Рабочая программа дисциплины 5 страница

Что такое человек, пропавший без вести? Это человек, который не погребён и превращается в призрак! Этот призрак вечно голоден, он вечно жаждет воды и за своё непогребение он мстит всем живущим, превращаясь в голодного демона. Страшная участь! И первым, кто отреагировал на это событие (пропажу без вести Саргона), был, конечно, еврейский пророк Исаия, который сказал: «Вот какое наказание Бог придумал для того, кто захотел возвыситься над ним и кто взял Самарию! Даже дух его вечно теперь будет жаждать воды!» Исаия позлорадствовал всласть, а ассирийцы, конечно, погрустнели, потому что нельзя было похоронить царя, и некуда было принести ему поминальные жертвы. Это означало, что великий царь Саргон останется без упокоения и без необходимого ритуального поминания. Страшная участь, которую не пожелал бы своему врагу ни один из людей на древнем Востоке.

6. Синаххериб

(705 – 681 гг.)

В 705 г. ступил на престол сын Саргона II, самый жестокий царь в истории Ассирии, и, наверно, самый безумный. Синаххериб упоминается в Библии и не случайно упоминается, потому что он осадил город Иерусалим. Вообще, он довольно широко известен в религиозной традиции, в церковной традиции как один из ассирийских правителей, посягавших на Иерусалим, как на обитель Бога. Но эта осада закончилась ничем, Иерусалим взят не был. Если же смотреть исторические источники, то тут все будет ещё более страшно, но в то же время всё ещё более похоже на анекдот.

Синаххериб – это ставленник военной партии, человек, который был призван на престол для отражения арамейских атак, потому что все знали, что он хороший кавалерист, что он прекрасно дерётся с халдеями. И вот для драки с халдеями собственно он и был призван на престол. Надо сказать, что драка с халдеями стала его пожизненной судьбой и принесла ему наибольшую известность. Но тут возник такой курьёзный момент: Синаххериб не любил Вавилон. Вавилон уже давно находился фактически под властью ассирийцев, в Вавилоне короновался ассирийский царь, но короновался он в Вавилоне под чужим именем, для того чтобы Мардук не понял, кто коронуется. Обычное дело.

Но Синаххериб взбунтовался. Он сказал: «Не буду я короноваться в городе Вавилоне». Вавилоняне спросили: «А кто же будет?». Синаххериб подумал и ответил: «А вот я вам дам своего евнуха! Пусть он и коронуется». То есть это было такое грубое унижение Мардука, Вавилона, вавилонян. И, действительно, Синаххериб прислал в Вавилон своего евнуха. Жители Вавилона поняли, что Синаххериб одновременно издевается и смеётся, и евнуха этого на престол не допустили. «А раз ты так с нами поступаешь, мы тоже тебе преподнесём сюрприз!» И пригласили на вавилонский престол халдейского вождя, злейшего врага Ассирии с дивным именем, его звали Мардук-апла-иддина II. («Бог Мардук даровал наследника»). Мардук-апла-иддина II – замечательная фигура, халдейский вождь, который со своими отрядами неоднократно захватывал власть в Вавилоне. Его пригласили на вавилонский престол, он там и короновался.

Синаххериб узнал об это и двинул свои войска на Вавилон, но когда он туда пришёл (расстояние между Ашшуром и Вавилоном – 1.5 недели пути), то ему сообщили, что Мардук-апла-иддина уже ушёл. Тогда Синаххериб решил отправиться, раз уж он вышел погулять, в Палестину и осадить Иерусалим. Ему не давала покоя слава отца, покорившего израильское царство. Теперь же он захотел покорить Иудею. И он оказался под станами Иерусалима и начал вести переговоры с иудейскими жрецами на арамейском языке для того, чтобы ни ассирийцы, ни евреи на поняли, о чём речь. То есть это были переговоры за спинами своих народов. Но переговоры ни к чему не привели, потому что иерусалимские жрецы не захотели платить дань ассирийцам, и тогда было решено взять город штурмом. Но тут в войсках ассирийцев вспыхнула эпидемия, и они восприняли это как божий рок.

Когда же они повернули назад, то к ним явились разведчики и сообщили, что Мардук-апла-иддина (далее просто Мардук – прим. редактора) опять в Вавилоне, и опять занял трон. «Ну, тогда я пойду туда», решил Синаххериб и отправился в Вавилон. Синаххериба эта ситуация просто достала, и тогда он решает всей мощью своей армии начать преследование халдейских отрядов. Мардук был умным человеком и понимал, что если Синаххериб его достанет, то получит не только он, но и, по ассирийской традиции, кости всех его предков. Поэтому он предварительно вырыл кости предков из могил, положил их в глиняные сосуды, сосуды запечатал, нанял эламских корабельщиков, и на нескольких больших барках переправился сам, переправил свое войско и сосуды с костями предков в Элам (гос-во в Персидском заливе).

Синаххериб преследовал его до моря, а когда приблизился к морю, то осознал очень примечательный факт – Ассирия, оказывается, не является морской державой, у нее нет флота! Синаххериб был вынужден повернуть назад, но его жажда мести была так сильна, что он приказал построить флот. Флот строили 9 месяцев, и через 9 месяцев он был готов, войско Синаххериба переправилось на тот берег, где находился Мардук. Они, как и положено, высадились на берег, разгромили два города, взяли жителей этих городов в плен.

И, наконец, Синаххериб дошел до места, где был Мардук. Разведчики обо всем разузнали, и внезапно для себя Синаххериб выяснил еще более поразительные факты – Мардук умер полгода назад! И причем неизвестно, где он захоронил кости своих предков, и где захоронен он сам. Короче говоря, халдейскому вождю отомстить не удалось ни самому, ни его предкам. Что же делать?! А кому бы он может еще отомстить?

Тогда в голове Синаххериба наступило то ли прояснение, то ли помутнение: он решил отомстить самому городу, который в этой ситуации являлся предателем бога Ашшура. Это было в 689 году, это был один из самых страшнейших годов в истории Древнего мира. Именно тогда, Синаххериб пришел со своей армией в Вавилон, вырезал четверть населения города, вывел статую бога Мардука из главного Вавилонского храма, и был суд над богом Мардуком. Обвинения заключались в том, что Мардук присвоил себе победу бога Ашшура над Тиамат, что на самом деле победу совершил ассирийский бог Ашшур, а Мардук сказал, что «это я», тем самым солгав. И как лжец он должен был быть наказан. Над Мардуком был суд, он был посажен в темницу. После этого Синаххериб разрушил дамбу, и воды Евфрата обрушились на Вавилон, полностью затопив город. Город просто был уничтожен, он не просто сравнял его с землей, а накрыл его водой. И весь древний мир содрогнулся. А Синаххериб сказал: «Слава бога Ашшура велика, и отныне, кто согрешит против меня, удостоится такой же участи, как город-предатель Вавилон». И надо сказать, что это подействовало!

На протяжении пяти лет не было никаких восстаний, антиассирийских коалиций. Были отдельные нападения недобитых халдейских племен, но весь Древний мир затих, т.к. Синаххериб был очень жесток, и никто не хотел повторять участь Вавилона.

А Синаххериб переключился на меценатскую деятельность. Он начал строить роскошный дворец в городе Ниневии. Новой столицей Ассирии стала Ниневия. Ниневийский роскошный дворец с прекрасными рельефами, с изображениями всех военных походов, все было замечательно. Но пророки по всему миру говорили о том, что должен плохо кончить человек, который посягнул на город Вавилон. И точно! Синаххериб был заколот своими тремя сыновьями во время молитвы в храме, между статуями двоих Богов-хранителей. Это было воспринято как знак: если боги-хранители не оказали помощи, то это значит, что Синаххериб – чудовищный преступник. Итак, Синаххериб был убит, трое его сыновей стали участниками заговора, и фактически его исполнителями, но оставался еще четвертый сын, который в заговоре не участвовал, а когда он знал о смерти своего отца, он приказал арестовать своих братьев и немедленно убить. Они были убиты, т.о. конкурентов у него не оставалось. Он мог спокойно вступать на престол. Этого сына Синаххериба звали Ассархаддон.

7. Ассархаддон

(681 – 669 гг.)

Ассархаддон – удивительная личность, он привлекал к себе внимание поэтов, писателей, в том числе и русских. О нем написал стихотворение Брюсов, о нем писал сказки Л.Н Толстой. Ассархаддон был интересен всем. Люди, которые интересовались Ассархаддоном несколько заблуждались в своем интересе, но сам факт очень занимателен. Ассархаддон был невероятно успешным завоевателем.

Своего наивысшего могущества Ассирия достигает при нем. При Ассархаддоне Ассирийское государство становится Империей. Ассархаддон начинает свою деятельность с завоевания Финикийских городов – Сидона и Тира, жестоко подавляет мятеж в Сидоне, казнит сидонского царя, подчиняет средиземноморское побережье Ассирии. Далее отправляется на войну с Эламом, и после его похода в Элам, от этого государства мало что остается. Элам практически полностью входит в Ассирийское государство. Но, конечно, самым главным достижением Ассархаддона является завоевание Египта.

Два Египетских похода (673, 671 гг.) закрепили владычество Ассирии над Египтом. И когда Египет был взят, это означало, что Ассирия уже не просто государство, хозяйничающее на Ближнем Востоке. И постепенно интересы Ассирии смещаются в Африку, а там было золото, там была медь, там было много чего интересного.

Египет, конечно, специфическое государство, в том смысле, что египтяне не признавали правителя, если он не короновался жрецами Амона. Нужно было заручиться поддержкой эламского жречества для того, чтобы правитель стал единым. Это первый момент. Второй момент заключался в том, что египтяне согласились повиноваться Ассирии при одном условии: если в египетских городах останется прежнее египетское начальство. Это начальство будет высылать ассирийцам дань, будет целовать ассирийскому царю туфлю, что очень ассирийцы любили (знак максимального уничижения).

Египтяне это обычно делали и ничего в этом такого особенного не видели, но это совсем не означало, что они будут «плясать под ассирийскую дудку». Очень многие ассирийские наместники, оставленные в Египте, умирали странной и быстрой смертью, а египетские начальники жили очень долго. И, в конце концов, Ассархаддону это надоело, он решил навести порядок. И он собрался в третий поход, который начался осенью (в октябре) 669 г., а уже первого ноября Ассархаддон умер, не доехав до места. Почему он умер? Возможно, его отравили египетские наместники, а возможно, он умер от неизвестной болезни, но этот третий поход проходил без участия царя.

Сама личность Ассархаддона является до сих пор для историков загадкой. С одной стороны во всех надписях говорится, что во всех своих походах, он руководил сражениями сам, а с другой стороны, мы видим большое количество писем его личным астрологам, магам, где он у них спрашивает советы: можно ли ему сегодня выходить из дворца, удачный ли сегодня день для выезда на колеснице. Он советуется с врачами по поводу различного рода мазей и рецептов. Из этого мы видим, что он был больной человек, и человек очень неуверенный в себе, который по поводу каждого своего дела, движения советуется с астрологами. До нас дошла двухтомная переписка с астрологами (совершенно уникальная вещь, ничего подобного при Синаххерибе не было, он сам знал, как, когда и кого убивать, правда, кончил он плохо). Ассархаддон был осторожным человеком и полагался на мнение других людей, он все хотел знать наперед, и постоянно забегал вперед в своих планах. Он хотел сделать так, чтобы общество оставалось стабильным.

И вот он предпринимает совершенно удивительную вещь: задолго до своей смерти он заставляет присягнуть армию и чиновников на верность новому царю, своему наследнику, которого звали Ашшурбанапал. Он заставляет армию и чиновников присягнуть на верность своему наследнику при своей жизни. Этот факт рождает впоследствии невероятную рефлексию в европейской культуре. Французские, английские и русские авторы, такие как Лев Толстой, начинают воспринимать Ассархаддона, как первого в истории отшельника. Все пишут, что он добровольно оставил власть, предал ее сыну, а сам ушел куда-то странствовать. Потому что он почувствовал собственное несовершенство и отказался от мирового господства. Это была очень распространенная идея до конца 19 века. Ассархаддон, как первый отшельник, еще до Будды.

На самом деле наука того времени не знала ряда фактов: Ассархаддон оставался царем до самого конца, но для него было принципиально важно при своей жизни увидеть присягу следующему царю.

8. Ашшурбанапал и создание Ассирийской Империи

Этим царем волей судьбы стал Ашшурбанапал, который вовсе не готовился быть царем. Его готовили к должности верховного жреца, а царем должен был стать, как и полагается, старший сын Ассархаддона, но старший сын внезапно умер. Человек, который по своим задаткам был книжником, поэтом, покровителем образования; человеком, которого больше интересовало содержание глиняных табличек, чем война, внезапно оказался в роли царя.

При чем, когда Ассархаддон заставлял приносить присягу, то Ашшурбанапалу присягали только, как царю Ассирии. Ассархаддон сделал одну ошибку - он назначил брата Ашшурбанапала, своего младшего сына, царем Вавилона. Это была роковая ошибка, стоящая очень дорого своему государству. Потому что после внезапной смерти Ассархаддона началась долгая междоусобная борьба, между Ашшурбанапалом и его братом за господство в стране. Это было два царя, один царь Ассирии, другой царь Вавилона, а звали его Шамашшумукин.

А откуда собственно взялся сам Вавилон? Что же произошло после смерти Синаххериба, и после того, как город был затоплен водой? Мать (была вавилонянкой) Ассархаддона стала влиять на сына, чтоб он начал восстанавливать город. В первые два года своего правления Ассархаддон увел воды Евфрата от города и потом начал заселять Вавилон заново. Он начал заселять его ассирийцами, арамеями, был вынут из тюрьмы бог Мардук. Худо-бедно, но город начал восстанавливаться после затопления и после разрушения. И вот в этот еще недостроенный город Ассархаддон определил своего младшего сына царем. Почему так было сделано? Потому, что работы по восстановлению Вавилона – это отдельный труд. Человек, который сидел в Вавилоне, должен был заниматься только этим. Постепенным восстановлению городских кварталов, налаживанием экономической жизни и т.д. Ассархаддон помимо того, был человек прагматичным, он понимал: «Да, Вавилону нужен отдельный правитель, который о нем позаботится», но именно это и стало причиной междоусобицы.

Шамашшумукин с религиозной точки зрения рассудил, что Вавилон главнее, потому что это древний город, потому что его бог - древний бог Мардук. Т.е. именно царь Вавилона должен стать правителем всей Ассирии. И началась междоусобица, которая длилась до 648 г. Была масса восстаний, вражда между братьями, и все это закончилось тем, что армия Ашшурбанапала взяла Вавилон штурмом, а Шамашшумукин поджег свой дворец и бросился в пламя. Но перед этим оставил еще две молитвы, посвященные разным богам. Сам-то он сгорел, а таблички от огня только укрепились.

Итак, в 648 г. Ашшурбанапал оказался, наконец, единственным правителем Ассирии. Междоусобица длилась 21 год. Ашшурбанапал был гениальным полководцем, он окончательно разрушал Эламское царство, он покорил Закавказье, он подчинил Ассирии государство Урарту. Первый успешный поход на Урарту был предпринят еще Саргоном II, ну а теперь Ашшурбанапал завершил это дело. Только арамеев ему не удалось окончательно покорить, потому что эти племена были слишком многочисленны, и воевали небольшими отрядами.

И вот при Ассархаддоне и Ашшурбанапале Ассирия становится Империей, первой в мире империей. Мы называем это государство империей, потому что существуют определенные критерии того, что такое имперское государство.

1) Критерий первый: разделение территорий на метрополию и провинции. В государстве Ассархаддона и Ашшурбанапала роль метрополии выполняла Ниневия, непосредственно подчинялась метрополии коренная Ассирия, а все остальные территории были провинциями и областями. И ассирийский царь назначал на них так называемых начальников области. Это первое условие.

2) Второй критерий – наличие официального языка, связывающего все части страны, таким языком был арамейский. И ассирийцы, и вавилоняне, и египтяне, когда хотели понять друг друга, всегда говорили на арамейском языке. Это был единый официальный язык империи.

3) Третье условие: единая денежная система. Это денежные эквиваленты, которые употребляются как в метрополии, так и в провинции. Единым денежным эквивалентом в Ассирии было серебро, но не простое серебро, а клейменое. Это серебряные слитки, на которых стояла личная царская печать. И это обозначало некую официальную монету, которая от имени царя распространяется по всей территории страны.

4) Четвертым важным критерием была специализация труда на территории империи, при которой средства производства труда и предметы потребления производятся в разных частях одного государства, т.е. империя кормит и обслуживает сама себя. На ее территории должны существовать цехи по производству железного оружия, районы, которые являются преимущественно с/х, но все эти производства существуют в рамках одного государства и сообщаются между собой. Существуют связи, партнерские связи, между всеми этими провинциями. Когда соблюдаются 4 этих условия, тогда мы можем говорить, что данное государство является империей. Поэтому, когда империей называют Египет времен Тутмоса III – это неправильно, т.к. государство Тутмоса III не удовлетворяет 4 критериям имперского государства. Там не было никаких провинций, там были захваченные территории. Не было единого языка, единой денежной системы. Поэтому тот факт, что в определенный момент какое-то государство присоединяет к себе множество земель, он не свидетельствует о том, что это государство – империя.

9. Распад Ассирийской Империи

После Ашшурбанапала Ассирийская Империя начинает стремительно распадаться. Почему? Есть несколько факторов:

Во-первых, Ассирия – это традиционно земледельческо-скотоводческая держава речного типа. Она не может составлять экономическую конкуренцию государству средиземноморского побережья, живущего ремеслом, торговлей, монопольным производством.

Во-вторых, неэффективность насилия для удержания своего господства на покоренных территориях. Насилие может иметь только временный эффект, потом оно вызывает ослабление и попытку создать антиассирийскую коалицию. Такая коалиция была создана. Эта коалиция мидийцев (такое иранское племя) и вавилонян в 612 г до н.э. взяла штурмом город Ниневию. Столица была захвачена, ассирийцы сопротивлялись еще 7 лет. И последний их форпост на севере был захвачен в 605 году. После 605 г. Ассирия как государство перестает существовать. Значит, это была реакция на Ассирийское насилие.

В-третьих, это этнические перемещения арамейских племен. Их число постоянно увеличивалось, они требовали для себя большого жизненного пространства. И в конце концов, они поглотили территорию Ассирии. Арамейцев было много и с ним никак не возможно было справиться.

Четвертый факт: это усиление Ирана, сперва мидийцев, а затем персов.

Вот все эти факторы способствовали тому, что первая в мире Империя едва создавшись, довольно быстро развалилась. Но тем не менее, можно сказать, что Ассирия соответствует всем критериям для государства имперского типа. Поэтому переход от крупных централизованных государств к империям может датироваться 7 веком до н.э. С 7 века уже существуют имперские государства.

Ксюша Лебедева, Мама-утка

12.11.2011

§21. Культура Месопотамии в Новоассирийский период.

1. Особенности ассирийской культуры

Ассирийская культура во многом была наследницей и продолжательницей культуры Шумера и Вавилона. Прежде всего, следует сказать, что ассирийцы заимствовали вавилонскую клинопись, а вавилоняне в отношении письменности были учениками шумеров.

Однако в Ассирии есть собственные характерные черты, которые стали особенно заметны, когда Ассирия стала империей. Ассирийское общество было построено совершенно не так, как общество Южной Месопотамии:

1) здесь с самых ранних времен позволялась купля-продажа земельных участков, и никогда проблем с продажей земли в Ассирии не возникало;

2) с очень ранних времен существовал класс собственников, которые все время расширяли свои территориальные экспансии, увеличивали свои доходы. В Ассирии не возбранялось быть очень зажиточным человеком;

3) поощрялась воинская доблесть, поэтому здесь, в отличие от Южной Месопотамии, высоко ценилась инициатива индивидуума. Идеалом ассирийского общества был царь, принимавший участие во множестве сражений и одержавший многочисленные победы;

4) Ассирийское общество с ранних времен отличалось своей демократичностью. В ассирийской экономике и политике были задействованы как мужчины, так и женщины. Важной особенностью ассирийской культуры является представление о женщине не только как об объекте, но и как о субъекте права. Женщина в ассирийских законах сама отвечает за все свои поступки. В отличие от Месопотамии, где женщины находятся под защитой мужчины, главы семьи, главы рода, здесь женщина самостоятельна, она отвечает за свои преступления перед законом, при этом довольно четко расписаны все виды наказаний.

2. Ассирийская правовая система

В Ассирии законы появляются несколько позже, чем в Вавилоне. Тем не менее, они надолго определяют жизнь всего общества. Мы не знаем, когда законы появляются, при каком правителе, но таблички с ассирийскими законами доходят до нас от 14 века до н.э. В науке они называются Среднеассирийские законы.

Особенности законов.

Необыкновенно широкое применение статей, касающихся лично свободной женщины. Законы эти посвящены аспектам правового положения свободной женщины. Она называется в законах дочь человека, жена человека, вдова. Все, совершенное женщиной, равно как и совершенное против нее, рассматривается в этих законах. Женщина может выступать в качестве убийцы, колдуньи, воровки, женщина может возносить на человека ложное обвинение. Но женщина также может быть и объектом права, т.е. она может страдать от преступлений, совершенных мужчиной. В этом случае она находится под защитой закона.

Чрезвычайно широкое применение публичных наказаний. Впервые именно в Среднеассирийских законах мы встречаем такую меру наказания, как порка и царские работы, то есть каторга. В ряде случаев каторга заменяется денежной компенсацией. При этом статьи, которые были весьма однозначны в законах Хаммурапи (например, связанные с убийством человека), здесь выглядят не настолько однозначно. Безусловно, по законам Хаммурапи, убийца должен быть убит сам. Согласно Среднеассирийским законам убийца может быть выдан семье убитых. Официально это формулируется как выдача убийцы одному хозяину дома, то есть патриарху рода, которому принадлежал убитый. Хозяин может поступить по своему смотрению: или он убивает совершившего преступление, или он берет с него большой выкуп, благодаря которому можно содержать весь род, либо он берет его в рабство. Но в любом случае, решение по данному вопросу принимает хозяин дома, т.е. глава большого рода. В Среднеассирийских законах есть талион, он применяется ограниченно и в основном является компенсационным.

Применение ордалии, т.е. испытания водой. Для того чтобы преступник признал свою вину, его подвергают двум испытаниям. Первое - это клятва перед статуей бога солнца, бога Шамаша, что данный человек не совершал никакого преступления. Поскольку все люди того времени были верующими, то, стоя перед статуей бога, преступник в том случае, если он совершил преступление, не мог сказать, что он этого не делал, т.к. он боялся обмануть бога, поэтому преступники легко признавали свою вину, давая клятву богу. Если он не признавал своей, то его подвергали ордалии. Его грубо говоря «засовывали» в воду, но при этом не связывали. Вода должна была или взять, или отпустить. Если его вода брала, то значит, этот человек был, действительно, виновен. Если вода отпускала, и он не тонул, то считалось, что вины за ним нет. Если оба испытания человек проходил безболезненно, то вина с него снималась. Среднеассирийские законы предусматривали широкое применение ордалии и клятвы.

Долговая кабала. Мы помним, что в законах Хаммурапи долговое рабство устанавливалось сроком до 3 лет. В Среднеассирийских законах все меняется. Если по истечении установленного кредитором срока должник не выплатил своего долга (а чаще всего этот долг был с процентами), то он считался купленным за полную цену, т.е. рабом. С ним можно было обращаться как с рабом: подвергать телесным наказаниям, продавать в другую страну. Кредитор мог распоряжаться им по своему усмотрению. Самое главное, что это рабство было пожизненным. Конечно, в Ассирии, как и в Вавилоне можно было отдавать своих детей и жену в залог вместо самого должника, тогда как он оставался целым и невредимым и мог взять другую жену. Это была сделка, которую поддерживало государство, потому что самое дорогое – жену и детей – должник должен был отдать кредитору. Это считалось абсолютно нормальным. Если у него нет земельного участка, который он мог заложить, сада, он отдает жену и детей. Что касается жены, то мы не знаем, на каких условиях она шла в залоговое имущество, брали ли с нее согласие. Это не прописано ни в каких текстах, мы знаем только сам факт, что должник мог отдать жену кредитору, если он не выплатил долг в установленный срок. То, что при этом происходило в эмоциональной сфере, - тайна, потому что юридические тексты об этом не пишут. Что касается детей, то их уж точно не жалели. Поскольку должник был землевладельцем, он хотел сохранить этот статус, поэтому проще было отдать своего ребенка. Дети считались фактически имуществом, тем, чем он мог распоряжаться, как добром. Детей всегда было много. Кто-то оставался наследником, а кого-то можно было продать в рабство под видом усыновления. Было много случаев, когда богач брал у бедняка ребенка под видом усыновления, на самом же деле он брал его в рабство. Но затем семье бедняка выдавались натуральные выплаты.

Среднеассирийские законы предусматривали статьи за прелюбодеяние. Если муж застает жену или любовника на месте преступления, то по законам он может убить их обоих. Но если он доводит дело до суда, то по суду на прелюбодея накладывалось такое же наказание, какое муж предписывает своей жене. Наказание могло быть любым, но, во всяком случае, оно было одинаковым для жены и любовника.

По законам женщина могла быть юридически самостоятельна лишь в том случае, если она овдовела, не имеет малолетних сыновей или свекра или других мужчин в роду. Были такие случаи, когда женщина выступала полноправным домовладельцем и выполняла все сделки. Если в семье есть мужчины, то женщина не могла выступать в такой роли.

Довольно несложной была процедура превращения наложницы-рабыни в законную жену. Если муж разводился, то он мог взять в жены ту наложницу, с которой у него были дети. Дети становились детьми данного человека, а наложница приобретала статус жены. Всегда законы (в особенности Среднеассирийские) заботились о том, чтобы род так или иначе продолжался. Если жена не может иметь детей, то муж вправе взять наложницу для того, чтоб у него были дети и остались наследники.

В Среднеассирийских законах есть также статьи, посвященные рабыням и блудницам. В Ассирии все, что касается их деятельности, жестко регламентируется. Все блудницы делились на городских и храмовых. Храмовые блудницы служили определенным богам, от имени которых они выступали, и собирали доходы от своей работы на содержание храма. Любовь считалась божественным делом. Все виды любви, дозволенные законами, находились под покровительством самых великих богов Ассирии и Вавилона. Поэтому храмовые блудницы жили на территории храма, получали довольстве от храма, свою выручку они сдавали. К ним относились с уважением, потому что они тем самым поддерживали городской бюджет. А вот городские блудницы пользовались меньшим уважением, потому что они работали на самые разные частные структуры, но эти структуры должны были делиться доходами с городской общиной. Они не имеют такого статуса, какой имели храмовые блудницы. По Среднеассирийским законам рабыням и блудницам под страхом сильнейшего наказания, в том числе физического, запрещалось носить покрывало, а в Ассирии частью костюма свободной женщины было покрывало (предтеча паранджи). Это покрывало нужно было носить в знак принадлежности к роду своего мужа, как знак защиты женщины. Кроме того, покрывало указывало на то, что женщина свободна и что она не блудница. Поэтому рабыни и блудницы, то есть несвободные, занимающиеся продажной любовью, не имели права носить покрывало. В Южной Месопотамии женщины не носили покрывал.

В Среднеассирийских законах мы впервые встречаем категории зависимых людей, которые добровольно поступают под покровительство знатных лиц. Таких людей в исторической науке называют клиенты. Они становятся либо помощниками, либо арендаторами земли у знатных людей, либо служащими в их хозяйстве. Но независимо от того, чем занимались такие люди, они получали продовольствие из дома господина, при этом они не являлись рабами. В истории Древнего Ближнего Востока такая категория появляется впервые именно здесь. Это могут быть даже зависимые люди, выполняющие работу в храме, дворце. Клиентами становились по разным причинам. Это могли быть беженцы, которые переходили из соседнего города, где шла война, они какое-то время обитали при храме. Это могли быть должники, которых превратили в рабов. Это могли быть общинники, у которых было много жен.

Если говорить о Среднеассирийских законах в целом, то можно сказать, что они предусматривают большую свободу экономических отношений, чем в Южной Месопотамии. Одновременно они предусматривают большую индивидуальную ответственность обоих полов за совершение преступления. Кроме того, законы предусматривают личное осуждение поступков и преступлений человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: