Состояние итальянской экономики во второй половине XVI в. 7 страница

Ришелье и политика укрепления абсолютизма. Ришелье многое сделал для укрепления абсолютизма. Его идеалом было могу-

494

щественное централизованное государство, в котором король пользовался бы неограниченной властью над всеми своими подданными, включая дворянство.

В своем «Политическом завещании» он писал: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью — могущество государства...» Это была его политическая программа, которую он выполнил до конца. Он боролся со всеми противниками королевского абсолютизма, кем бы они ни являлись-светскими феодалами, членами королевской семьи, представителями папской курии. Будучи католиком и кардиналом, Ришелье интересы государства ставил выше интересов церкви.

Сам дворянин по происхождению, Ришелье не собирался отменять сословные и имущественные привилегии дворянства, но требовал, чтобы дворяне служили королю и подчинялись государственным законам. В «Политическом завещании» он утверждал, что «главный жизненный нерв государства — это дворяне, но дворяне, подчинившиеся королю». Ришелье приказал срыть многочисленные замки феодалов, если они не имели стратегического значения. Кардинал строго запретил дуэли, рассматривал их как пережиток былой феодальной вольницы и утверждал, что «дворянин имеет право умирать только за короля».

О народе Ришелье писал: «Народ — это мул, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы». В высказываниях Ришелье о дворянстве и народе раскрывается классовая природа абсолютизма, который выражал и защищал интересы дворянства и был направлен против эксплуатируемых масс.

Укрепление французского абсолютизма было несовместимо с существованием во Франции гугенотского «государства в государстве». Ришелье начал наступление на политическую независимость гугенотов. Во главе гугенотов стояли крупнейшие феодалы — герцог Роган и др. Опорной базой гугенотов являлся крупный порт на западе Франции — Ла-Рошель, который был связан с англичанами и получал от них помощь.

Ришелье направил в Лангедок армию под руководством принца Кондэ, а сам осадил Ла-Рошель. Он приказал соорудить большую дамбу, отрезавшую город от моря; одновременно он был отрезан широким рвом и от суши. Английский флот был лишен возможности подвести городу продовольствие и оказать ему поддержку, в городе начался голод, умерло более 20 тыс. жителей. Крепость Ла-Рошель капитулировала в октябре 1628 г. На юге гугеноты также потерпели поражение. Теперь Ришелье мог не считаться с Нантским эдиктом. В 1629 г. он издал «Эдикт милости». За гугенотами сохранялась только свобода вероисповедания, но они лишались всех военных и политических привилегий. У них были отобраны крепости, их войска расформированы, закрыты особые судебные палаты. Гугенотское государство перестало существовать.

495

Интенданты, укрепление бюрократического аппарата. Ришелье реорганизовал систему государственного управления. Большое значение приобрели особые чиновники-интенданты. Они посылались в провинции и являлись орудием центральной власти на местах. Должность интенданта не покупалась и не продавалась, не передавалась по наследству, как большинство государственных должностей во Франции. Интенданты должны были следить за губернаторами провинций, начальниками бальяжей и провинциальным городским самоуправлением.

В центральном аппарате большую роль играли государственные секретари, которые руководили отдельными ведомствами. Все нити государственного управления концентрировались в руках Ришелье. Королевский совет, состоявший из аристократов, потерял свое значение.

В экономической области Ришелье продолжал политику Генриха IV: он принимал меры для развития мануфактурного производства. Но французская буржуазия медленно втягивалась в торгово-промышленную и колониальную деятельность, предпочитая им ростовщические операции и государственные откупа. Но все же Франция при Ришелье стала более активно проводить колониальную политику: заселялась Канада («Новая Франция»), французы начали торговую экспансию на Антильские острова.

Крестьянские восстания в первой половине XVII в. Активная внешняя политика, расходы на содержание королевского двора и бюрократии требовали громадных денежных средств. Крестьянство Франции было задавлено многочисленными поборами в пользу дворян и государства, причем налоги непрерывно увеличивались. Одна талья — основной государственный налог — выросла за 30 лет в 4 раза. Усиление налогового бремени вызывало крестьянские восстания.

Правление кардинала Ришелье сопровождалось непрерывными крестьянскими волнениями в разных районах королевства. Крупные крестьянские волнения произошли в 30-х гг. на западе — в Гиени, Пуату, Ангулеме. В 1639 г. вспыхнуло восстание в Нормандии. Это была подлинная крестьянская война. Крестьяне во главе с Жаном Босоногим образовали свою армию, носившую название «армия страдания». Они нападали главным образом на сборщиков налогов. Вся Нижняя Нормандия оказалась в руках восставших. Волнения происходили также в городе Кане и в столице Нормандии Руане. Городские власти и дворяне не могли справиться с восстанием, которое получило огромный размах. В нем приняли участие различные слои населения; основную массу составляла крестьянская и городская беднота, но на некоторое время примкнули и более зажиточные прослойки городского и деревенского населения, также страдавшие от налогового гнета. Восстание было жестоко подавлено силами французской армии.

496

Французское Возрождение. Гуманизм и Возрождение распространились во Франции только в начале XVI в. Король Франциск I поощрял развитие науки и искусства. Он окружал себя литераторами, учеными, художниками, собирал рукописи, редкие книги, произведения искусства. Важное значение имело учреждение в противовес Сорбонне нового светского научного центра, получившего название Коллеж де Франс, который стал оплотом гуманистической науки. Его возглавил выдающийся ученый Гийом Бюде, филолог, знаток древнегреческого языка.

Клеман Маро, крупнейший поэт Франции, поступивший на службу к сестре Франциска I Маргарите Наваррской, опубликовал переводы эпиграмм Марциала и «Метаморфозы» Овидия. Баллады и песни, которые занимают значительное место среди его произведений, свидетельствуют о близости Маро к народному творчеству. В его патриотических посланиях и сатирах можно обнаружить настроения широких демократических кругов Франции.

Писателем яркого сатирического дарования был Бонавантюр Деперьё. В произведении «Кимвал мира» (1538 г.) зло высмеивались как католичество, так и протестанство. Им был написан сборник рассказов «Новые забавы и веселые приключения», которые очень близки к народной поэзии; рассказы пронизаны свободомыслием и народным юмором. Сорбонна и католики обрушились на Деперьё, писатель покончил жизнь самоубийством.

Франсуа Рабле. Самым выдающимся представителем французского гуманизма XVI в. был Франсуа Рабле (1494—1553). Наиболее известным произведением Рабле является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», форма романа сказочная, опирающаяся на старинные французские сказки о королях-великанах. Это грандиозная, полная остроумия и сарказма сатира на феодальное общество. Рабле представил феодалов в виде грубых великанов, обжор, пьяниц, забияк, чуждых всяких идеалов, ведущих животную жизнь. Он разоблачает внешнюю политику королей, их бесконечные, бессмысленные войны. Рабле осуждает несправедливость феодального суда («Остров пушистых котов»), издевается над нелепостью средневековой схоластической науки («Диспут о колоколах»), высмеивает монашество, нападает на католическую церковь и папскую власть. Сатирическим фигурам, воплощающим в себе пороки господствующего класса, Рабле противопоставлял людей из народа (брат Жан — защитник родной земли, крестьянин — или Панург, в образе которого запечатлены черты городского плебея). Рабле в своем романе высмеивает не только католическую церковь, но и протестантизм (папиманы и папифиги).

Как гуманист Рабле стоял за всестороннее, гармоническое развитие человеческой личности. Он воплотил все свои гуманистические идеалы в своеобразной утопии «Телемское аббатство», в

497

котором живут свободные люди, заботящиеся о своем физическом развитии и духовном совершенствовании в науках и искусстве.

Французская культура 1 половины XVII в. Французская культура XVII в. развивалась в борьбе с реакционными течениями католической контрреформации.

Абсолютистское правительство Франции проводило политику централизации в области культуры и стремилось поставить под контроль духовную жизнь страны. В 1635 г. была организована Французская Академия наук, которой было поручено составление французского словаря и грамматики французского языка. Правительство привлекало ко двору крупных писателей и художников, оказывало влияние на направление их творчества.

В становлении французского театрального искусства огромную роль сыграл Корнель (1606—1684). В его трагедиях ставились вопросы общенационального значения. В трагедии Корнеля «Сид» долг рассматривался как служение родной стране. В качестве идеального героя он выдвинул простого рядового воина, незнатного рода, опирающегося только на личные заслуги, горячего патриота своей страны. Король этой страны показан нерешительным и колеблющимся. Трагедия «Сид» приобрела необыкновенную популярность и пользовалась огромным успехом.

С конца 40-х гг. возникло литературное направление, известное под названием «Плеяды». Это был кружок, объединявший представителей французской дворянской интеллигенции, патриотически настроенной и сочувствующей национальному объединению Франции. Во главе кружка стояли поэты Пьер Ронсар (1524—1585) и Жоакен дю Белле (1522—1560).

«Плеяды» опубликовали литературный манифест, написанный дю Белле в 1549 г. «Защита и прославление французского языка». В этом манифесте звучал призыв к укреплению и обогащению французского литературного языка, к созданию произведений, пронизанных гражданским пафосом.

Вторым направлением в творчестве поэтов кружка «Плеяды» был жанр оды. Ведущая роль принадлежала Ронсару. В работе над одами получили ясное выражение принцип подражания античности и стремление к художественному воплощению возвышенного, идеального начала. Основное предназначение оды для Рон-сара — прославить и тем самым увековечить силой поэтического слова подвиги исторических деятелей, творения мыслителей и поэтов, прелести родной природы или добродетели близких людей.

Во французской литературе появились произведения реалистического и научно-фантастического характера. К первым относятся бытовой роман Сореля «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» и «Комический роман» Скаррона. Ко вторым — произведения Сирано де Бержерака, находившегося под большим влиянием Гассенди и Кампанеллы. В романах-утопиях Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государства империи Луны» и «Им-

498

перии Солнца» ярко выражены материалистические взгляды, атеизм, вольнодумные, бунтарские настроения писателя; он был сторонником научного познания мира, поборником республиканского строя, осуждал войны.

Французское изобразительное искусство и архитектура XVI -

XVII вв. Французское изобразительное искусство в XVI в характеризуется большими успехами в области портрета. Карандашные портреты работы художника Франсуа Клуэ передавали тонкую психологическую характеристику.

Эпоха Возрождения вытеснила готические традиции в архитектуре. Началось подражание итальянским образцам, впоследствии французская архитектура приобрела самобытный характер. При Генрихе II Лувр был перестроен архитектором Пьером Лес-ко, который воздвиг просторный и изящный дворец в духе новых художественных представлений.

Выдающимся французским скульптором эпохи Возрождения был Жан Гужон (1510—1568). Разносторонне одаренный человек, блестящий декоратор, архитектор, рисовальщик и гравер, он иллюстрировал первый перевод на французский язык трактата Вит-рувия. Но основные его работы относятся к области скульптуры. Младшим современником Гужона был другой выдающийся скульптор Франции XVI в. — Жермен Пилон (1535—1590), мастер-самородок, вышедший из крестьянской среды.

Выдающимся художником и представителем классицизма во Франции XVII в. был Никола Пуссен (1594—1665). Его произведения отличаются глубиной общественно-философских и этических идей, возвышенной, ясной, гармоничной образностью, красотой и выразительностью колорита.

Высокого мастерства достигла живопись по стеклу и искусство изготовления эмалей. В прежние времена это искусство обслуживало церковь, в XVI в. оно приобрело светский характер. Исключительно высокого уровня достигло фаянсовое производство, особенно славились изделия Бернара Палисси.

Рационалистическая философия. Рационалистическая философия во второй половине XVI в. во Франции была представлена гуманистом Мишелем Монтенем (1533—1592). Над своим основным произведением «Опыты» (1588 г.) Монтень работал 20 лет. Это была философская энциклопедия, основная мысль которой заключалась в идее о верховенстве разума. «Опыты» Монтеня оказали влияние на последующее развитие западноевропейской философской мысли, начиная с Бэкона и кончая просветителями

XVIII в.

Крупнейшим представителем французской рационалистической философии был Ренэ Декарт (1596—1650) (см. гл. 40).

Итальянские войны. С 1494 г. Италия переживала тяжелые времена: французские, а несколько позднее испанские и имперские войска обрушились на славившуюся своими богатствами, но политически раздробленную страну. С середины XV в. на Апеннинском полуострове существовало неустойчивое равновесие между крупнейшими государственными образованиями — Венецианской республикой, Миланским герцогством, Флорентийским государством и Неополитанским королевством, которое к концу XV в. было нарушено. Обострились отношения между Неаполем и Венецией, Миланом и Неаполем и пр.

Начало так называемым итальянским войнам, длившимся 65 лет (1494—1559), положил поход французского короля Карла VIII (предварительно возобновившего старый союзный договор с миланским герцогом Лодовико Моро) с целью завоевания Неаполитанского королевства.

Пройдя с войском, состоявшим из французов, швейцарских и немецких наемников, через всю Италию и не встретив практически нигде сопротивления. Карл торжественно вступил в Неаполь (февраль 1495 г.). Однако образование лиги, в которую входили, кроме Венеции, Милана и папы, также германский император Максимилиан и испанский король Фердинанд Арагонский, побудило Карла VIII спешно покинуть Италию. Отныне Италия превратилась в объект борьбы между иностранными державами.

Савонарола. Унизительные условия мира, который предложил Карлу VIII тиран Флоренции Пьеро Медичи, вызвали осенью 1494 г. народное восстание. Пьеро был изгнан, и республика восстановлена. Огромное влияние на самые широкие слои населения приобрел доминиканский монах Джироламо Савонарола. В своих страстных проповедях он обличал пороки папы Александра VI Борджа, заслужившего печальную известность своими злодеяниями и распутством, требовал реформы церкви — возвращения ее к временам раннего христианства. В его проповедях звучали и социальные мотивы — призыв к унижению богачей и возвышению бедняков. В городе была проведена, в значительной мере под влиянием Савонаролы, демократизация управления, носившая весьма умеренный характер. Политическими правами обладали только члены цехов. Савонаролу поддерживали средние слои торговцев и ремесленников (так называемая партия плакс) и плебейские низы. Был установлен подоходный налог на недвижимое имущество, ростовщики изгнаны из Флоренции и создан ломбард, выдававший мелкие ссуды за незначительный процент.

Савонарола, не сомневавшийся в том, что его миссия ниспослана ему свыше, призывал к покаянию и очищению нравов. Участники религиозных процессий, сменивших красочные праздники, сжигали «предметы светской суеты» — богатые одежды и

Итальянские войны.

украшения, «безнравственные» книги и произведения искусства. Экономическое положение Флоренции ухудшилось (отчасти вследствие войн), закрылись многие предприятия, в городе царили голод и безработица. Против Савонаролы выступал патрициат;

своих сторонников, разочаровавшихся в принятых по его настоянию половинчатых мерах, он постепенно утрачивал. Бегство из Италии Карла VIII, на которого Савонарола возлагал большие надежды в отношении реформы церкви, еще более подорвало его положение. В 1497 г. он был отлучен от церкви. Савонарола, не признавший своего отлучения действительным, призывал к созыву церковного собора с целью низложения папы, «этого еретика и неверного». Флорентийское правительство, опасаясь конфликта с папой, приказало схватить Савонаролу, который

в мае 1498 г. был после суда сожжен на центральной площади Флоренции. В 1512 г. Медичи вернулись во Флоренцию.

Дальнейший ход итальянских войн. Вскоре в войнах начали принимать активное участие Испания и империя, вмешались также Англия и Швейцарский союз. Расстановка сил непрестанно менялась. Мелкие итальянские государства в зависимости от своих интересов поддерживали то одну, то другую сторону. Независимость Италии рухнула в течение нескольких лет. Военные действия шли с переменным успехом. В 1515 г. войска французского короля Франциска I одержали победу при Мариньяно, вблизи Милана. А 10 лет спустя германо-испанские войска Карла V (I) разгромили французов в битве при Павии. Франциск I попал в плен и был вынужден отказаться от своих завоеваний.

Усиление Карла V побудило папу, Флоренцию, Милан и Венецию вступить в лигу, созданную Франциском I. Однако вследствие противоречий между отдельными итальянскими государствами, проявлявшихся во взаимной подозрительности и недоверии к собственным военачальникам, силы лиги действовали крайне нерешительно. Испано-германские войска Карла V в мае 1527 г. взяли Рим. Во время восьмидневного беспощадного грабежа Рима погибло около 12 тыс. человек, часть города была полностью разрушена. Папе пришлось капитулировать на тяжелых условиях.

Народные восстания. Вторжение французских и испанских феодалов, преследовавших цель подчинить Италию, грабеж страны дворянами и бандами наемников не могли оставить безучастным население. В это время широкое распространение получило осознание национальной общности итальянцев. В Генуе, Равенне, Брешии и некоторых других городах происходили волнения. Самым мощным из них было восстание, вспыхнувшее во Флоренции в мае 1527 г., после известия о разграблении Рима. Восстание было направлено как против Медичи, резко увеличивших налоговое бремя и стремившихся сделать свою власть неограниченной, так и против иноземных завоевателей. Во Флоренции была восстановлена республика. Вскоре управление городом перешло в руки радикально настроенных ремесленников и торговцев, опиравшихся на широкие круги горожан. К восставшему городу подошло сорокатысячное войско, состоявшее из немецких и испанских солдат императора, а также отряда папы Климента VII (происходившего из рода Медичи). Им противостояла всего лишь тринадцатитысячная флорентийская армия, но на защиту своей свободы поднялись сами горожане. С целью обороны города новое правительство заставило патрициев платить принудительные займы, обложило налогами духовенство, продало конфискованное имущество бежавших приверженцев Медичи. Строительством фортификационных сооружений руководил Микеланджело. После героической одиннадцатимесячной обороны Флоренции, когда в военных стычках, от голода и эпидемий погибла почти треть населения, Флоренция в августе 1530 г. пала. Последняя попытка восстановить респуб—502

лику окончилась неудачей. С помощью Испании Медичи окончательно утвердились во Флоренции. Вскоре они получили титул

герцогов.

Мир в Като-Камбрези. Последние походы французских королей окончились неудачей и не изменили сложившегося в пользу Испании соотношения сил. По мирному договору, заключенному в 1559 г. в Като-Камбрези (Франция), за Испанией были признаны весь юг Италии (Неаполитанское королевство), Сицилия, Сардиния, на севере — Миланское герцогство, включавшее почти всю Ломбардию. У Франции осталась в Италии лишь одна небольшая область — маркграфство Салуццо. Некоторые мелкие итальянские государства, поддерживавшие во время войн Испанию, добились ценой своего предательства территориальных приращений за счет соседей: герцог Савойский получил значительную часть Пьемонта, за графом Мантуи было подтверждено владение маркграфством Монферрато, а за Генуей — Корсикой.

Испанское господство. Почти половина Италии оказалась под властью Испании. В Неаполитанском королевстве и в Сицилии власть сосредоточилась в руках вице-королей, в Миланском герцогстве — губернатора. Местные учреждения утратили всякое значение. Особенно тяжело испанское владычество отразилось на состоянии Южной Италии и Сицилии. Испанское правительство настойчиво проводило политику укрепления существовавших здесь феодальных порядков. Ему удалось усмирить баронов Неаполитанского королевства, но в то же время оно щедро осыпало их и церковь привилегиями. Почти все города были превращены в феоды и распроданы баронам. Поскольку испанские Габсбурги рассматривали Неаполитанское королевство как один из источников средств, необходимых для установления своей гегемонии в Европе, размер прямых налогов, от которых были освобождены дворянство и духовенство, неуклонно увеличивался.

Таким образом, крестьяне испытывали двойной гнет: платили феодальную ренту и налоги. Обширные территории пришли в запустение. Площадь пастбищ увеличилась за счет сокращения посевов зерновых. С юга по-прежнему ввозили в Северную Италию и даже вывозили в другие страны зерно, шерсть и прочие сельскохозяйственные продукты, что было возможно лишь вследствие нищеты населения, низкого уровня их потребления в самом Неаполитанском королевстве.

В области, находившиеся под непосредственной властью Испании, переселилось немало испанских грандов. Местное дворян-ство сблизилось с пришлым; итальянские дворяне стремились породниться с испанцами, подражали испанским обычаям и модам. Испанские власти увеличивали ряды дворянства путем широкой раздачи и продажи титулов, феодов и должностей при дворах и в бюрократическом аппарате. Бывшие буржуа охотно приобретали дворянские титулы и земельные владения, которые были средством не только наиболее обеспеченного применения капитала, но

и возвышения на социальной лестнице. Пришлое и местное дворянство служило классовой опорой господства Испании.

В то же время во второй половине XVI в. шел процесс укрепления ряда сохранившихся мелких абсолютистских государств. Наиболее крупным и сильным из них являлось Тосканское герцогство, включавшее всю Тоскану, кроме небольшой республики Лукки. В 1569 г. Козимо Медичи добился у папы титула великого герцога Тосканского. Великие герцоги создали большой бюрократический аппарат и постоянное войско. Политика герцогов носила противоречивый характер. С одной стороны, она была направлена на защиту тосканской промышленности от иностранной конкуренции (запрещение или затруднение ввоза сукон и шелковых тканей, металлических и стеклянных изделий и пр.) и поощрение вывоза тосканских товаров. Это содействовало развитию рынка в рамках всего герцогства. С другой стороны, герцоги подвергали промышленность и торговлю строгой регламентации и использовали свою власть для личного обогащения: они ввели монополии на добычу железа, торговлю солью, сами вывозили в широких масштабах зерно и т. п.

В Генуе и Венеции сохранялся республиканский строй. Во время итальянских войн Генуя умело использовала в своих интересах борьбу между Испанией и Францией, которым так и не удалось подчинить себе этот крупный политический и экономический центр. Правившее республикой родовитое дворянство (ьобили), сохраняя свои земельные владения, втянулось в то же время в международную торговлю и банковские операции. После Като-Камбрезийского мира оно сблизилось с Испанией. Генуэзские банкиры (государственный банк св. Георгия) ссужали испанскую корону столь крупными денежными суммами, что заняли господствующие позиции в сфере испанских финансов.

Венеция, по-прежнему представлявшая собой аристократическую республику, отстояла свою полную самостоятельность. Однако ее политическое положение было весьма затруднительным: усилия Венеции были направлены на то, чтобы, с одной стороны, оказать сопротивление все более грозному натиску турок, с другой — удержать хотя бы часть своих прежних континентальных владений. Зажатая между землями испанских и австрийских Габсбургов, Венеция в поисках опоры против Испании вступила в более тесные сношения с Францией.

Единственным государством, которое постепенно усиливалось, являлась Савойя. Герцоги Савойи умело лавировали между Испанией, Францией и Римом, стремясь, по отзыву венецианского посла, «прослыть равным образом друзьями как Франции, так и Испании». В Савойе утвердился абсолютизм, органы сословного представительства и городские вольности были ликвидированы. Герцоги образовали на основе ограниченного рекрутского набора небольшую, но дисциплинированную постоянную армию, упорядочили организацию финансов, оказывали покровительство сельско-

му хозяйству (в особенности выращиванию тутовых деревьев), которое начало успешно развиваться. Крестьяне за выкуп получили освобождение от личной зависимости, но без земли.

Во время итальянских войн страна подвергалась грабежам сражавшихся на ее территории войск. Тем не менее это не привело к серьезному упадку экономики. Купцы и финансисты Генуи, Флоренции и некоторых других итальянских государств даже в это время играли видную роль на международном рынке.

Во второй половине XVI в., когда на Апеннинском полуострове воцарился мир, наступил новый подъем промышленности, торговли и банковского дела. Международная ситуация складывалась в это время благоприятно для Италии: нидерландцы восстали против испанского владычества, во Франции бушевали гражданские войны, Англия была поглощена соперничеством с Испанией в сфере экономики и политики. Тесная связь с Испанией имела в это время для Италии не только отрицательные последствия: отдельным итальянским государствам удалось извлечь из нее и выгоду. Генуэзцы и флорентийцы прочно обосновались в южноиспанских городах; они вывозили из Испании тонкорунную шерсть, кожи, металлы; генуэзцы не только давали Испании займы, но и активно участвовали в торговле с Америкой. В Испанию и ее колонии стали вывозиться итальянские товары.

Оживилась и торговля венецианцев (пострадавших от великих географических открытий) по Средиземному морю с Левантом. Позднее венецианцы начали торговать и со странами Среднего Востока. Несмотря на монополию Португалии в торговле в Востоком, венецианцам удавалось тайком, иногда с помощью подкупа португальских чиновников вывозить в Европу перец и другие пряности, спрос на которые резко возрос.

В некоторых городах Северной и Центральной Италии сохранились даже раннекапиталистические формы производства (в первую очередь во Флоренции). Однако рост промышленности в передовых странах Европы заставил итальянских предпринимателей приспособиться к новой ситуации. Во Флоренции, кроме возросшего производства тонких сукон, начали выделывать легкие, более дешевые шерстяные ткани. Подъем суконной промышленности наблюдался также в Венеции, Милане и некоторых других городах. На втором месте стояло производство разнообразных шелковых тканей, парчи, бархата, которые охотно покупали в Испании, Франции, Англии, на Востоке. Этими тканями (в частности, золотой парчой) особенно славилась Флоренция, но широкий сбыт находили и ткани Генуи, Лукки, Милана. Венецианские предметы роскоши (стеклянные изделия, зеркала, кружева) пользовались большим спросом во всей Европе. Венеция превратилась в крупный центр книгопечатания — в ней имелось 113 типографий. Успешно развивалось судостроение Венеции и Генуи.

Несмотря на подъем хозяйства, во второй половине XVI в.

предприниматели, купцы, банкиры Флоренции и других городов, не находившихся в зависимости от Испании, все чаще изымали часть своих средств из торговли и промышленности и вкладывали их в недвижимость. Начавшаяся в XV в. скупка земель приняла в это время большие масштабы. Обладание земельной собственностью гарантировало купцам и предпринимателям не только высокие доходы, но и право на получение дворянских титулов.

Другим выгодным занятием были различные финансово-ростовщические операции: предоставление денежных ссуд, откуп государственных налогов и пр.

Некоторые сдвиги произошли в сфере сельского хозяйства в Северной и Средней Италии: расширялись насаждения тутовых деревьев, вводились новые культуры — рис и кукуруза. Но в целом в деревнях этих областей уже в XVI в. началась феодальная реакция. Повышение спроса на землю и то обстоятельство, что у итальянских крестьян отсутствовало право наследственного держания надела, давали крупным землевладельцам возможность дробить землю на мелкие участки, которые сдавались в аренду крестьянам на обременительных условиях. Испольщина (медзад-рия), получившая уже в предшествовавший период широкое распространение в Тоскане, стала теперь в Центральной и Северной Италии основным видом аренды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: