Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Задания для самостоятельной работы.

1. Написать реферат на тему: «Антипозитивизм в русской социологии».

2. Написать эссе на тему: «Что такое энциклопедичность знаний по М.Ковалевскому».

3. Написать реферат на тему: «Кризис позитивистской традиции в социологической мысли России и Европы».

4. Написать эссе: «Что такое «панморализм» в субъективной школе социологии».

5. Написать реферат на тему: «Нормативная социология В.Хвостова».

6. Написать эссе: «Краткий итог социологической деятельности П.Сорокина в России».

7. Написать эссе: «Эмигрантский период русской социологии: основные фигуры и характеристики учений».

8. Подготовиться к проведению семинара по теме: «Русская классическая социология и современность».

9. Составить словарь основных терминов, введенных русскими социологами с указанием конкретных авторов-персоналий.

10. Подготовить презентацию в Power Point на тему: «Русские социологи-антипозитивисты и современность.

11. Дать письменную характеристику основный нынешних российских проблем в их связи с разработками русских социологов-классиков.

12. Подготовить письменную демаркацию позитивистских и антипозитивистских направлений в социологии с указанием главного предмета спора и соответствующей аргументации с обеих сторон.

13. Подготовить научный семинар о трансформации взглядов П.И.Новгородцева в эмиграции с анализом последних, предсмертных его статей и выступлений и обсудить применимость этих взглядов к сегодняшней ситуации в России.

14. Провести информационно-дискуссионный семинар по сравнению творческих биографий главных представителей русской социологии и влиянию их судеб на их творчество.

15. Проработать через Интернет-ресурсы вопрос исследования творческого наследия русских социологов-классиков в современной отечественной исследовательской литературе (последние учебники, книги, статьи, выступления на научных конференциях и т.д.).

Основная литература:

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 2001.

2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Л.; М., 1929.

3. Булгаков С.Н. Два града. М., 1911.

4. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1912.

5. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991.

6. Кареев Н.А. Введение в изучение социологии. СПб., 1903.

7. Кареев Н.А. Основы русской социологии. М., 1996.

8. Ковалевский М.М. Современные социологи. СПб., 2002.

9. Ковалевский М.М. Сочинения в 2 т. М., 1997.

10. Лавров П.Л. Избранные произведения: В 2 т. М., 1965.

11. Нравственный идеализм в философии права //Проблемы идеализма. М., 1902.

12. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

13. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография. М., 1992.

14. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

15. Сорокин П.А. Социальная мобильность. М., 2005.

16. Сорокин П.А. Социокультурная динамика. М., 2000.

17. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

18. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Дополнительная литература:

1. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. М., 1965.

2. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX – начала ХХ вв. М., 1993.

3. Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России XIX начала ХХ вв. М., 1994.

4. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.

5. Социологическая мысль в России. / Под ред. Б.А. Чагина. Л., 1978.

6. Социология и современность. Т. 2. М., 1977.

7. Социология истории Николая Кареева. М., 1998.

Интернет-ресурсы:

https://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htp - «Социологический журнал»

https://sj.obliq.ru – «Социологический журнал»

sociology.ru

socioline.ru

socioworld.narod.ru

student.km.ru

humanities.edu.ru

Материально-техническое обеспечение:

- Специализированный кабинет для проведения дискуссионных занятий;

- компьютерный класс;

- методический кабинет для занятий с литературой.

9.1. Осуществление внутрисеместрового контроля по номерам вопросов из пункта («Вопросы для самоконтроля») в соответствии с объемом и темами, пройденными на момент проведения промежуточной аттестации (по заданию преподавателя).

9.2. Тесты. (тестирование – 2 часа)

Цель теста: оценка понимания и освоения необходимого каркаса (самых общих и главных положений) знаний студентов в области истории и теории русской социологии.

1.Почему социологическое знание проникло и быстро распространилось в России в конце XIX века?

А: в связи с огромной популярностью и влиянием на умы идей Конта в Европе;

Б: из-за нехватки знаний о русском обществе в существовавшем в России корпусе общественных наук;

В: в связи с тем, что позитивизм стал новой идеологией интеллигенции;

Г: в связи с отменой крепостного права в России.

2. Какие первые школы социологии в России вы знаете?

А: марксизм;

Б: неокантианство;

В: субъективизм;

Г: позитивизм.

3.Какая философская позиция лучше соответствует распространению социологии в России?

А: идеализм;

Б: материализм;

В: позитивизм;

Г: историософия.

4. Кто из перечисленных ученых относился к классическим позитивистам?

А: Ковалевский;

Б: Кистяковский;

В: Кареев;

Г: Лавров.

5. Какой метод считается главным в субъективной школе социологии?

А: позитивизм;

Б: этицизм;

В: эмпиризм;

Г: субъективизм.

6. Кто из русских неокантианцев больше занимался проблемой нормативности?

А: Петражицкий;

Б: Хвостов;

В: Новгородцев;

Г: Лаппо-Данилевский.

7. Кто из русских религиозных философов считается наиболее социологом?

А: Бердяев;

Б: Соловьев;

В: Булгаков;

Г: Ильин.

8: Каков главный критерий научности в марксистской социологии в России?

А: проверка практикой;

Б: идеологическая направленность исследования;

В: цель социологической теории;

Г: системность подхода.

9: Что такое история социологии?

А: учет и описание главных тем и школ социологической мысли;

Б: изучение теорий крупных персоналий;

В: систематизация знаний, школ и направлений;

Г: база для создания социологической концепции.

10. Что является главным принципом и понятием психологического направления в русской социологии?

А: коллективная психология;

Б: индивидуальная психология;

В: личность, «Я»;

Г: социальный психизм.

11. Кто из русских социологов наиболее признан в мировой социологической среде?

А: Ковалевский;

Б: Новгородцев;

В: Сорокин;

Г: Бердяев.

12. Как русская классическая социология больше всего соотносится с современными проблемами России?

А: по предмету исследования;

Б: по определению главных социологических задач;

В: по социологической традиции;

Г: по национальному признаку своего происхождения.

13. В чем состоит, по С.Булгакову, основной недостаток «социологического разума»?

А: голый эмпиризм;

Б: схематизм мышления;

В: абстрагирование от социальной реальности;

Г: вера в свои теоретические схемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: