Планы практических занятий

Вопросы для самоконтроля

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения Раздела I.

Содержание первого раздела учебной дисциплины.

Распределение часов по разделам, темам и видам занятий

Структура и содержание дисциплины

Цель и задачи освоения первого раздела учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины

Социология

Для направления подготовки

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Учебная дисциплина «История социологии»» имеет объем ____ зачетные единицы ______ академических часа. Лекции (ЛК) – 36 часов, практические занятия (ПЗ) – 72, самостоятельная работа студентов (СРС) ____ часов, контролируемая самостоятельная работа (КСР) ____ часов. Итоговый контроль – экзамен (_____ часов).

Раздел I. Классические теории социологии (54часа)

Цель изучения первого раздела дисциплины: сформировать у обучающегося целостную картину развития социологии в XIX – начале XX века, являющуюся теоретическим основанием как ее последующего дисциплинарного развития в XX–XXI веках, так и ее практического использования.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

- изучить и осуществить анализ фундаментальных социологических теорий, разработанных в XIX – начале ХХ века;

- выявить методологические подходы и модели теоретического объяснения, заложившие главные тенденции развития социологии и определившие ее современное состояние;

- выявить историческую обусловленность социологического знания и историческую конкретность содержательного наполнения ее теорий;

- продемонстрировать возможность использования социологической теории для адекватного понимания социальной реальности и создания конкретных поведенческих, социальных и политических стратегий.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

· способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);\

· способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

· способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

· способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– классические социологические теории XIX – начала ХХ веков, их специфику и оригинальную понятийность;

- основные методологические подходы, оформившиеся в классической социологии и определившие дальнейшее развитие социологии, такие как позитивизм, социология понимания, исторический материализм, социологизм и т.д.;

- основные школы и теоретические направления развития социологии в указанный период;

- теории социального развития и изменения;

- теории общества классической социологии, как формальные, так и материальные;

уметь:

- анализировать теоретическое наследие классических теорий во всем его многообразии;

- применять в профессиональной деятельности знание классической социологической теории для анализа проблем развития и становления социологического знания;

- выстаивать логику развития социологической теории и выявлять механизмы преемственности, традиции и генетической связи социологических идей и теорий;

- использовать знание классических социологических теорий для анализа генезиса и трансформации социальных форм и процессов;

владеть:

- навыками исторического анализа социологического знания, социологических проблем и их решений;

- навыками конкретного исторического увязывания реальных социальных проблем и их научно-теоретического решения в рамках социологического знания;

- навыками использования знания классических социологических теорий в осуществлении научного историко-социологического исследования.

№ п/п Тема Семестр Виды учебной работы,   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
      Всего ауд.з. ЛК ПЗ   Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1. История социологии как наука. Периодизация истории социологии. Исторические, научные и философские предпосылки оформления социологии         Провести сравнительный анализ работ Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре» и А. Фергоюссона «Опыт истории гражданского общества»
2. Позитивистский проект социологии: Анри де Сен-Симон и Огюст Конт           Конспект работы О. Конта «Дух позитивной философии»
3. Социологическая теория Герберта Спенсера         Эссе на тему: «Теория прогресса Г. Спенсера»
4. Социологическая теория Эмиля Дюркгейма         Эссе на тему: «Что такое социологизм?»
5. Марксизм и марксистская социология в XIX веке: Карл Маркс и Фридрих Энгельс         Работа по сравнительному анализу теории капиталистического общества К. Маркса и А. Смита
6. Оформление понимающей социологии: Макс Вебер         Реферат по работам М. Вебера, посвященным методологии понимания в социологии
7. Социологическая теория Георга Зиммеля         Контрольная работа на тему: «Что такое принцип методологического индивидуализма в социологии Г. Зимммеля»
8. Ранняя американская социология         Эссе на тему: «В чем специфика ранней американской социологии по сравнению с европейской социологией XIX в.?»
  Промежуточная аттестация         Контрольная работа
  Итого          

Тема 1. История социологии как наука. Периодизация истории социологии. Исторические, научные и философские предпосылки оформления социологии (2 часа)

1. Предмет и метод историко-социологического знания. Принципы периодизации и подходы к периодизации истории социологии (позитивистский, понимающей социологии, реалистский, институциональный).

2. Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии. Европейские буржуазные революции. Становление общества модерна: промышленный капитализм, гражданское общество, государство модерна.

3. Научные и культурные предпосылки. Оформление науки Нового времени, политических и правовых учений Просвещения (концепция закона; порядка; теории общественного договора; естественного права; теория прогресса); экономические и моральные учения XVIII–XIX вв. Утилитаризм и моральная философия Шотландской школы.

Тема 2. Позитивистский проект социологии: Анри де Сен-Симон (1760–1825) и Огюст Конта (1798–1875) (2 часа)

1. Социологические идеи А. Сен-Симона. Концепция «социального физицизма»; метод социологии. Учение о классах и социальной структуре общества; концепция социального развития и изменения.

2. Социология О. Конта. Позитивизм. Система наук, место социологии в системе наук; метод социологии и ее социальное предназначение. Теория социальной динамики, закон трех стадий, закон двойной эволюции. Теория социальной статики, концепция класса, концепция порядка. Эволюция идей О. Конта.

Тема 3. Социологическая теория Г. Спенсера (1820–1903) (2 часа)

1. Социология Г. Спенсера. Позитивизм. Концепция «синтетической философии». Система наук, место и специфика социологии как науки. Теория социологического метода. Органицизм. Теория общества. Общество как сущность и как организм. Подсистемы общества, институты. Основной закон социальной эволюции: теория прогресса. Факторы социальной эволюции. Классификация обществ по уровню их морфологической сложности. Исторические типы обществ. Основные характеристики «военного» и «промышленного» типов обществ.

2. Развитие английской социологии в конце XIX – начале ХХ в.

Тема 4. Социологическая теория Э. Дюркгейма (1858–1917) (2 часа)

«Социологизм». Теория социальной реальности как реальности «sui generis». Теория социального факта. Теория метода. Концепция аномии. Теория общества. Концепция солидарности, типы солидарности (механическая и органическая). Типы обществ и их основные характеристики. Теория социального развития. Факторы социального развития. Теория промышленного общества и его аномии.

Тема 5. Марксизм и марксистская социология в XIX веке: К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895) (2 часа)

Марксистская теория метода. Материалистическое понимание истории. Критика предшествующей философской традиции в понимании истории и общества.

Теория общества в марксизме. Теория общественно-экономической формации. Классовая теория, теория классового конфликта и классовой борьбы, теория государства.

Теория смены общественно-экономических формаций как теория социального развития в марксизме. Теория прогресса, диалектика свободы и необходимости. Теория классовой борьбы и революции.

Теория капиталистического общества.

Тема 6. Социологическая теория М. Вебера (1864–1920) (2 часа)

«Понимающая социология» М. Вебера. Теория метода.

«Трансцендентальная предпосылка» всех наук о культуре. Социология как наука о культуре. Критика предшествующей социологической традиции. Социология как «эмпирическая наука о действительном». Принцип свободы от оценки. Социологическое понимание. Концепция социального действия и смысла, процедура отнесения к ценности. Каузальное объяснение и понятие закона. Типологизация и учение об идеальных типах.

Теория общества. Теория социального действия, типология социальных действий. Типология порядков. Типология социальных объединений. Типология власти. Концепция бюрократии.

Теория социального развития. Теория рационализации.

Теория капиталистического общества.

Тема 7. Социологическая теория Георга Зиммеля (2 часа)

Методологические основания социологической теории: основные черты социологии как науки; предмет и метод социологии. Принцип методологического индивидуализма.

Теория общества. Теория общества как совокупности кругов общения. Общество как совокупность социальных форм. Общество как совокупность частных процессов синтеза, или априори социальной жизни.

Теория социального развития. Индивидуализация, дифференциация, функционализация.

Теория капиталистического общества. Работа Г. Зиммеля «Философия денег».

Тема 8. Ранняя американская социология. (4 часа)

8.1.Фердинанд Теннис (1855–1936) (1 час)

Фердинанд Теннис о предмете и структуре социологии: концепция социальной формы, «чистая» и «общая» социология. Типология социальных связей – общинные и общественные. «Сущностная» и «избирательная» воля как основа типологии действия. Деревня и город. Теннис о родовой, соседской и религиозной общине. Нормы социального порядка и их типология. Теория социального развития. Социально-критическая, антикапиталистическая направленность концепции Тенниса.

8.2. Социологическая теория Вильфредо Парето (1848–1923) (0,5 час)

Социология как «логико-экспериментальная наука».

Теория общества как социальной системы. Элементы социальной системы: логичные и нелогичные действия; осадки и производные. Общество как динамичная равновестная система. Социальная структура общества.

Социальная динамика, гетерогенность. Теория циркуляции элит.

8.3. Психологизм в социологии XIX века. Социологическая теория Габриеля Тарда (1843–1904) (0,5 час)

Психологизм в социологии – теория, утверждающая, что психология должна быть основанием социологии, а социальные факты относятся прежде всего к сфере психического и сознательного взаимодействия. Группировки социальных фактов образуют социальные явления и основу социальных отношений и процессов.

Типология социальных процессов: подражание, оппозиция, адаптации. Законы подражания – предпосылка, основа и основной механизм социальной жизни.

«Психология толпы», специфика толпы как социального агрегата, их типология.

Типология социальных объединений: семья, толпа, публика, классы.

Социальное развитие, инновации и изменение у Г. Тарда.

8.4. Школы одного фактора в социологии XIX века (1 час)

К школам одного фактора относят преимущественно различного рода натуралистические школы, методологическую основу которых составляют идеологические и социально проинтерпретированные естественно-научные теории – биологии, географии, антропологии. Типология и классификация натуралистских школ. Географическая школа: Генри Бокль (1821–1862), Фридрих Ратцель (1844–1902), Карл Хаусхофер (1869–1946). Геополитическая теория в XIX веке.

Расово-антропологическая школа: А.Ж. Гобино (1816–1882), Густав Лебон (1841–1931), Х.С. Чемберлен (1855–1927). Основные тезисы расово-антропологической школы.

Социал-дарвинистская школа: Людвиг Гумплович (1838–1909), Густав Ратценхофер (1842–1904). «Естественный отбор» и «борьба за существование» в обществе. Концепция социальной эволюции. Иерархия и борьба социальных групп.

Биологическая школа – Пауль Лилиенфельд (1829–1903), А. Шеффле (1831–1903), Г. Вормс (1869–1926). Тождество общества и организма. Объяснение социальной жизни биологическими закономерностями. Социология преступности Чезаре Ломброзо (1835–1909). Кризис натурализма в начале ХХ в.

8.5. Ранняя американская социология: Уильям Самнер (1840–1910), Альбион Смол (1854–1926), Лесли Уорд (1841–1913), Франклин Гиддингс (1855–1931) (1 час)

1. Социологическая теория Уильяма Самнера.

Социальный дарвинизм: социальный отбор, социальный конфликт, социальное неравенство.

Этноцентризм. Типология социальных отношений: «мы – группа», «они – группа».

Концепция социальных классов и их типология.

Факторы развития цивилизации. Концепция социальных институтов и их типология.

2. Социологическая теория Альбиона Смола.

Определение предмета социологии и ее специфики как науки. Сфера социального – «процесс человеческой ассоциации».

Концепция «интересов» и их классификации.

Концепция цивилизации и цивилизационного процесса. Социал-реформизм.

3. Социологическая теория Лестера Франка Уорда.

Определение задач, предмета и специфики социологии как науки. Критика социального дарвинизма и диктата «генетической эволюции». Телеологический характер общественной жизни и «способность к творчеству». Работа «Психические факторы цивилизации».

Концепция социального онтогенеза, индивидуального телезиса и коллективного телезиса. Социальные сила, интересы, мотивы. Их классификация.

Теория прогресса Л. Уорда. Социальный реформизм.

4. Социологическая теория Франклина Генри Гиддинса.

Определение предмета и специфики социологии как науки. Общество как физико-психический организм. Психологический эволюционизм. «Социальный разум», «сознание рода».

Теория эволюции: от зоогенетической ассоциации к демогенетической ассоциации. Типология социальных классов.

1. Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

2. Теоретические предпосылки возникновения социологии.

3. Формирование общества модерна как главного объекта социологии.

4. Концепция социологии А. Сен-Симону. Метод социологии и понятие «социального физицизма».

5. Учение Сен-Симона о классах и социальной структуре общества. Концепция социального конфликта.

6. Типология обществ и концепция социального развития А. Сен-Симона.

7. Позитивистская социология О. Конта (Система наук по О. Конту, место социологии в системе наук. Метод социологии).

8. Концепция социальной статики О. Конта. Основные социальные институты, уровни интеграции, классы.

9. Концепция социальной динамики: «закон двойной эволюции», «закон трех стадий».

10. Системы социальной стратификации по Конту. Историческое развитие систем социальной стратификации.

11. Концепция «синтетической философии» Г. Спенсера. Место социологии в системе наук. Методология социологии.

12. Концепция общества как сущности и как организма по Г. Спенсеру. Основные компоненты общества как организма.

13. Концепция социальных институтов Г. Спенсера.

14. Концепция социального развития. Факторы социального развития. Основной закон социальной эволюции.

15. Типология обществ по Г. Спенсеру и их основные характеристики.

16. Исторический материализм как методология марксистской социологии.

17. Теория общества в марксизме. Концепция общественно-экономической формации как теория общества марксизма.

18. Теория классов в марксизме.

19. Марксизм как теория социального конфликта: теория классовой борьбы и революции. Социальный конфликт как механизм социального изменения.

20. Концепция смены общественно-исторических формаций как теория социального развития марксизма. Основные типы общественно-экономических формаций.

21. Источники и механизм социального изменения в марксизме.

22. Концепция капиталистического общества в марксизме. Генезис капитализма.

23. Концепция социологии как науки и социологический метод Г. Зиммеля. Принцип методологического индивидуализма.

24. Г. Зиммель и его «новая» концепция общества.

25. Теория общества как совокупность частных процессов синтеза Г. Зиммеля.

26. «Формальная социология» Г. Зиммеля.

27. Теория социальной формы и общества как совокупности социальных форм. Работа Г. Зиммеля «Социальная дифференциация».

28. Методологические взгляды М. Вебера: концепция понимающей социологии. Работа М. Вебера «Объективность» социально-научного и социально-политического познания».

29. Теория социального действия М. Вебера. Работа «Основные социологические понятия».

30. Теория общества М. Вебера Общественно-ориентированное действие и конвенционально-значимый порядок. Типы социального порядка. Работа «О некоторых категориях понимающей социологии».

31. Совокупность идеальных типов, образующих теорию общества у М. Вебера: целевой союз, институт, союз, объединению по случаю.

32. Концепция социальной стратификации по М. Веберу: «статус-класс-партия».

33. Рационализация как механизм социального развития у М. Вебера.

34. Типы господства у М. Вебера. Процессы рутинизации и легализации харизматического господства.

35. Концепция капиталистического общества у М. Вебера.

36. Ф. Теннис. Концепция социального действия: сущностная воля и избирательная воля.

37. Основные характеристики двух исторических типов общества по Теннису. Работа «Община и общество».

38. Методология социологического исследования. Метод социологии Э. Дюркгейма.

39. «Социологизм» как концепция социального знания по Э. Дюркгейму: концепция социального факта (онтологический и методологический аспекты).

40. Концепция социальной солидарности Э. Дюркгейма: ее типы и основные характеристики соответствующих типов обществ. (Общества «механической» и «органической» солидарности).

41. Концепция общества как организма и органицистская теория развития Э. Дюркгейма. Факторы социального развития.

42. Концепция индустриального общества Э. Дюркгейма.

43. Социология как логико-экспериментальная наука по В. Парето.

44. Концепция логического и нелогического действия.

45. Теория «Осадков и «Производных» В. Парето.

46. Теория общества как эквилибриума у В. Парето. Факторы, определяющие состояние системы. Отношение к идеям прогресса и цикличности.

47. Теория циркуляции элит как теория социального изменения у В. Парето.

48. Психологическое направление в европейской социологии XIX в. Теория Г. Тарда.

49. Школы одного фактора в социологии XIX века.

50. Ранняя американская социология. Главные представители. (У. Самнер, А. Смол, Л. Уорд, Ф. Гиддингс). Краткая характеристика социологических идей.

Занятие 1. Тема: Позитивистский проект социологии: Анри де Сен-Симон и Огюст Конт (4 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Что такое «социальный физицизм»? Какова история этого понятия.

2. Метод социальной науки по Сен-Симону.

3. Теория социального развития Сен-Симона. Социалистическая утопия Сен-Симона.

4. Работа «Катехизис промышленников».

5. Что такое позитивизм? Позитивистская программа для социологии.

6. Понимание предмета, метода и цели социологического знания у Конта.

7. Теория социального развития О. Конта.

8. Статика и динамика, порядок и прогресс у О. Конта. Роль и значение этих концептуальных образований.

9. Работа О. Конта «Дух позитивной философии».

Литература к теме: №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13 из общего списка рекомендованной литературе.

На практическом занятии используется метод интерпретации и анализа текста.

Занятие 2. Тема: Социологическая теория Г. Спенсера. Социологическая теория Э. Дюркгейма (4 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Позитивизм Г. Спенсера. Специфика позитивистской программы Г. Спенсера.

2. Органицизм Г. Спенсера и его теория общества. Теория социальных институтов.

3. Эволюционизм Г. Спенсера, его теория прогресса.

4. Теория социального развития, факторы развития, исторические типы обществ.

5. «Социологизм» Э. Дюркгейма.

6. Работа Э. Дюркгейма «Метод социологии».

7. Работа Э. Дюркгейма «Самоубийство: социологический этюд».

8. Теория солидарности и теория общества Э. Дюркгейма.

9. Теория социального развития Э. Дюркгейма.

10. Работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда».

Литература к теме: №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 17 из общего списка рекомендованной литературы.

На практическом занятии используется метод интерпретации и анализа текста и метод дискуссии.

Занятие 3. Тема: Марксизм и марксистская социология в XIX веке. (4 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Работа В.И. Ленина «Три источника и три составные части марксизма».

2. Что такое «материалистическое понимание истории»? Работа К. Маркса «К критике гегелевской философии права».

3. Теория общества в марксизме.

4. Работа К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие».

5. Теория класса, теория классового конфликта и теория государства в марксизме.

6. Работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности государства».

7. Теория смены общественно-экономических формаций. Механизм смены: теория классовой борьбы и революции.

8. Количество общественно-экономических и социологическая характеристика каждой.

9. Работа К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии».

Литература к теме: №№ 1, 3, 6, 7, 14, 15 из общего списка рекомендованной литературы.

Практические занятия проводятся в форме семинара-диспута и семинара-круглого стола.

Занятие 4. Тема: Социологическая теория Макса Вебера. (4 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Теория метода М. Вебера:

а) Концепция природы социальной реальности;

б) Концепция «понимания»: основные шаги и процедуры.

2. Работы М. Вебера «О некоторых категориях понимающей социологии» и «Смысл свободы от оценки в социологической и экономической науке».

3. Теория общества М. Вебера: союзы, институты, объединения по случаю.

4. Концепция господства и власти М. Вебера.

5. Концепция социальной дифференциации М. Вебера: «класс-статус-партия».

6. Работа М. Вебера «Основные социологические понятия».

7. Теория рационализации как теория социального развития М. Вебера.

8. Работа М. Вебера «Политика как призвание и профессия».

9. Теория капитализма М. Вебера.

10. Работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Литература к теме: №№ 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10 из общего списка рекомендованной литературы.

Практические занятия проводятся в форме семинара-диспута и семинара-круглого стола, с использованием метода анализа текстов.

Занятие 5. Тема: Социологическая теория Георга Зиммеля. Социология Фердинанда Тенниса. (4 часа)

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Методологические основания социологии Г. Зиммеля:

а) Критика Зиммелем позитивистского проекта социологии.

б) Интерпретация Зиммелем природы социальной реальности. Принцип методологического индивидуализма.

2. Работа Г. Зиммеля «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования».

3. Теория общества Г. Зиммеля:

а) Общество как совокупность кругов общения;

б) Общество как совокупность социальных форм;

в) общество как «совокупность частных процессов синтеза».

4. Теория социального изменения и развития Г. Зиммеля: соотношение процессов индивидуализации, функционализации и дифференциации.

5. Работы Г. Зиммеля «Общение. Пример чистой, или формальной социологии» и «Как возможно общество?».

6. Концепция социальной формы, социального действия и социальных норм у Ф. Тенниса.

7. Теория социального развития Ф. Тенниса: от общины к обществу.

8. Работа Ф. Тенниса «Община и общество».

Литература к теме: №№ 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 12,19 из общего списка рекомендованной литературы.

Практическое занятие проводятся в форме семинара-диспута и семинара-круглого стола с использованием метода анализа первоисточника.

Занятие 6. Тема: Социологическая теория Вильфредо Парето». (4 часа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: