.

Все выше перечисленные радиостанции отличаются между собой подаваемой информацией, музыкальным сопровождением, а также направленность на свою аудиторию. Но их объединяет музыкальный, коммерческий формат вещания. Радио «Сахалин» среди радиостанций «Европа плюс Сахалин», «Авторадио-Сахалин» и «Радио 105,5» стоит обособлено.


[1] Боякова С. Через время и расстояния / С. Боякова // Красное знамя. – 1996. – 27 февр. – С. 3.

[2] Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2006 год / Сахалинская областная универсальная научная библиотека, отдел краеведения; под ред. В. А. Малышева, Г. М. Нефедова. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2005. – С. 19–20.

[3] Боякова С. Через время и расстояния. – С. 3

[4] Сахалинский областной радиоцентр // Молодая Гвардия. – 1995. – 6 мая. – С. 3.

[5] Решение № 140 Сахалинского облисполкома от 22 апреля 1947 // ГАСО. – Оп. 1. – Д. 1.

[6] Решение Сахалинского облисполкома № 557 от 23 августа 1949 // ГАСО. – Оп. 1. – Д.1.

[7] Из постановления №***областного комитета по радиовещанию при исполкоме Сахалинского Совета депутатов трудящихся от 25 июня 1957 // Архив компании ГТРК «Сахалин».

[8] Московский приказ № 1182 Председателя государственного комитета по радиовещанию и телевидению при совете министров СССР от 25 декабря 1958 // Архив компании ГТРК «Сахалин».

[9] «О работе Южно-Сахалинского телевизионного центра» протокол № 1 заседания бюро Сахалинского обкома КПСС от 27 февраля 1960 // ГАСО. – Оп. 2. – Д. 281.

[10] «О передаче по областному радио краткосрочных прогнозов погоды» протокол № 4 заседания секретариата Сахалинского КПСС от 9 ноября 1961 // ГАСО. – Оп. 2. – Д. 326.

[11] На волне 4,54 метра // Советский Сахалин. – 1966. – 12 мая. – С. 4.

[12] Дальний Восток…год пятидесятый // Советский Сахалин. – 1967. – 2 июня. – С. 3.

[13] Без бумаги и расстояний // Советский Сахалин. – 1972. – 7 мая. – С. 4.

[14] 7 мая – день радио (цифры и факты) // Блокнот агитатора. – 1974. – № 8. – С. 16–17.

[15] Московский приказ № 332-к государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию от 1 февраля 1984, и решение Сахалинского областного совета народных депутатов № 45 от 22 февраля 1984 // Архив компании ГТРК «Сахалин».

[16]Волкова Г. Приз Сахмеру / Г. Волкова // Молодая гвардия. – 1988. – 28 сент. – С. 1.

[17] Из проекта решения «О создании государственной телерадиовещательной компании «Сахалин» (Сахалинтелерадио)» Сахалинского областного совета народных депутатов исполнительного комитет // Архив компании ГТРК «Сахалин».

[18] Процесс дошел // Советский Сахалин. – 1994. – 25 марта. – С. 1.

[19] Сахалинский областной радиоцентр // Молодая гвардия. – 1995. – 6 мая. – С. 3.

[20] Московский приказ № 345-к федеральной службы России по телевидению и радиовещанию от 12 августа 1996 года // Архив компании ГТРК «Сахалин».

[21] Объявлен банкротом радиоцентр // Советский Сахалин. – 1997. – 25 февр. – С. 1.

[22] Постановление Правительства РФ № 844 от 27 июля 1998 года // Архив компании ГТРК «Сахалин».

[23] Электронный справочник рекламных агентств, телерадиокомпаний. – https://www.reklama-online.ru/yuzhno-sahalinsk/reklama-radio/ (13.03.10).

[24] История успеха: Вот и прошли 10 лет // Наши острова. – 2003. – 27 февр. – С. 19.

[25] Чуйко В. Приплюсовав себе Европу!: [беседа с ген. директором телерадиокомпании Владимиром Чуйко] / Вел В. Елисеев // Молодая гвардия. – 1994. – 1 марта. – С. 3.

[26] Из материалов официального сайта холдинга «АСТВ». – https://Astv.ru/ (13.03.10).

[27] Утро вечера мудренее // Телемир. – 2004. – 4 февр. – С. 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: