Ересь апостольских братьев и восстание Дольчино

Тяжелое положение крестьянства приводило к распространению в его среде движений протеста, часто принимавших форму религиозных ересей. Ереси охватывали разные слои населения, но более всего они были распространены в крестьянстве и среди городских низов — недавних выходцев из крестьян. В XII—XIII вв. в стране существовали десятки еретических сект как общеевропейских, привившихся на местной почве (катары, вальденсы), так и собственно итальянских (гумилиаты, фратичелли и др.). В целом все это многообразие сект можно определить как общенародную бюргерскую ересь с элементами не отделившейся от нее крестьянско-плебейской ереси.

Переход к крестьянско-плебейской ереси как «самостоятельному партийному течению» (Ф. Энгельс) произошел в Италии в ереси апостольских братьев, основанной около 1260 г. бывшим крестьянином Пармской округи Сегарелди. Несмотря на неоднократные запреты пап и преследования инквизиции, движение апостоликов охватило почти всю Италию. Поначалу секта мало чем отличалась от других современных ей ересей, но уже с последних десятилетий XIII в. в ней все более усиливаются крестьянско-плебейские настроения. Особенно заметными они становятся после 1300 г., когда после казни Сегарелли к руководству сектой приходит вождь радикально настроенных апостоликов горных районов Северной Италии Дольчино.

Теория Дольчино во многом основывалась на обычных идеях еретиков того времени, но в некоторых вопросах шла дальше их. Осуждая собственность и проповедуя бедность, он придерживался уравнительных идей и даже идей общности имущества. Он предвещал гибель папы, кардиналов, священников и монахов и назначал конкретные сроки наступления «тысячелетнего царства божия на земле», которое, как о и считал, восторжествует путем насилия над церковью и богатыми. Правда, предстоящую гибель папства Дольчино связывал с вмешательством сицилийского короля Фридриха Арагонского; в этом проявились монархические иллюзии ересиарха. В целом теория апостоликов во времена Дольчино представляла собой движение низов со все более нарастающими элементами крестьянско-плебейской ереси. Окончательный переход ее на позиции крестьянско-плебейской ереси произошел несколько позднее, уже в ходе вооруженного восстания.

В начале 1304 г. Дольчино со своими ближайшими соратниками появляется в предгорьях Пьемонта (Северо-Западная Италия), в долине реки Сезия. Крестьянство Пьемонта, как и других окраинных областей Италии (Савойя, Фриуль, Калабрия и др.), страдало не столько от высокого уровня развития товарно-денежных отношений, сколько от их неразвитости. Крестьяне испытывали тройной гнет — светских сеньоров, церкви и городов, что вызывало их постоянные выступления против угнетателей. Появление в этих местах Дольчино еще более накалило обстановку. Его пылкие проповеди собирали массы людей. Размах движения напугал местных феодалов, и они создали для борьбы с ним Лигу. В марте 1305 г. объединенное войско феодалов было разбито апостоликами. Однако вскоре им пришлось уйти в горы, где они были окружены. Потери от постоянных стычек с феодалами, голод и суровая зима поставили восставших апостоликов на край гибели. Однажды ночью около тысячи оставшихся в живых апостоликов, обманув осаждающих, заснеженными тропами про­брались к горе Цебелло, где спешно возвели укрепления. Началась новая осада. Возглавлявший Лигу верчелльский епископ, пытаясь изолировать восставших, выселил население соседних деревень и стал воздвигать вокруг их лагеря форты и осадные башни. Попытки штурма не принесли успеха: апостолики под предводительством Дольчино раз за разом разбивали рыцарей. Осенью 1306 г. папа, видя тщетность усилий Лиги, объявил крестовый поход против восставших. Наступила новая зима, вконец изнурившая осажденных, испытывавших ужасные лишения. В марте 1307 г. епископ, получив подкрепление, начал общий штурм. Три дня продолжалась последняя битва, сотни повстанцев пали, остальные были взяты в плен и преданы мучительной смерти. На глазах Дольчино была казнена его подруга и сподвижница Маргарита, сам он был подвергнут страшным пыткам и четвертован.

В ходе восстания еще более проявились революционные черты, присущие апостольской ереси и до этого. Условия обороны потребовали от восставших напряжения всех сил, и, как сообщают некоторые источники, в их лагере на практике была осуществлена общность имуществ. Другой современник сообщает: восставшие объявили, что «им позволено вешать, казнить и убивать людей, повинующихся римской церкви... и в этом нет для них никакого греха». Так выступление против церкви переросло в борьбу против всего освящаемого ею общества. В ходе восстания движение апостоликов окончательно перешло на позиции крестьянско-плебейской ереси.

Крестьянские восстания второй половины XIV—XV вв.

Движение апостольских братьев XIII—XIV вв. было единственной ересью в Италии, сочетавшейся с вооруженным восстанием. После него еретическое движение в стране пошло на убыль, хотя размах крестьянской борьбы не уменьшался. Но теперь крестьянские выступления приобрели характер борьбы за непосредственные, реальные требования — отмены или снижения налогов, протеста против возвращения к тяжелым формам эксплуатации и т. п.

Одним из крупнейших выступлений крестьян во второй половине XIV в. было восстание тукинов (1382—1387). Оно охватило почти всю гористую часть северо-запада страны, но особо острый характер приобрело в Канавезе (северная часть Пьемонта): восставшие жгли и разрушали замки знати, убивали сеньоров. Однако отдельные вспышки крестьянских выступлений, возникавших в разное время и под разными лозунгами, не были связаны между собой; это облегчило их подавление войсками феодалов, горожан и герцога Савойского.

В XV столетии крупнейшим движением была крестьянская война в Калабрии (1459). Она возникла в обстановке баронской смуты, но вскоре крестьяне выставили собственные требования, главным из которых была отмена налога на очаги (фоколлеро). Восстание охватило всю Калабрию и вышло за ее пределы, в нем участвовало не менее 20 тыс. крестьян. Перед лицом такой опасности баронские фракции вынуждены были объединиться, но только после подхода королевской армии с артиллерией им удалось разбить восставших.

Разложение цехового строя и зарождение капиталистических отношений в городах

В XIV в. в наиболее крупных и развитых городах-республиках Северной и Средней Италии начали зарождаться капиталистические отношения. Раннее по сравнению с другими странами появление капиталистических отношений является одной из важных особенностей истории Италии в средние века. Высокая степень мастерства, достигнутая цеховыми ремесленниками итальянских городов, и достаточно сложное разделение труда были важнейшими предпосылками возникновения здесь раннекапиталистического мануфактурного производства. К началу XIV в. цеховой строй стал тормозить дальнейшее развитие передовых отраслей ремесла, что привело к началу разложения цехов в наиболее развитых городах. Это проявилось в разделении цехов на «старшие» и «младшие», в углублении социального неравенства внутри цехов, в усилении эксплуатации учеников и подмастерьев, которые, все более лишаясь возможности попасть в самостоятельные мастера, превращались в «вечных подмастерьев», т. е. наемных рабочих. Разложение цехового строя создавало условия для эксплуатации обедневших ремесленников купцами или более богатыми мастерами, выступающими по отношению к ним в роли скупщиков готовой продукции.

Другой предпосылкой раннего развития капиталистических отношений в городах Северной и Средней Италии было личное освобождение крестьян, сопровождавшееся их обезземелением. Лишенные земли крестьяне по большей части уходили в города на заработки и явились основой складывающегося в XIV в. нового социального слоя — наемных рабочих.

Наиболее характерный пример развития раннекапиталистических отношений в итальянских городах дает Флоренция, хотя те же процессы происходили в Болонье, Лукке, Перудже, Сиене и других городах. Новые отношения проявлялись преимущественно в производстве шерстяных тканей, а позднее — в шелкоткачестве и судостроении.

Уже в 30-х годах XIV в. во Флоренции насчитывалось около 200 сравнительно крупных сукнодельческих мастерских. Используя наемную рабочую силу, эти мастерские производили до 80 тыс. кусков сукна в год, стоимость которых в три раза превышала весь бюджет города. Производством сукон было занято в самом городе и в его окрестностях около 30 тыс. человек. В этих мастерских существовало значительное разделение труда, составлявшее характерную черту мануфактуры. Наемных рабочих — в основном вчерашних крестьян — использовали на простых, не требующих особой сноровки, работах. Они промывали шерсть в речной воде и сушили ее, трепали, чесали и кипятили, работали шерстобитами, промывали сукна, занимались перевозкой и погрузкой тюков с шерстью и т. п. Общее число наемных рабочих, не имевших никаких средств производства, которых во Флоренции называли «чомпи», достигало там 10000 человек. Тысячи их насчитывались и в других городах. Беднеющие ремесленники и подмастерья составляли другой отряд трудящихся, постепенно переходящих на положение наемных рабочих. Сначала они попадали в зависимость от владельцев более крупных мастерских, а затем разорялись и фактически также становились наемными рабочими. Они использовались на более квалифицированных работах: занимались прядением и ткачеством, окраской шерсти и сукна и т. д. Так во Флоренции и других городах-республиках из части крестьян и ремесленников начал формироваться класс наемных рабочих — предпролетариат.

Наемные рабочие составляли основную рабочую силу в примитивном капиталистическом производстве, которое не знало еще применения машин и пользовалось лишь простейшими механизмами: прялкой, ткацким станком, сукновальной водяной мельницей. Труд в основном был ручной, поэтому раннекапиталистическое производство называлось мануфактурой (от латинских слов manus — рука и facere — делать).

Итальянская мануфактура XIV—XV вв. была раннекапиталистическим предприятием. Предприниматели в ту эпоху не имели достаточно средств для новой организации капиталистического производства, поэтому богатые пополаны часто Образовывали компании, объединяя свои силы и средства.

Расцвет мануфактурного производства в итальянских городах вел к обогащению городской верхушки. Богатые пополаны предпринимали широкое строительство дворцов, церквей, богато украшенных каменных домов. Они вели роскошную жизнь, в резком контрасте с которой была жизнь наемных рабочих, ютившихся в жалких хибарках. Их рабочий день продолжался 14—16 часов с коротким перерывом на обед. Они работали под наблюдением надсмотрщика, который приглашался из другого города («чужеземного чиновника») и следил, чтобы не создавались «незаконные» союзы рабочих. Если рабочий не отработал аванса, хозяин мог отправить его на несколько лет в тюрьму или подвергнуть телесным наказаниям. Рабочие получали нищенскую заработную плату. Тяжелое материальное положение наемных рабочих сочеталось с их полным политическим бесправием.

Сравнительно раннее зарождение капиталистических отношений в Италии во многом определило особенности развития этой страны в XIV—XV вв. Новые отношения привели к невиданному для того времени повышению производительности труда и развитию экономики и сделали Италию в XIV в. — в значительной мере за счет жестокой эксплуатации наемных рабочих — самой передовой страной Западной Европы; эти новые отношения были основным источником такого сложного и яркого явления культуры, как Возрождение с его новым, раннебуржуазным мировоззрением и реалистическим искусством.

Вместе с тем надо иметь в виду, что развитие раннекапиталистических отношений в Италии в XIV—XV вв. затрагивало лишь отдельные города Северной и Средней Италии и лишь отдельные отрасли производства. В Папской области и на юге страны еще безраздельно господствовал феодализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: