Парето и его время

Социологическая система Вильфредо Парето

Глава 9

Литература

1. Бельцев Л. В. Социология религии М. Вебера: Крит, очерк.
Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1975.

2. Вебер М. История хозяйства. Пг., 1923.

3. Здравомыслов А. Г. Макс Вебер и его «преодоление» мар
ксизма // Социол. исслед. 1976. № 4.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

5. Новейшие тенденции в современной буржуазной социологии //
Социол. исслед. 1984. № 4,

6. СелигменБ. Основные течения совр.экономич. мысли. М., 1968.

7. Социология и современность. М., 1977. Т. 2.

8. Ясперс К. Куда движется ФРГ? М., 1969.

9. Baumgarten E. Max Weber: Werk und Person. Tubingen, 1964.

10. Bendix R. Max Weber: An Intellectual Portrait. N.Y., 1962.

11. Bendix R.,Roth G. Scholarship and partisanship. Essays on
Max Weber. Berkeley, 1971.

12. Bessner W. Die Begriffsjurisprudenz, der Rechtspositivismus
und die Transzendentalphilosophie I. Kant als Grundlagen der
Soziologie und der politischen Ethik Max Webers. Weiden, 1968.

13. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. В., 1927.
Bd. 2.

14. Freyer H. Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft. Leipzig; В.,
1930.

15. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Frank
furt a.M., 1981. Bd. 1.

16. Jaspers K. Max Weber: Politiker, Forscher, Philosoph. Bremen,
1946.

17. Kon I. S. Der Positivismus in der Soziologie. В., 1968.

18. Lowith K. Max Weber und seine Nachfolger // Mass und
Welt. 1939.

19. Lowith K. Max Weber und Karl Marx // Gesammelte Ab-
handlungen. Stuttgart, 1960.

20. Max Weber und die Soziologie heute / Hrsg. Stammer.
Tubingen, 1965.

21. Merleau-Ponty M. Les aventures de la dialectique. P., 1955.

22. Mitzman A. The iron cage •// Historical interpretation of Max
Weber. N.Y., 1970.

23. Mommsen W.J. Max Weber und die deutsche Politik, 1890—'
1920. Tubingen, 1959.

24. Molmann W. Max Weber und die rationale Soziologie.
Tubingen, 1966.


25. Monch R. Theorie des Handelns: Zur Rekonstruktion der
Beitrage von T. Parsons, E. Durkheim und M. Weber. Frankfurt a.M.,
1982.

26. Parsons T. The structure of social action. N.Y., 1961.

27. Parsons T. The social system. N.Y., 1966.

28. Scheler M. Wissensformen und die Gesellschaft. Bern, 1960.

29. Schluchter W. Die Paradoxie der Rationalisierung: Zum
Verhaltnis von «Ethik» und «Welt» bei Max Weber // Ztschr. Soziol.
1976. № 5.

30. Schmidt G. Max Webers Beitrag zur empirischen Industrie-
forschung // Koln. Ztschr. Soziol. und Sozialpsychol. 1980. № 1.

31. Seyfarth G. Gesellschaftliche Rationalisierung und die Ent-
wicklung der Intellektuellenschichten: Zur Weiterfiihrung eines
zentralen Themas Max Webers // Max Weber und die Rationali
sierung sozialen Handelns / Hrsg. W. M. Sprondel, G. Seyfarth. Stutt
gart 1981.

32. Sorokin P. Contemporary sociological theories, N.Y., 1928.

33. Walter A. Max Weber als Soziologe // Jahrbuch fur Soziologie.
Karlsruhe, 1926. Bd. 2.

34. Weber M. Die Verhaltnisse der Landarbeiter im ostelbischen
Deutschland // Schriften des Vereins fiir Sozialpolitik. Leipzig, 1892.
Bd. 55.

35. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Soziologie und Sozialpolitik.
Tubingen, 1924.

36. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie.
Tubingen, 1951. Bd. 1. '

37. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre.
Tubingen, 1951.

38. Weber M. Gesammelte politishe Schriften. Tubingen, 1951.

39. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Koln; Berlin, 1964.

40. Weber M. Die protestantische Ethik und der Geist des Kapi-
talismus. Munchen; Hamburg, 1965.

41. Weber M. Staatssoziologie / Hrsg. B. Winckelmann. В., 1966.

42. Weiss J. Max Weber Grundlegung der Soziologie. Munchen,
1975.

43. Weiss J. Ration alitat als Kommunikabilitat: Uberlegungen
zur Rblle von Rationalitatsunterstellungen in der Soziologie // Max
Weber'und die Rationalisierung des sozialen Handelns.

44. Wenckelmann J. Legitimitat und legalitat in Max Webers
Herrschaftssoziologie. Tubingen, 1952.

На рубеже двух веков в философской мысли Италии господствовал позитивизм, отличавшийся только своей пестротой и заимствованиями [5, с. 16]. Позитивистская социология также была эклектичной, сочетая элементы механицизма, эволюционизма, вульгарного биологизма и других течений. Таковы были концепции Чезаре Ломброзо (1836—1909), Энрико Ферри (1856—1929) и др. Известность получили идеи представителей итальянской школы политической социологии Гаэтано Моски (1858—1941), Роберта Михельса (1876—1936) [2], к которым непосредственно примыкают и взгляды Вильфредо Парето (1848—1923).

Сын аристократа, эмигрировавшего во Францию по политическим причинам, Парето получил инженерное образование и начал работать в римской железнодорожной компании. Рано включившись в политическую борьбу, он стал выступать в печати с критикой экономической политики правительства, требуя свободы торговли и невмешательства государства б частные дела.

На формирование научных интересов Парето оказали влияние видный итальянский экономист Матео Панталеони и профессор кафедры политэкономии в Лозаннском университете Леон Вальрас.

Разработанная Вальрасом теория экономического равновесия, перенесенная Парето на область общетеоретических представлений об обществе, стала впоследствии той основой, на которой строилась его социологическая система. Парето опубликовал ряд статей, посвященных доктрине Вальраса, в «Экономическом журнале», а после ухода Вальраса в отставку в 1.893 г. стал руководить его кафедрой.

Первой крупной публикацией Парето был основанный на университетских лекциях «Курс политической экономии». Позже он подвергал критике политику правительства, был в дружеских отношениях со многими социалистами, выступал в защиту Дрейфуса.

Около 1900 г. в настроениях и убеждениях Парето произошел перелом, обусловленный крушением прежних либеральных иллюзий.

Уверенный, что время либерализма прошло, что общество вступило в период стагнации и для обеспечения стабильности соци-


2. Методология



альной жизни необходимо насилие, он занял откровенно антидемократическую и антилиберальную позицию. Его новые взгляды нашли отражение в книге «Социалистические системы» (1901), «Учебнике политической экономии» (1906), а также в ряде статей.

Болезнь сердца заставила Парето прервать профессорскую деятельность, а в 1907 г. — отказаться от руководства кафедрой, оставив за собой лишь чтение лекций (до 1917 г.). В 1912 г. он закончил свой основной труд, названный «Трактатом по общей социологии», который из-за начавшейся войны появился на свет только в 1916 г. Некоторые из статей, написанные социологом в последние годы жизни, были опубликованы в сборниках «Факты и теории» (1920) и «Трансформация демократии» (1921). В последнем описано разложение итальянского государства под властью правительства, неспособного применить силу. Так Парето явился провозвестником фашизма.

Оказавшись у власти, фашисты окружили Парето почестями. Он получил звание «сенатора королевства», был привлечен к участию в журнале «Иерархия» и т. п. Умер Парето через год после прихода к власти фашистов, так и не определив своего отношения к новому режиму, который хотя и применил рекомендованные им методы насилия, однако не разрешил ни одного из социально-экономических противоречий.

В философском отношении социология Парето была синтезом позитивизма с волюнтаристским иррационализмом. Большое влияние на него оказали идеи французского социолога, теоретика анархосиндикализма Жоржа Сореля (1847—1922), особенно его теория насилия и отождествления революционных принципов с религиозными мифами, а также концепция Гаэтано Моски об универсальности деления общества на два класса — господствующий, монополизирующий власть и подчиненный, руководимый первым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: