Функции пресс-секретаря

ЛИТЕРАТУРА.

Антонян Ю.М. Психология убийства. – М., 1998.

Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб, 2005.

Глазырин Ф.В. Конспект лекций по судебной психологии. – Свердловск, 1978.

Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. – М., 1974.

Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. – СПб.: Питер, 2006.

Еникеев М.И. Судебная психология: В 2 ч. – М., 1975.

Еникеев М.И. Энциклопедия юридической психологии. – М., 2001.

Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – М., 1997.

Кузнецов А.В. Уголовное право и личность. – М., 1997.

Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.

Озрих М.Ф. Личность и право. – М., 1975.

Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) ИПП «Приз», Тверь, 1994.

Романов В.В. Военно-юридическая психология. – М., 1987.

Сахнова Т.В. Зачем суду психолог? – М., 1990.

Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. – М., 1998.

Столяренко А.М. Психологические приемы в юридической деятельности. – М., 2000.

Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – М., 1971.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ. *

I. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ *

Предмет, цели, задачи, методы и структура юридической психологии. *

Методы юридической психологии. *

Система (структура) юридической психологии. *

II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. *

Ранняя история юридической психологии. *

Оформление юридической психологии как науки. *

История юридической психологии в XX столетии. *

III. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ И КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. *

Правосознание, его уровни. *

Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. *

Основные признаки и понятие правонарушения. *

Виды правонарушений. *

Криминальная психология. *

Понятие личности преступника. *

Поведенческая схема личности преступника. *

Типология личности преступника. *

Насильственный тип преступника. *

Корыстный тип личности преступника. *

Психологические особенности преступников-профессионалов (рецидивистов). *

Психологические особенности лиц, совершающих неосторожные преступления *

Биосоциальные факторы в детерминации преступного поведения. *

Психологические особенности преступных действий. *

Психические состояния, мотивы и цели преступного деяния. *

Повод к совершению преступления. *

Способы совершения преступного деяния. *

Психология совершения преступления в составе преступной группы. *

Психология организованной преступности. *

IV. ЗАКОНЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА МОЛОДЁЖИ (КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА). *

V. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. *

Использование психолога в качестве консультанта, специалиста на предварительном следствии. *

Судебно – психологическая экспертиза. Цели и задачи. *

Судебно - психологическая экспертиза эмоциональных состояний. *

VI. ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ТРУДА. *

Предмет и задачи психологии юридического труда. *

Структура профессиограммы следователя. *

Адвокат. *

Судья. *

Прокурор и его помощники. *

Эксперт-криминалист. *

Юрисконсульт. *

Нотариус. *

Инспектор уголовного розыска. *

Инспектор таможни. *

Инспектор ОБЭП. *

Участковый инспектор. *

Инспектор ГИБДД. *

   

     

Пресс-секретарь – особая должность в аппаратах власти. На закате СССР секретари обкомов КПСС вслед за М.С. Горбачевым стали вводить такую должность и приглашать на нее журналистов. Однако в тот период считалось, что в пресс-центрах органов власти «трудились в основном те журналисты, что не могли найти для себя работу в газете, на радио или телевидении». От этих людей действительно мало что зависело. Их функции были формальными, ограничивались обработкой текстов и размещением их в послушной прессе.

После августа 1991 года ситуация резко изменилась. Функция взаимодействия со СМИ в связи с новым общественным устройством стала своего рода «лакмусовой бумажкой» процессов демократизации органов власти и общества в целом. Как правило, на эту должность приглашали талантливых, опытных журналистов. При этом аппараты органов власти поменялись незначительно. В стиле работы, в деловых проявлениях журналисты отличались от обычных чиновников. Часто пресс-секретари, работники пресс-служб выглядели «белыми воронами» среди чиновников. Не все известные, популярные журналисты смогли работать пресс-секретарями. Яркий пример – первый пресс-секретарь Б. Ельцина Павел Вощанов, «прослуживший» в Кремле совсем недолго, как свидетельствуют некоторые коллеги, без особого результата и ушедший с должности без сожаления. Это, скорее всего, оказалась не его работа. Сегодня, когда уже есть опыт кадровых ошибок на разных уровнях власти, кандидатов на должность пресс-секретаря подбирают более тщательно, с учетом всех обстоятельств. В чем же специфика этой работы, каковы ее особенности?

Вот как вспоминает свои первые дни в новой должности Александр Левин, приглашенный работать пресс-секретарем губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя в декабре 1991 года:

«Свои служебные обязанности я для себя быстро определил. Главной функцией пресс-секретаря, как мне казалось, должна быть тесная и постоянная связь со средствами массовой информации. Первым делом я должен был информировать жителей области о действиях главы администрации. В принципе, данная задача не составляла особого труда, так как, проработав значительное время в свердловской прессе, я достаточно хорошо знал всех журналистов, которые, в свою очередь, хорошо знали и меня. Однако не все оказалось таким простым делом, как мне оно виделось с высоты Дома печати».

Пресс-секретарь – роль посредническая. С одной стороны – властная структура и ее лидер со своими требованиями к СМИ, своими ожиданиями. С другой – пестрый мир средств массовой информации, имеющий свои интересы в отношениях с властью, далеко не однородные интересы.

Как показывает опыт стран развитой демократии, взаимоотношения между властью и средствами массовой информации и в условиях гражданского общества остаются непростыми. Журналисты выступают представителями общественности, выразителями интересов граждан и стремятся взять на себя функцию контроля за деятельностью органов власти. Таковы нормы правовой демократии.

Российская практика взаимодействия власти со СМИ является предметом профессиональных дискуссий. Здесь пока много противоречивых явлений, характерных для переходных этапов развития общества. Однако тенденция выстраивания цивилизованных взаимоотношений власти со СМИ, по мнению аналитиков, преобладает.

Обобщая деятельность пресс-секретаря, работающего в органах власти, можно выделить ряд основных функций.

Внешняя: анализ служебной информации и донесение ее до СМИ.

Пресс-секретарь выступает в роли «переводчика»: трудный для восприятия рядовым читателем язык документов он переводит на доступный, понятный всем. Это функция популяризации решений власти, требующая не только умения обращаться со словом, но и способности оценить значимость, важность для населения того или иного документа.

Пресс-секретарь часто выступает спичрайтером, готовит тексты выступлений или заявлений руководителя. В этой части шла серьезная ломка старых традиций. Вспоминает А. Левин: «Текст новогоднего поздравления жителей области, конечно, оказался просто плохим. Дело в том, что его готовили сотрудники организационного отдела администрации. Готовили по старой, накатанной схеме: брались основные показатели года и вставлялись в «проверенные» рамки стандартных поздравлений, с которыми, например, многие годы к гражданам страны обращались Генеральные секретари ЦК КПСС». Сегодня выросло мастерство пресс-секретарей и спичрайтеров.

Не только тексты, но и характер съемок первого лица на телевидении являются заботой пресс-секретаря. В каком помещении, на каком фоне более выигрышно смотрится руководитель – важно проследить и оценить. «Крайне невыгодным для внешнего вида президента оказался и большой Президентский пресс-центр в Кремле. Освещение сверху увеличивало впечатление одутловатости лица, усугубляло морщины. Кроме того, место, на котором сидел президент, было на фоне темно-коричневой фанеровки стола президиума, за которым раньше сидели члены Политбюро. В результате Ельцин на больших пресс-конференциях выглядел старше своих лет. Мне несколько раз приходилось пререкаться с комендантом Кремля: я требовал, чтобы задник, на фоне которого сидел Ельцин, задрапировали более светлым тоном. Мне отвечали, что это невозможно», – вспоминает пресс-секретарь Б. Ельцина В. Костиков. Как видим, не всегда бывает просто добиться нужного результата даже на высоком уровне. Многих качеств требует должность пресс-секретаря, чтобы обеспечить необходимый результат во взаимодействии с разными людьми.

Непосредственной обязанностью пресс-секретаря является организация и ведение пресс-конференций (брифингов) руководителя. «Доступ» журналистов к первому лицу – прямая прерогатива пресс-секретаря. Он регулирует встречи, интервью, их продолжительность и периодичность.

Задача пресс-секретаря – создавать и поддерживать бесконфликтную, лучше дружескую атмосферу взаимоотношений между руководителем органа власти и СМИ, особенно их руководителями. Здесь необходимы коммуникабельность, дипломатичность, гибкость.

Охранная: защита служебной информации, государственной тайны.

Каждое ведомство, каждая властная структура имеет информацию, которая не может быть всеобщим достоянием. Хотя в российском законодательстве пока не проработаны должным образом вопросы охраны служебной тайны в органах власти, государственные интересы диктуют необходимость ограничения гласности по определенным вопросам. Пресса, особенно частная, коммерческая, в свою очередь, стремится заполучить именно такую информацию. Пресс-секретарю важно умело выстраивать отношения с журналистами, чтобы не создавать ощущения излишней закрытости власти, при этом защитить служебную информацию.
Внутренняя: сбор и анализ информации об освещении в СМИ деятельности органа власти, его руководителя.

Ежедневно на стол президента (губернатора, мэра) ложится оперативный обзор СМИ. Не существует стандартов, единых образцов по написанию такого рода текстов. В. Костиков пишет: «Сложность работы пресс-секретаря президента состоит в том, что никогда точно не знаешь, до какой степени президент информирован по тому или иному вопросу…Я не раз убеждался в том, что президенту не приносят всей информации, особенно когда речь идет о «неприятностях»…Зато информация из президентских структур текла, как из плохого решета».

Как видим, исполнение внутренней функции требует определенного мужества. Профессиональная честность, этика диктуют пресс-секретарю одни нормы, а логика чиновнического приспособления – иные. Именно об этом пишет В. Костиков в заключительной части своей книги «Роман с президентом». Понимая, что никто из окружения не пойдет на такой шаг, пресс-секретарь передал президенту служебную записку: «Главное, о чем мне хотелось поставить президента в известность, – это нарастающая в обществе критика в его адрес. Для меня становилось все более очевидным, что сам он не видит себя со стороны, явно переоценивая отношение к себе народа. Словом, задача была не из простых. Важно было и предостеречь, и не обидеть президента». Затем была поездка в Германию с рядом скандальных эпизодов, новая попытка пресс-секретаря выразить предостережение – уже в тексте очередного обзора СМИ. И что же? «Впервые за время совместной работы Борис Николаевич не подал мне при встрече руки. Глядел мрачно, недобро». А впереди была выборная кампания 1996 года: «…Гомеопатические дозы «внутренней критики» перестали действовать на президента. Нужно было некое более радикальное средство. Таким средством нам представлялся коллективный демарш. Причем такой, который бы не задел честь президента».

Так родилось «письмо семи» – обращение к президенту семи его помощников (в том числе был В. Костиков). Вскоре пресс-секретарь был отстранен от должности. Стал «бывшим Костиковым».

Данный эпизод из биографии бывшего пресс-секретаря показывает сложность и ответственность функций, выполняемых на этом посту, а также обнажает важность профессионального этичного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: