double arrow

IV. Наука и культура 4 страница

Несмотря на трудности военного времени, в СССР продолжалась ра-
бота по изданию американских авторов, как классиков, так и современ-
ных. Отдельными книгами и в журналах печатались произведения У. Уит-
мена, Марка Твена, О. Генри, Дж. Лондона, а также Э. Колдуэлла,.

Э. Синклера и др.

Важной вехой в развитии связей в области театрального искусства
явились гастроли МХАТа в США в 1922—1924 гг. К этому времени аме-
риканцы были уже подготовлены, как назвал один из критиков, к «рус-
скому вторжению на американскую сцену»: с начала 1900-х годов в теат-
рах США шли пьесы Гоголя, Горького, Чехова, Толстого, Андреева.
Интерес к русскому театру в США был велик: в 1917—1918 гг. в Совет-
ской России находился американский писатель Оливер Сейлор, собирав-
ший материал для монографии «Русский театр в период революции»

(1920).

Гастроли МХАТа начались в январе 1923 г. в Нью-Йорке, затем
были продолжены в других городах с огромным успехом. Спектакли,,
продолжавшиеся до мая 1924 г., стали подлинным событием в культурной:
жизни США. Подводя итоги гастролям, Станиславский писал: «Мы —

32 Lauterbach R. These are the Russians. N. Y., 1945, p. 269.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


СССР И США: НАУЧНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ




первые и наиболее убедительные послы из России, которые принесли
Америке не сухие пункты торгового договора, а живую русскую душу,
к которой Америка почувствовала тяготение»33. Через год, в 1925 г.,
в США приехала на гастроли Музыкальная студия МХАТа, руководимая
В. И. Немировичем-Данченко 34. С середины 20-х годов видные американ-
ские театральные деятели становятся частыми гостями нашей страны,
в их числе Ли Симонсон, Хелли Фланеген, Джордж Вуд Кратч и др.
Критик Кратч обращает внимание на «органическую связь с жизнью
окружающих его людей, которая составляет главную особенность русско-
го театра» 35.

Деятелей американской сцены, а также теоретиков театра особенно
привлекает режиссерская практика Станиславского, Вахтангова, Мейер-
хольда, Таирова. «Ни в одной стране не появлялось театра, столь ориги-
нального, сильного, целеустремленного, столь богатого человеческим со-
держанием, как в Советской России»,— констатировал критик Хантли
Картер в книге «Новый театр и кино в Советской России» 36. Продолжая
работать в этой области, Картер выпускает серьезный и объективный
труд «Новый дух русского театра, 1917—1928», вышедший в 1929 г.
вНью-Йорке, Лондоне и Париже. В 1920—1945 гг. в американских теат-
рах шло около 50 русских пьес, классических и современных, в том числе
Чехова, Толстого, Гоголя, Горького, Катаева, Третьякова, Киршона,
Погодина, Симонова и др.

В свою очередь, в 20-е годы советские театры впервые начали освое-
ние американской драматургии, в частности пьес Синклера «Моб», «Хобо».
Примечательным явлением стали и постановки пьес Юджина О'Нила
А. Таировым в Московском камерном театре. О'Нил воплощал для
Таирова то трагическое мироощущение, тот «насыщенный реализм», к ко-
торому шли выдающийся советский режиссер и руководимый им театр.

В 30-е годы театральные связи продолжали углубляться. Один из
руководителей прогрессивного театрального объединения «Груп тиэтр»,
Гарольд Клермен, дважды (1933, 1935) посещал Москву, где встречался
со Станиславским, Мейерхольдом, Эйзенштейном и драматургом Афино-
геновым. Познакомившись с театральной жизнью советской столицы,
Клермен был приятно обрадован богатством репертуара, разнообразием,
многоплановостью художественных стилей и форм, взволнованной реак-
цией зрителей. В 1934 г. Москву посетили еще два ведущих режиссера
«Груп тиэтр» — Стелла Адлер и Ли Страсберг; последний преподавал в
Американском театре-лаборатории, где отрабатывал со слушателями не-
которые художественные приемы, практиковавшиеся во МХАТе.

Один из руководителей Федерального театрального проекта (ФТП) —
режиссер Хелли Фленеген совершила несколько поездок в СССР
(в 1926, 1932 и 1936 гг.). По словам театроведа Джейн де Харт Метьюз,
«в студиях бывшего ученика Станиславского Всеволода Мейерхольда,
а также Александра Таирова Фленеген обнаружила те новые художест-

33 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8-ми т. М., 1954—1961, т. 8, с. 46.

34 Интересные детали, касающиеся этих гастролей, см. в кн.: Образцов С. В. По сту-
пенькам памяти.— Новый мир, 1984, № 10, с. 48—56.

35 Цит. по: Brewster D. East-West Passage. L., 1956, p. 247.

36 Carter H. The New Theatre and Cinema of Soviet Russia. N. Y., 1925, p. V. О Ста-
ниславском как режиссере-новаторе, научившем актера «жить в роли, которую
он исполняет», писал и видный американский театровед Джон Гасснер в книге
«Форма и идея в современном театре» (М., 1959).


венные формы, которые сделали русскую сцену Меккой для режиссеров,
актеров и театральных художников Запада» 37.

Плодотворную работу по изучению советского театра уже вел в это
время прогрессивный искусствовед Г. У. Л. Дана38. С интересом была
принята американцами книга «Московские репетиции» (1936) Норриса
Хоутона, работавшего в объединении «Тиэтр гилд». В предисловии из-
вестный театральный деятель Ли Симонсон писал: «Для художника в
прошлом все дороги вели в Рим; вчера еще — в Париж. Сегодня для те-
атрального работника, будь то актер, режиссер или оформитель, все до-
роги ведут в Москву, в театры Советского Союза» 39.

«Русское влияние», в частности Горького и Чехова, ощутимо в твор-
честве Лиллиан Хелман. Критики усматривают определенную переклич-
ку между горьковскими «Врагами» и пьесой «Настанет день», между
«Егором Булычевым», «Вассой Железновой» и пьесой «Лисички» 40.
Пьесы Горького шли в США в 30-е годы, а знаменитая постановка «На
дне», этой, по словам Ю. О'Нила, великой революционной пьесы, на
Бродвее в 1929—1930 гг. имела большой успех.

Военные годы были временем расцвета американского радиотеатра,
в котором весомое место заняла советская тема. Например, в декабре
1942 г. американцы услышали радиопьесу Нормана Ростена и Милларда
«Рассказ о Николае Гастелло», несколько позднее две публицистико-до-
кументальные драмы: «Москва» и «Сталинград». 22 февраля 1944 г.,
к 26-й годовщине Советской Армии, прозвучала радиопьеса, посвященная
Вооруженным Силам СССР 41.

В свою очередь, в 30—40-е годы продолжалось освоение советскими
театрами американской драматургии. Осенью 1944 г. Хелман приехала в
Москву, где готовились постановки двух ее пьес. В начале 1945 г. Мос-
ковский драматический театр с успехом поставил ее драму «Лисички»;
в роли Верди блестяще выступила Ф. Г. Раневская. Антифашистская
драма Хелман «Стража на Рейне» была поставлена Московским театром
им. Ленинского комсомола под названием «Семья Ферелли теряет покой».
Пафос произведения, зовущего к борьбе с нацизмом, находил живой отк-
лик в зрительном зале: была весна 1945 г.

В середине 20-х годов завязываются первые контакты между совет-
скими и американскими кинематографистами. Летом 1926 г. Мэри Пик-
форд и Дуглас Фэрбенкс приезжают в Москву, где им оказывают теплый
прием. По возвращении на родину они заявили о больших достижениях
молодого советского киноискусства. Осенью 1926 г. «Броненосец „Потем-
кин"» Эйзенштейна с триумфом идет на экранах США. Позднее Чарли
Чаплин и 117 других кинодеятелей назовут этот фильм самой лучшей
картиной в мире. В 20-е годы американцы просмотрели около 40 совет-
ских фильмов. Стали говорить даже о «культе русского кино». Видный

37 De Hart Mathews Jane. The Federal Theatre, 1935—1939. Plays, Relief and Politics:
Princeton Univ. Press, 1967, p. 19.

38 Его деятельность высоко оценил А. В. Луначарский, написавший предисловие
к одной из книг; она, по-видимому, не вышла в свет. См.: Луначарский А. В. Не-
изданные материалы.— В кн.: Литературное наследство. М., 1970, т. 82, с. 443—446.

39 Houghton N. Moscow Rehearsals. N. Y., 1936, p. 11.

40 Смирнов Б. Театр США XX века. Л., 1976.

41 О советской теме в американском радиотеатре см.: Попов И. А. Почему город пал!
М., 1984.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


СССР И США: НАУЧНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ




американский режиссер Дэвид Гриффит заявил: «С возникновением
советской кинематографии начинается новая эра киноэстетики» 42.
Наряду с «Броненосцем „Потемкин"» большой популярностью за океаном
пользовались также «Мать» В. И. Пудовкина и «Земля» А. П. Довжен-
ко. Их новизна и притягательная сила для американцев состояли прежде
всего в том, что героем был народ, а главной темой — революция 43.

Уже как всемирно признанный режиссер С. М. Эйзенштейн вместе с
Г. В. Александровым и Э. К. Тиссэ отправился в 1929 г. на Запад.
В 1930 г. он прибыл в Голливуд, где оказался в центре внимания.
Здесь Эйзенштейн завязал контакты с кинематографистами и сдружился
с Чаплином. Сценарии, которые он предложил («Золото Зуттера», «Аме-
риканская трагедия»), не устроили, однако, руководителей американской
кинопромышленности. Не найдя общего языка с руководителями Гол-
ливуда, Эйзенштейн решил сделать фильм на мексиканском материале 44.
Отснятая Эйзенштейном пленка осталась в США. На основе этих мате-
риалов режиссер Сол Лессер сделал фильм «Буря над Мексикой», ока-
завшийся весьма далеким от замысла Эйзенштейна. Позднее американ-
ский киновед Джей Лейда, ученик Эйзенштейна по ВГИК, разобрал
материал фильма о Мексике, хранящийся в одном из американских ар-
хивов, и сделал по нему учебный фильм. Говоря о влиянии советского
киноискусства, Джей Лейда свидетельствует: «Каждый труд, каждое
слово Эйзенштейна и Довженко подвергаются исследованию молодыми
кинематографистами всех стран как учебное пособие, стимул и помощь
с еще большей тщательностью, чем при жизни этих мастеров» 45.

Тридцатые годы характеризуются в США интересом к докумен-
тальному экрану, что явилось своеобразной параллелью бурного развития
очерково-публицистической литературы. И здесь американцам был поле-
зен опыт Дзиги Вертова и Эсфири Шуб. В США внимательно изучали
теорию «киноправды» (или «синема-верите»), которую еще в 20-е годы
разрабатывал Д. Вертов. Фильм Э. Шуб «Сегодня» (1930), представляю-
щий панорамное изображение жизни советских людей, демонстрировался
в США под названием «Пушки или тракторы». Знакомство с ним, видимо,
натолкнуло Гилберта Селдеса на создание новаторского документального
фильма «Это — Америка» (1933).

В 20-е годы сенсацией в США стала демонстрация «Броненосца
,,Потемкин"», а в 30-е — столь же громкий успех выпал на долю «Чапае-
ва». В 30-е годы американцы просмотрели многие фильмы, составившие
славу советского кинематографа, среди которых «Щорс» А. П. Довжен-
ко, «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна, трилогия о Максиме
Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга, кинокомедии Г. В. Александрова

42 Цит. по: Октябрь и мировое кино. М., 1969, с. 171.

43 Все это было непохоже на «массовую» продукцию Голливуда с уклоном в раз-
влекательность, с намеренной эстетизацией «сладкой жизни» власть имущих.
В конце 20-х — начале 30-х годов в американских газетах и журналах было опуб-
ликовано около 30 статей и теоретических работ Эйзенштейна, а также ряд работ
Пудовкина и Довженко.

44 В финансировании киноэкспедиции в Мексику принял участие Э. Синклер. Его
взаимоотношения с Эйзенштейном освещены в кн.: Sergei Eisenstein and Upton •
Sinclair. The Making and Unmaking Que viva Mexico/Ed. by H. Geduld, R. Gottes-
man. Bloomington, 1971.

45 Цит. по: Теплиц Е. История киноискусства. М., 1971, т. 3, с. 213.


и др. Оценивая фильм «Ленин в Октябре», рецензент журнала «Совьет
Раша тудей» назвал его выдающимся историческим документом 46.

Историк американского кино Льюис Джекобc не мог не признать:
«С приходом советских фильмов выкристаллизовалось искусство кине-
матографа...» 47. О роли кинематографа Страны Советов хорошо писал
Джей Лейда: «Октябрьская революция, выраженная советским кино,
прочно вплетена в американскую кинокультуру» 48.

Советские зрители в 30-е годы продолжали знакомство с лучшими
образцами американской кинематографии, прежде всего с фильмами
Чаплина «Огни большого города», «Новые времена»; увидели свет и
первые серьезные труды о его творчестве, принадлежащие перу советско-
го киноведа Г. А. Авенариуса. Еще в 20-е годы появилось три выпу-
ска сборника «Американские киноактеры», а также американские
фильмы «Вива, Вилья» и «Хлеб наш насущный», удостоенные премий
на советском кинофестивале.

В годы второй мировой войны фильмы Страны Советов стали часты-
ми гостями на экранах США. Успехом пользовались такие ленты, как
«Кутузов», «Депутат Балтики», «Учитель», «Радуга»; в 1942 г. в нью-
йоркском зале «Ивнинг палас» демонстрировалась специальная кино-
программа, посвященная Ленину и Линкольну. Новая атмосфера сотруд-
ничества между двумя странами оказала свое воздействие и на продук-
цию Голливуда. Одной из «первых ласточек» стал фильм режиссера
Грегори Ратова «Песнь о России» — не лишенная мелодраматизма исто-
рия любви американца и русской девушки. Более удачным был фильм
«Северная звезда», снятый по сценарию Хелман известным режиссером
Льюисом Майлстоуном; в нем показывалось сопротивление советских
людей фашизму.

Развитие музыкальных контактов между двумя странами еще в пер-
вые годы Советской власти связано прежде всего с именем С. С. Про-
кофьева, который впервые приехал в США в 1918 г. в качестве пианис-
та-виртуоза, композитора, исполнителя собственных сочинений. В 20-е
годы Прокофьев был еще несколько раз гостем американской обществен-
ности, причем всякий раз его выступления удостаивались самых лестных
отзывов прессы. Характеризуя состояние музыкальной жизни в США,
Прокофьев особенно выделял оригинальное творчество Джорджа Герш-
вина. В 20-е годы американцы открыли и других выдающихся компози-
торов Советской России — Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина,
Н. Я. Мясковского, Р. М. Глиэра, в Нью-Йорке, например, была постав-
лена опера Шостаковича «Нос».

В 30-е годы контакты эти расширялись. В 1938 г. во время очеред-
ного визита в США Прокофьев в Бостоне дирижировал своей оперой-
сказкой «Петя и волк»; филадельфийский оркестр под руководством
знаменитого Юджина Орманди исполнил его кантату «Александр Нев-

46 Прогрессивный критик Гарри Потемкин, много писавший о советском искусстве,
опубликовал в журнале «Хаунд энд хорн» две серьезные работы: «Пудовкин и
революционная кинематография» и «Эйзенштейн и теория кино». Советский
фильм привлекал американских кинематографистов не только с идейно-темати-
ческой стороны. В знаменитом фильме «Гражданин Кейн», снятом оператором
Толандом, был использован прием так называемой «глубинной съемки», перво-
открывателями которого считаются Эйзенштейн и Тиссэ.

47 Цит. по: Лоусон Д. Г. Фильм — творческий процесс. М., 1965, с. 141.

48 Цит. по: Октябрь и мировое кино, с. 170.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


СССР И США: НАУЧНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ




ский» из одноименного фильма, тепло принятую. Советская тема входит
в это время в творчество прогрессивных американских музыкантов:
Я. Шейфер, руководитель певческих рабочих кружков, сочиняет хоровые
произведения на революционные сюжеты: «Ленин — наш вождь», «Го-
лодный поход» и др. Норман Касден пишет хоровую симфонию «СССР».

Не только художественное, но и огромное общественное значение
приобрела за океаном в годы войны Седьмая симфония Шостаковича.
19 июля 1942 г. симфония транслировалась через коротковолновые радио-
станции США по всему миру. Успех произведения был беспрецедентным.
Поэт К. Сэндберг отозвался на это событие стихотворением «Дмитрию
Шостаковичу — творцу Седьмой симфонии».

Пользовались известностью и другие советские композиторы:
С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. И. Хачатурян, Р. М. Глиэр,
Т. Н. Хренников; одним из лучших исполнителей советских песен заре-
комендовал себя Поль Робсон. Данью уважения героизму советского на-
рода стала Пятая, «Военная» симфония Роя Гарриса, посвященная Со-
ветскому Союзу. В годы войны Сергей Рахманинов, живший в США, не
раз выступал с концертами в пользу Советской Армии; осенью 1941 г.
он отправил в СССР личный подарок — большой груз медикаментов.

Уже в 20-е годы сложились связи между художниками двух стран.
По инициативе американо-русского института в США был организован
ряд советских художественных выставок; на одной из них в марте
1924 г. были представлены работы 74 мастеров живописи. Советские ху-
дожники П. П. Кончаловский, Ф. А. Малявин участвовали в междуна-
родных выставках в Питтсбурге. С 1922 по 1945 г. в Нью-Йорке жил и
работал С. Т. Коненков — выдающийся русский скульптор. За это время
им было выполнено около 150 портретов в бронзе, мраморе, дереве.
Н. П. Кончаловская вспоминает, что скульптора осыпали предложения-
ми, «он работал над официальными заказами, как он сам говорил,
„трезвых и рассудительных людей"... И все же иногда прорывалось в
его творчестве коненковское любовное и вдохновенное видение нату-
ры...» 49. Это сказалось в создании портретов японского бактериолога
Ногучи, а также С. В. Рахманинова и И. П. Павлова, позировавших в
его нью-йоркской мастерской. Интересно был решен портрет А. Эйнштей-
на, с которым скульптор не раз встречался. В 1924 г. Коненков сделал
в дереве скульптурный портрет «Ленин—трибун». В декабре 1945 г.
Коненков вернулся в СССР и привез свои скульптуры.

Русская тема присутствует в творчестве ряда американских мастеров,
в частности Р. Кента. Уильям Зорах, выходец из России, работал в
30-е годы над проектом памятника Ленину для Дворца Советов.

В 1924 г. в Москве была устроена выставка негритянской скульптуры;
четыре года спустя там экспонировались картины прогрессивного амери-
канского художника Луи Лозовика. В ноябре 1931 г. в Москве были вы-
ставлены графические работы художников, входивших в революционные
«Клубы Джона Рида». Прогрессивный американский график Фред Эллис,
живший в 30-е годы в СССР, сотрудничал в ряде московских централь-
ных газет. В годы войны с лекциями и докладами об СССР активно
выступает Р. Кент. Весной 1942 г. 50 выдающихся художников и скульп-


торов направили письмо президенту Рузвельту, требуя увеличить постав-
ки Советскому Союзу. В одной из картинных галерей Нью-Йорка откры-
лась выставка художников Луи Лозовика и Фрэнка Горовица под назва-
нием «Жизнь СССР».

В целом рассматриваемый период характеризуется разнообразием и
расширением культурных контактов между двумя странами. Они еще
более укрепились в годы войны, когда два народа вели совместную
борьбу против общего врага, а героизм советских людей вызывал горя-
чие симпатии американской общественности и мастеров культуры. Ин-
терес в США к советской литературе, театру, кинематографу, широкое
признание, которое получили Горький, Маяковский, Шолохов, Станислав-
ский, Мейерхольд, Эйзенштейн, Шостакович и другие,— все это стало
свидетельством высокого авторитета социалистического искусства за
океаном. В свою очередь, в СССР в этот период шло освоение всего того
ценного, что было создано в культурной сфере американским народом.
Прежде всего это относится к кинематографу и особенно к литературе.
Фильмы Чаплина, лучшие произведения Драйзера, Хемингуэя, Синклера,
Стейнбека, Льюиса пользовались широкой популярностью, стали духов-
ными спутниками советских людей.


49 C. Т. Коненков. Встречи. Воспоминания современников о скульпторе. М., 1980,
с. 46.


ИСТОРИОГРАФИЯ




Историография

1. Историческая наука в США от первой
до окончания второй мировой войны

В рассматриваемый период американская историческая наука разви-
валась в весьма сложных условиях и под воздействием многих факторов.
Большое значение имели социально-политические последствия первой
мировой войны, общий кризис капитализма, строительство социализма в
СССР, углубление межимпериалистических противоречий. Необходимо
также учитывать процессы, происходившие в самих США,— неустойчи-
вость экономики, обострение классовой борьбы, рост социальных движе-
ний. Все это оказало влияние на мировоззрение буржуазных ученых, их
подходы к трактовке и оценке общественных явлений, на методологию
буржуазной исторической науки вообще и исторического познания в
частности.

Релятивизм и прагматизм, идея невозможности познания прошлого
стали занимать все более заметное место в качестве исходных теоретиче-
ских посылок в работах буржуазных историков США. Отрицание объек-
тивной истины и закономерности в развитии исторического процесса
прозвучало в выступлении К. Беккера, ученика и последователя Ф. Тер-
нера, на съезде Американской исторической ассоциации (АИА) в 1926 г.
Беккер ставил под сомнение значение исторического факта. Сама исто-
рия, говорил он,— плод воображения историка. Ценность истории, по
мнению Беккера, состоит в полезности прошлого для настоящего, и за-
дача историка извлечь пользу из минувшего 1. В 1931 г. на съезде АИА
Беккер вновь подчеркнул, что история—«акт мысли» и творить ее сле-
дует сообразно практической полезности и выгодности, с учетом интере-
сов современности. Два года спустя, в 1933 г., известный и влиятельный
ученый Ч. Бирд, будучи президентом АИА, назвал эту отрасль знаний
«актом веры историка», от личности и взглядов которого и зависит отбор
фактов и материала, равно как и истолкование их 2.

Говоря об основных, тенденциях развития исторической науки в США,
следует отметить, что в этот период усилилась тяга к ее специализации
и дифференциации. Создавались исторические общества и ассоциа-
ции, в частности по аграрной истории, интеллектуальной истории.
Значительно возросло число исторических журналов по отдельным на-
правлениям исследований. В 1945 г. к АИА примыкали 833 местных
исторических общества.

В 1934 г. был открыт Национальный архив — крупнейшее хранилище-
документальных источников всех периодов истории США. Множества
документов хранится в Библиотеке конгресса, в библиотеках президентов
США Гувера, Рузвельта, Трумэна, в университетских библиотеках.
В межвоенные годы была предпринята обработка документов, осуществ-

1 Becker С. Everyman His Own Historians. Chicago, 1966.

2 Beard Ch. A. Written History as an Act of Faith.— In: The Philosophy of History in
Our Time / Ed. by H. Meyerhoff. N. Y., 1959.


лена публикация многих из них. Усовершенствовалась методика иссле-
дований, расширялась тематика.

Основные усилия американских буржуазных историков были направ-
лены на разработку проблем внутри- и внешнеполитической истории
США. Значительно меньше внимания обращалось на изучение истории
других стран и народов. Выступая в 1945 г. с президентским адресом в
АИА, К. Хейс призвал ученых отказаться от «интеллектуального изоля-
ционизма», предложил уделять больше внимания изучению истории стран
Латинской Америки, Европы и Азии 3. Но в целом американские исто-
рики были заняты историей собственной страны 4.

Консервативная «имперская школа», возникшая еще в начале 1900-х
годов, продолжала изучение истории колоний 5. Ее представитель Осгуд
опубликовал в 20-е годы исследование по истории американских колоний
в XVIII в. (продолжение ранее опубликованной работы, посвященной
колониям в XVII в.) 6. В новом труде автор подробно описал систему
управления колониями, связи между ними, развитие торговых отношений,
характер имперской политики Великобритании, развитие противоречий
между метрополией и ее владениями. Один из основателей «имперской
школы», Ч. Эндрюс, издал фундаментальное исследование7, содержащее
огромный фактический материал. Американские колонии рассматривались
им как часть Британской империи. Противоречия между колониями и
метрополией Эндрюс сводил к вопросам управления заморскими террито-
риями. Предоставление колониям статуса доминиона, по его мнению,
могло бы предотвратить восстание в Америке.

Историки А. М. Шлезингер-старший и Дж. Джеймсон изучали Аме-
риканскую революцию XVIII в.8 Первый исследовал роль крупных тор-
говцев в период войны за независимость9. Второй подошел к войне за
независимость как к социальному движению10. Он подчеркнул, что в

3 Heyes С. Н. The American Frontier — Frontier of What? — American Historical Re-
view, 1946, vol. 50, p. 199—216.

4 Некоторые вопросы развития исторической науки в США в межвоенные годы
рассмотрены в историографии 2-го тома данного издания. См. также: Дементь-
ев И. П., Мальков В. Л., Наджафов Д. Г.
Историография США (1918—1945).—
В кн.: Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М.,
1968; Дементьев И, П. Историография США.— В кн.: Историография новой и но-
вейшей истории стран Европы и Америки. М.: МГУ, 1977.

5 Подробнее см.: Уткин А. И. Американская историография колониального перио-
да.— В кн.: Основные проблемы истории США в американской историографии:
От колониального периода до гражданской войны 1861—1865 гг. / Отв. ред.
Г. Н. Севостьянов. М., 1971.

6 Osgood Н. The American Colonies in Eighteenth Century. N. Y., 1924—1925. Vol. 1—4;
см. также: Смолова Т. А. «Имперская школа» в буржуазной историографии США
в конце XIX — начале XX в.: (Концепция Г. Л. Осгуда).—В кн.: Вопросы оте-
чественной, зарубежной истории, литературоведения, языкознания. Казань, 1981;
Она же. Эдвард Чаннинг и «имперская школа» в американской буржуазной ис-
ториографии.— Там же.

7 Andrews Ch. The Colonial Period of American History: Vol. 1—4. New Haven, 1934—
1938.

8 Подробнее см.: Уманский П. Б. Проблемы американской революции.— В кн.: Ос-
новные проблемы истории США в американской историографии: От колониаль-
ного периода до гражданской войны 1861—1865 гг.

9 Schlesinger A. M. Colonial Merchants and American Revolution, 1763—1776. N. Y.,
1918.

10 Jameson J. The American Revolution Considered as a Social Movement. Princeton,
1926.



ИСТОРИОГРАФИЯ


ИСТОРИОГРАФИЯ




результате революции было произведено перераспределение земли, нача-
лось быстрое развитие промышленности и торговли. Автор проанализиро-
вал социальную природу тори и вигов.

Большим событием стал выход в свет труда супругов Чарлза и Мэри
Бирдов «Происхождение американской цивилизации» 11. В то время
главой «прогрессистов» по праву считался Ч. Бирд, оказавший значи-
тельное влияние на развитие основных направлений исторической науки
в США.

В упомянутом труде Бирды рассмотрели кардинальные проблемы
истории США: войну за независимость, основные тенденции развития
страны в первой половине XIX в., истоки гражданской войны 1861—
1865 гг. Авторы представили историю страны как борьбу «аграрных и
промышленных интересов» 12. На первый план были выдвинуты сопер-
ничество индустрии с сельским хозяйством, противоречия между отдель-
ными группами буржуазии, различными слоями фермерства, а не клас-
сов. В другой работе исследовалась история конституции 1787 г., кото-
рая, как показал Бирд, была результатом усилий главным образом
денежного и торгового капитала и отвечала интересам делового мира 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: