РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА (А.Д.ГРАДОВСКИЙ, С.А.МУРОМЦЕВ,.Н. ЧИЧЕРИН, Н.М.КОРКУНОВ).
Социология права — отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную обусловленность и роль в обществе. Капитальный труд Градовского, единственный в своём роде в русской литературе, это — «Начала русского государственного права». Ценный вклад в науку составляют и труды Градовского по государственному праву иностранному — «Германская конституция», статьи, посвящённые сравнительному обзору систем местного управления; «Государственное право важнейших европейских держав. Часть историческая» (1886).
Последнее произведение представляет собою глубокий анализ тех фактов политической истории Западной Европы, которые привели почти все западноевропейские государства к конституционализму. Выдающийся научный деятель гармонически соединялся в Градовском с талантливым публицистом. Много лет сряду он был постоянным сотрудником «Голоса», а также «Русской речи». Целый ряд его статей не только не издан отдельно, но даже трудно определить, какие именно передовые статьи «Голоса» принадлежат Градовскому. Часть статей Градовского вошла в состав изданных им сборников: «Политика, история, администрация, критические и политические статьи» (1871), «Национальный вопрос в истории и литературе» (1873) и «Трудные годы» (1880). «Можно сказать, — писал современник ученого Н. И. Кареев, — что из всех ученых-юристов своего времени С. А. Муромцев был первым, кто указал на необходимость теоретического изучения права как социального явления». На Западе вопрос о таком изучении права был поднят позднее, причем там нередко только повторялось то, что уже было высказано Муромцевым. Б. А. Кистяковский, Г. Ф. Шершеневич и другие известные российские ученые-юристы высоко ставили социологическую инициативу С. А. Муромцева в позитивном изучении и объяснении права и его явлений. Однако исследование С. А. Муромцева, насыщенное оригинальными методологическими разработками, касающимися позитивного законодательства (догмы права) и права как порядка отношений (правового порядка), оказалось — в силу ряда причин — осмысленным и востребованным далеко не в полной мере.
Произведения Чичерина получили довольно широкую известность уже при его жизни и были высоко оценены такими исследователями, как П. И. Новгородцев, Н. О. Лосский, Л. А. Тихомиров, Е. Н. Трубецкой, В. В. Зеньковский и др.Среди идей Б. Н. Чичерина указанные мыслители особо выделяли определение человеческой личности как абсолютной ценности и установление правовых гарантий ее свободы в государстве.Приведем одно из его характерных высказываний: «Человек всегда должен оцениваться как цель и никогда не должен быть низведен на степень простого средства... Индивидуализм, состоящий в признании свободы лица, составляет краеугольный камень всякого истинного человеческого здания».
Институционализация отраслевых дисциплин в общих рамках социологии подчинена своеобразному закону неравномерности: одни отрасли возникают и получают развитие раньше, другие — позже. К первым можно было бы отнести исследования социальной структуры, социальной мобильности, девиантного поведения, социальных организаций и др. Как правило, мощные ускорения им придавали ученые, работавшие в этой области и ставшие затем классиками. Социологию образования вряд ли можно поставить в этот ряд. Она относится к тем дисциплинам, которые сформировались и институционализировались позже, когда накопленный груз практических дел и проблем стал требовать своего социологического осмысления. По сути дела социология образования и сегодня находится в стадии становления. Слишком уж различны привлекаемые в ней теории для выработки рутинизированного образа объекта и норм его исследования. Не всегда годятся зарекомендовавшие себя в других отраслях методы, в частности, методы количественного анализа. Не решены «пограничные» вопросы теоретического разграничения с педагогикой, психологией, а также экономикой образования и демографией. Это относится и к развитию социологии образования в Советском Союзе и в постсоветской России. Как будет показано ниже, ее становление и ускоренная динамика начинаются лишь в 1960-е гг., когда группа научных работников: философов, экономистов, юристов, педагогов, исходя из принципа «прозрачности» междисциплинарных границ, стала осуществлять широкомасштабные исследования проблем перехода от образования к труду, профессиональному самоопределению и карьере, игнорируя идеологические табу ЦК КПСС. Научный интерес отечественных ученых к этой области был обусловлен тем, что в советском обществе важным фактором социального расслоения стало образование. Его уровень и качество играли большую роль в социальной мобильности, в процессах формирования элитных групп. В силу этого дискуссии в советской социологии образования часто имели острый политической подтекст. То же самое происходило и в том случае, когда ученые начинали изучать профессиональные карьеры выпускников учебных заведений. Здесь неминуемо приходилось пользоваться терминами и цифрами, которые касались таких явлений, как трудоустройство, занятость, безработица. Социологи невольно подрывали святая святых советской пропаганды, которая утверждала, что в СССР нет и не может быть безработицы и всегда обеспечивается полная занятость. Выявились также отличия в шансах молодых людей различных демографических когорт на получение образования и успешную профессиональную карьеру. Как эти, так и другие исследования в рассматриваемой области оказали большое влияние на решение практических задач, способствовали институционализации в СССР социологии в целом.






